
Создание электрокара бизнесмен Алексей Пономаренко анонсировал еще в 2019 году
Бывший новосибирский прокурор Алексей Пономаренко в 2019 году решил на собственные деньги запустить производство отечественного электромобиля. Презентовать его пытались несколько раз (например, в Москве в декабре 2024 года), но впервые увидеть «чудо отечественного автопрома» журналистам удалось в июне 2025 года. Презентация проходила в пустующих залах «Нордмолла», где уже через пару месяцев должно начаться мелкосерийное производство. Создатели называют «Монарх» настоящим прорывом. Что это за автомобиль, действительно ли он уникальный и отечественный и как связан с рынком криптовалюты — в материале НГС.
Будущее все ближе

Пока «Монарха» разрешают рассматривать только снаружи
С конца «нулевых» — начала 2010-х в России периодически пытаются создать электроавтомобиль: Михаил Прохоров со своей не сбывшейся мечтой о «Ё-мобиле» был одним из первых. Из последнего, конечно, вспоминается новый «Москвич» на электрической тяге, который, как всем известно, вовсе не «Москвич». Гениальное инженерное решение по смене шильдика позволило символически реанимировать советскую классику и дать ей новую жизнь в новом обличии. Получилось ли — вопрос, скорее, риторический.
Сейчас на слуху новый проект «Атом», который называют первым российским электромобилем. Его производство хотят наладить на том же заводе «Москвич» — конвейер уже отлажен и даже собрана живая модель.
Презентация электромобиля, созданного не просто в России, а в Новосибирске, — это событие. Правда, авторы проекта из АО «Мое будущее» вели себя достаточно скромно: презентация была камерной, автомобиль полностью закамуфлирован изнутри и снаружи, а многие вопросы остались без ответа.
«Монарх» — это неоднозначный проект, за которым тянется скандальный шлейф
Идеолог и руководитель проекта Алексей Пономаренко объяснил его «закрытость» тем, что компания не стремится к хайпу и заявит о себе, когда автомобиль будет готов встать на поток. Массового производства при этом не будет — исключительно мелкосерийное, которое будет базироваться на площадях технопарка «Ново-Николаевский».
Первый отечественный?
Проект «Монарх», по словам создателей, — это первый полноценный отечественный седан с электрической тягой. Предполагается четыре комплектации: гибрид с передним приводом, гибрид с полным приводом, полностью электрическая версия на 520 л. с. и полностью электрическая версия на 1200 л. с.

Алексей Пономаренко работал в прокуратуре, а потом занялся криптобизнесом
Алексей Пономаренко называет автомобиль «оригинальным», но признался, что внушительная часть комплектующих закупается и производится за рубежом.
«Большинство элементов, порядка 65–70 %, мы везем из Китая. У нас есть свое комплектующее производство в городе Шэньчжэнь, это наша компания. С китайских заводов мы везем внутренние штампы, не наружные, каркас, скелет — там мы его свариваем, там монтируем навесное оборудование, силовую электронику, — пояснил руководитель проекта небольшой группе журналистов во время презентации. — Скелет приезжает в Новосибирск, и сюда же приходят комплектующие из иных мест. В Новосибирске мы сами производим оптику, стекла, наружные элементы карбоновые».

Внутри салон «Монарха» закрыт наклейками и тканью, рассмотреть через стекло можно лишь некоторые детали интерьера, а маркировка самого стекла замазана
Интересно, что в разговоре с создателем «Монарха» после официальной части мероприятия процент зарубежных комплектующих снизился до 40–50 %. Основной же акцент бизнесмен снова сделал на том, что оптика произведена в Новосибирске.
«Структурно у меня две компании: одна находится в городе Шэньчжэнь, Китай, вторая находится в городе Новосибирск. Автомобиль примерно на 50%, включая внутренние штампы, а также силовую электронику, электромоторы, приводы, я собираю в Китае. Сюда приходит кит-комплект. В дальнейшем я в Новосибирске произвожу наружные элементы, оптику переднюю, заднюю — всё оригинальное, — заверил Алексей Пономаренко. — Стекла, люк, диски и остальные комплектующие, это порядка 20% оставшихся, мы везем со всего мира. Словакия, Германия, Канада даже».

По словам создателя, стекла и оптика производятся в Новосибирске
У производителя, кстати, есть официальный сайт, по информации которого компания российского предпринимателя из комплектующих производит «оптику, зеркала, все элементы кузова, стекла, сидения, дверные карты, программное обеспечение и системы искусственного интеллекта, колёсные диски».
До конца понять, насколько автомобиль «Монарх» действительно отечественный, так и не удалось. Что же касается оптики, то Алексей Пономаренко отметил, что сами светодиодные элементы — не собственного производства. В нашем случае речь идет о защитной капсуле фары, причем передней — на месте заднего монофонаря на представленном экземпляре оказалась установлена бутафория из полимерного материала.

Сегмент рынка, на который рассчитывает предприниматель, — между «Ладой» и «Аурусом»
По словам бизнесмена, «Монарх», мелкосерийное производство которого планируют запустить в Новосибирске до конца года, займет нишу рынка между «Ладами», «Москвичами» и «Аурусом». То есть попадет в довольно обширный сегмент от 3,5 миллиона до 46 миллионов рублей. Объемы производства тоже ориентированы на российский автофлагман: около 13 автомобилей в месяц или 150 — в год.
«Самый дорогой, самый топовый автомобиль будет стоить 6 миллионов 300 тысяч рублей. Автомобили гибридные стоят дешевле: от 4 миллионов 500 тысяч до 5 миллионов 200 тысяч — это гибрид с полным приводом. Будет еще автомобиль с силовой установкой 1200 лошадиных сил, но такая машина сейчас у нас только в стадии сборки, и сертификационного протокола на нее нет», — рассказал бизнесмен.
Собственно, представленный на презентации «Монарх» пока тоже не прошел сертификацию. Эта модель, по словам производителя, — электрокар с двигателем на 520 л. с.
Уникальный, нет аналогов

Пока не понятно насколько «Монарх» оригинален и является ли он действительно отечественной разработкой
Основной целью журналистов НГС было понять, что же скрывается за камуфляжем и буквально агрессивной рекламой с формулировками: «лучший», «единственный», «уникальный», «нет аналогов» и так далее.
Надо сказать, что за пару дней до презентации для СМИ на парковке «Нордмолла» уже презентовали этот самый «Монарх», но для инвесторов и партнеров. В прямом эфире Алексей Пономаренко рассказал, что наиболее приближены по подвеске и характеристикам к его проекту китайцы BYD HAN и ZEEKR 001. Во время презентации для СМИ предприниматель также уточнил, что силовая установка — полностью китайская и взята именно с BYD HAN.
Что касается кузова, то производитель не скрывает, что за основу взяли существующую европейскую модель. За кадром удалось выяснить, что речь идет о BMW GT. Разумеется, кузов не стандартный, а с доработками и другими габаритами. Очевидно, что внешне это точно не «немец».



Снимать «Монарх» изнутри нам не разрешили даже с учетом того, что практически все элементы были скрыты за пленкой и тканью. Капот и багажник также оказались недоступны для осмотра.
Сидения в салоне маркированы логотипом «Монарха» — стилизованной буквой «М». Маркировка на стеклах тщательно замазана. Все что попало в кадр, пытаемся сравнивать все с тем же BYD HAN — совпадения действительно есть.

Прототип «Монарха» внешне схож с китайским автомобилем

Алексей Пономаренко сам говорит об использовании в комплектации деталей BYD HAN
«Здесь всё заклеено, капоты закрыты. Если это требуется, мы, безусловно, его можем открыть — не сейчас, не здесь, не для всех, но мы можем, — расплывчато сообщил Алексей Пономаренко. — Эта машина готова, она создана, у нее стоит оригинальная панель, сиденья — всё. Я ее просто не раскрываю, поскольку автомобиль доводится, я бы хотел еще что-то поменять».
Оценить обещанные карбоновые вставки из-за камуфляжа тоже не удалось. Кстати, бизнесмен рассказал, что его автомобиль может быть даже бронированным — благодаря использованию кевларовых материалов.
При чем здесь крипта

Алексей Пономаренко отметил, что купить акции и стать инвестором проекта «Монарх» можно будет только после сертификации и запуска серийного производства
В ходе презентации будущий производитель рассказал и площадях производства: мини-завод будет оборудован на двух этажах технопарка «Ново-Николаевский». По планам Алексея Пономаренко, сборка автомобилей здесь должна стартовать уже через пару месяцев — осенью этого года.
При этом, выступая перед журналистами, Алексей Пономаренко категорично заявил, что внешние инвестиции в проект на сегодняшнем этапе не предусмотрены.
«Мы самостоятельно за свои деньги заканчиваем сертификацию и заканчиваем эмиссию. Только тогда, когда под руководством Центрального Банка России будет проведена и подтверждена эмиссия, когда мы закончим сертификацию, любой житель Российской Федерации — я надеюсь, таких будет немало — станет нашим партнером и акционером этого завода», — заявил он во время презентации.

Презентация «Монарха» для журналистов проходила в холле «Нордмолла», где Алексей Пономаренко планирует запустить завод по производству автомобиля
Между тем во время стрима для будущих партнеров эксперт по криптовалюте и заработку в интернете Денис Ерофеев рассказывал и об инвесторах, и об акциях.
«Группа инвесторов уже приехала, чтобы выкупить основной пакет — они уже сделали заявку на очень круглую сумму в долларах, почти миллион долларов они забирают», — заявил он за два дня до презентации автомобиля перед журналистами.
Тем, кто, возможно, задался вопросом, какое отношение этот проект имеет к криптовалютам, Денис Ерофеев пояснил: у компании есть токенизированные акции. При этом он признал, что у инвесторов есть сомнения.
«Точно так же, как люди не заходили в венчурные инвестиции, не покупали эфир, не покупали биткоин на [начальной] стадии, — точно такое же настроение сейчас. У нас была группа инвесторов, уже порядка 30 человек: приехали, все покатались на этом полигоне. Выпущены акции, будет скоро сделана эмиссия „Монарха“. Сегодня был оценщик, он катался на машине, смотрел корпорацию, проверял все активы, и начинается предпродажа этих акций», — заявил эксперт по криптовалюте.
Криптовалюта также входит в сферу интересов Алексея Пономаренко, хотя его прошлое — совсем не финансовое. С 2005 по 2011 годы он работал в разных подразделениях прокуратуры Новосибирской области, в том числе вел надзор за следствием и дознанием. После госслужбы занялся бизнесом: в 2012 году руководил компанией «ЗемСтройРесурс», которая проводила сделки с земельными участками.
Параллельно бывший сотрудник прокуратуры заинтересовался как раз криповалютой и добился определенных успехов: по его словам, в его активах было около 2 тысяч блоков. После их продажи вырученные средства он решил направить на развитие новых направлений бизнеса.
Алексей Пономаренко вплоть до настоящего времени возглавляет совет директоров АО «Моё будущее»: компания занимается инвестициями в сфере высоких технологий. Среди основных направлений — не только проект электромобиля «Монарх», но также лечение раковых заболеваний, искусственный интеллект, инновации в строительстве и экология.
Впрочем, презентация «первого отечественного электромобиля» оставила массу вопросов. Будем надеяться, что осенью в Новосибирске действительно начнется производство автомобиля, где будут «сорваны все маски», и тогда мы с гордостью сможем рассказать о достижениях местных идеалистов. Пока же делать громкие заявления о невероятном прорыве и выходе отечественного производителя на новый уровень, увы, преждевременно.

Верите в перспективы «Монарха»?
Стоит отметить, что россияне в принципе не спешат пересаживаться на электромобили — хотя среди новосибирцев есть поклонники этого сегмента авторынка.