Компания «Холидей» объявила на этой неделе, что продаёт сети «Лента» 22 своих объекта в Сибири, в том числе 11 новосибирских магазинов. Как рассказал НГС.НОВОСТИ председатель совета директоров «Холидея» Николай Скороходов, это лишь первая сделка, за ней могут последовать и другие. Подробности — в материале НГС.БИЗНЕС.
Магазины сети «Холидей» продают — сеть «Лента» договорилась с новосибирской компанией «Холидей» о покупке у неё 22 супермаркетов: только 11 из них расположены в Новосибирске, остальные — в других городах Сибири.
«Мы определили для себя, что точно оставляем себе сеть "Холди дискаунтер", а все остальные объекты — супермаркеты и гипермаркеты — мы выставили на продажу,
о чём информировали всех федеральных ритейлеров и местные сети тоже. С несколькими потенциальными покупателями мы ведём переговоры, но соглашение достигнуто пока только с "Лентой"», — сообщил НГС.БИЗНЕС Николай Скороходов, уточнив, что речь идёт только о собственной недвижимости «Холидея». Магазинов, работающих в арендованных помещениях, это предложение не касается.
Всего на продажу «Холидей» выставил 151 объект общей площадью 300 тысяч кв. м, расположены эти магазины во всех регионах присутствия компании: Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областях и Алтайском крае.
Сделка с «Лентой» включает 22 объекта общей площадью порядка 40 тысяч кв. м. В Новосибирске «Ленте» перейдут магазины на улицах Бориса Богаткова, 206; Пархоменко, 90/1; Колхидской, 11; Трикотажной, 29; Маяковского, 24; Волховской, 30, два магазина в ТЦ «Континент» (на Троллейной и на Гусинобродском шоссе) и ещё два — в области.
После того как эти помещения станут собственностью «Ленты», там откроются супермаркеты компании. Сейчас в Новосибирске у «Ленты» четыре магазина этого формата, один из которых, кстати, открыт в помещении, которое ранее освободил «Холидей» в ТЦ Fantasia на площади Маркса.
Что касается остальной недвижимости, то, по словам Скороходова, «Холидей» готов расстаться с ней, только если покупателем будет предложена уже определённая компанией цена.
«Если на какие-то объекты мы не найдём покупателей, то просто откроем там "Холди"», — говорит Скороходов.
Формат дискаунтера компания начала развивать во время кризиса 2009 года, и сейчас в Новосибирске и пригородах работает уже 54 магазина. Часть из них, к слову, уже заменили супермаркеты компании «Холидей классик» (один из последних примеров — магазин в ТЦ «Магеллан» на Северо-Чемском жилмассиве). «Холди» отличает простое оформление залов, выкладка значительной части товаров в коробках, меньшее количество сотрудников и низкие цены.
По мнению независимого розничного эксперта Александра Агеева, решение «Холидея» сосредоточиться на низкомаржинальном сегменте «выглядит вынужденным».
«Они несколько раз пытались развивать магазины для более состоятельных покупателей, но больших успехов не достигли. А вот "Холди дискаунтер" в нынешней ситуации, когда покупательная способность неуклонно падает, выглядит вполне конкурентоспособным. Тем более что ни "Магнит", ни тем более "Пятёрочка" в формате жёсткого дискаунтера сейчас не работают, стремясь, наоборот, открывать более уютные (а значит, более затратные) "магазины у дома"», — считает Агеев.
При этом эксперт признаёт, что момент для продажи выбран верно. В Сибирь сейчас пришли и активно развиваются две крупнейшие розничные компании России — «Магнит» и X5 (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»). У «Магнита» в Новосибирске уже больше 90 магазинов, а у X5 — 44. В этом году открывавшая исключительно гипермаркеты «Лента» также начала работать в формате супермаркетов (открыты уже 4 магазина), став для «Холидея» прямым конкурентом. Всем им срочно нужны площадки под новые магазины, и они готовы за это платить.
При этом Агеев считает, что продажа супермаркетов для «Холидея» является «тактическим решением, а не стратегическим выбором».
«Думаю, что часть магазинов уже работают на грани рентабельности или вовсе генерируют убытки. Продав их, "Холидей" сможет облегчить свой кредитный портфель, чтобы потом уже предложить потенциальным покупателям ещё и сеть дискаунтеров», — говорит Агеев.
Совладелец группы компаний «Новые торговые системы» Евгений Насоленко признаёт, что конкуренция усиливается, но уверен, что выжить в этих условиях можно, «предложив уникальную услугу». Помимо дискаунтеров «Лидер экономии» и супермаркетов «Универсам удачных покупок» и «Супермаркет плюс» (всего больше 100 объектов в Новосибирской области и Алтайском крае), НТС сейчас развивает в Сибири сети, ориентированные на более состоятельную публику, — «Бахетле» (по франчайзингу) и «Добрянка».
С ним соглашается и генеральный директор торгового холдинга «Сибирский Гигант» Александр Егоров. По его мнению, местные компании смогут конкурировать с розничными гигантами за счёт более широкого предложения блюд и полуфабрикатов собственного производства, а также выигрышного расположения самих магазинов.
Подписывайтесь на наш Twitter и читайте главные новости Новосибирска всего в 280 символах (на самом деле мы укладываемся в 140).
Стас Соколов
Фото автора