Сколько бы ни старались службы доставки, а покупателей в супермаркетах меньше не становится. Да и сами сети супермаркетов продолжают расти как на дрожжах. Обозреватель НГС сравнил успехи и неудачи основных игроков этого рынка — именно они будут в конце концов будут отвечать за то, какие продукты окажутся на столах и в холодильниках горожан.
Тройка лидеров
Казалось бы, продовольственные магазины сегодня уже можно обнаружить максимум в десяти минутах ходьбы в любой части города (а много где у вас будет еще и выбор), но сети продолжают наращивать количество торговых точек.
Чемпионом в этой дисциплине в прошлом году стала X5 Group, которая успела открыть за это время 46 «Пятёрочек» (рост почти 16%) и 36 «Чижиков» (рост 180%). Темпы роста, которые свойственны скорее для развивающегося рынка, чем для города, где и так супермаркеты разных сетей уже стоят порой бок о бок.
Примерно такие же темпы демонстрирует «Магнит», открывший 43 торговые точки основной сети (рост 19,5%). В прошлом году она демонстрировала готовность к нестандартным решениям: например, один из магазинов заработал на площади Маркса на втором этаже ТЦ. У сети не было торговых точек в этом оживленном транспортном узле, и свободных площадок обычного типа тоже в ближайшей перспективе не просматривалось. Помещение этажом выше стало оригинальным решением.
Сюрприз преподнесла «Монетка», которая за год выросла на 40 точек. Это меньше, чем у «Пятёрочки» или «Магнита», но у «Монетки» в декабре 2023 года было только 100 магазинов (рост 40%). Стало окончательно понятно, зачем «Лента» купила эту сеть в 2023 году. Супермаркетов же самой «Ленты» за год стало больше всего на два магазина.
Алкомаркеты не останавливаются
Из крупных сетей, которые в Новосибирске работают уже давно и обзавелись уже приличной базой, самые высокие темпы роста демонстрирует группа «Меркури». Ее флагман — сеть «Красное&Белое» — увеличилась за год на 86 точек (рост 43%).
На 18 магазинов прирос «Бристоль» (14% рост). Всего у группы сейчас в городе 432 магазина — больше нет ни у кого вообще. Даже X5 с ее бурно растущим «Чижиком» и увеличивающейся сетью «Пятёрочка» располагает пока только 399 магазинами.
Формат небольшой торговой точки с минимумом недорогого оборудования позволяет «воткнуть» такие магазинчики там, где не сможет работать ни одна другая сеть. Росту алкомаркетов также способствует расширение имеющихся и появление новых жилых комплексов. Как правило, первым в таких местах появляются именно «К&Б» и ПВЗ маркетплейсов.
Причем чем дальше, тем меньше подобные торговые точки нуждаются в помещениях на улицах с большим трафиком. Потенциальные покупатели всё чаще в обыденной жизни пользуются не зрительной памятью, а гео-сервисами (прежде всего, «Яндекс» и 2ГИС), и для этого быть на виду уже не так обязательно. Значит, спектр помещений, пригодных для новых магазинов, значительно расширяется.
Активность красно-белых гигантов, впрочем, до сих пор оставляет место для работы и даже для развития других игроков. Например, омская сеть «Алкостресс» выросла в Новосибирске уже до 27 точек. Неплохо чувствует себя и премиальный сегмент: в городе уже работает шесть винотек InVino, в прошлом году сразу два магазина открыла компания Simple, а сеть Bonwin обзавелась второй точкой. Да и новосибирский проект «Сомелье» медленно, но увеличивает количество магазинов — сейчас их уже 49.
Всего по запросу «алкомаркет» 2ГИС выдает в Новосибирске 1500 точек («супермаркетов» чуть больше 1700). Большинство из них, к слову, предлагают не только алкоголь, но и продукты питания или хотя бы то, что можно использовать как закуски. «К&Б» с «Бристолем» вполне способны выполнить функцию продовольственного магазина для не слишком привередливого покупателя, так что таких магазинов, вероятно, станет еще больше.
Дискаунтеры против «нищемаркетов»
В 2023 году омский предприниматель Виктор Шкуренко поспорил с руководителем восточно-сибирского подразделения X5 Ярославом Шиллером на бутылку дорогого французского коньяка, предположив, что новой сети «Чижик» не удастся победить куда менее презентабильно выглядящий «Светофор». Пари заключено на пять лет, за которые много еще чего может произойти, но пока события развиваются таким образом, что бутылку «Луи 13» может получить управленец X5.
К началу января в Новосибирске работает уже 60 «Чижиков», причем количество торговых точек выросло на четыре меньше чем за месяц. Неприхотливый формат «Чижика» позволяет использовать самые неожиданные помещения.
Например, один из последних по счету новых магазинов открыт во дворах в Шевченковском жилмассиве. Само здание существует и используется для торговли давно, но «Чижик» занял помещение, попасть в которое можно «с черного хода». И покупатели находят к нему дорогу, несмотря на то, что рядом работают супермаркеты всех основных конкурентов. Кому-то просто лень идти лишние 200 метров до «Пятёрочки» или «Магнита», а кто-то доволен той небольшой, но стабильной экономией, которую обещают собственные бренды «Чижика».
«Светофор» в Новосибирске давно уже не растет. Сеть немного сократилась в размерах, и сейчас у нее 34 магазина под этим названием плюс девять гипермаркетов «Маяк». У них есть свой покупатель, но никаких признаков того, что этот подход к торговле будет не то что доминировать, а хотя бы укреплять позиции, пока нет. Все-таки люди, даже вынужденные экономить, хотят к себе человеческого отношения и товаров с более или менее предсказуемым качеством. В «Светофоре» же до сих пор продается «сливочное масло по ГОСТу» по цене маргарина. И покупателю самому предоставляется выбирать, верить ли ему в такую невероятную щедрость или нет.
Чего ждать
Несмотря на мрачные прогнозы (связанные в частности с падением объемов строительства), пока ритейл демонстрирует хорошую форму. По данным Росстата, оборот розничной торговли за первые 10 месяцев прошлого года вырос более чем на 12%. Разумеется, отчасти это произошло за счет роста цен, но ведь новосибирцы пришли и купили эти подорожавшие товары. Значит, деньги у них пока есть.
Более того, в городе как будто наблюдается некоторая нехватка магазинов более высокого уровня, чем могут предложить стандартная «Пятёрочка» или «Магнит». Томская «Лама» например, переделала в конце года сразу два своих универсама «Хороший выбор» в супермаркеты SPAR: на улице Гоголя и в Северо-Чемском микрорайоне. И покупателей в обеих торговых точках стало ощутимо больше, потому что, кроме более или менее стандартного набора товаров, там можно купить и готовые блюда из собственной кулинарии, и свежевыпеченный хлеб, и какие-то более редкие позиции, отсутствующие в супермаркетах поменьше.
Уверенно себя чувствует гастроном «Богдановский» на улице Богдана Хмельницкого, который вообще работает в архаичном, казалось бы, формате «заприлавочной торговли». Но качество и выбор продуктов, а также собственный кондитерский цех заставляют покупателей сюда возвращаться.
Эту потребность стремятся, как могут, удовлетворить и основные игроки рынка. X5 Group в прошлом году начала продвигать свой бренд «Пятёрочка.Кафе», а «Магнит» открыл на улице Семьи Шамшиных супермаркет с настоящим кафе. Так что эти сети в этом году всё чаще будут пытаться откусить кусок пирога не только друг у друга, но и у общепита тоже.
Тем более что граница между торговлей продуктами и ресторанным бизнесом будет стираться еще активней благодаря сервисам доставки. Сегодня два доминирующих игрока на этом рынке, «Купер» (входит в структуру «Сбера») и «Яндекс», предлагают и то, и другое. О том, как работает этот бизнес и почему компании готовы вкладывать в него огромные средства, читайте в материале обозревателя НГС.