
Отреставрированный советский автомобиль может стоить дороже новой иномарки
Автопром советского периода сегодня — это скорее увлечение, чем практическая стратегия. «Лада» в разных вариациях, «Нива», «Москвич» и другие становятся объектами пристального внимания реставраторов и коллекционеров. Они олицетворяют целую эпоху, вызывая у многих чувство ностальгии. Их узнаваемый дизайн и простота конструкции привлекают как тех, кто помнит эти машины с детства, так и автомодников, ищущих способ выделиться. Когда-то они были роскошью и мечтой миллионов, а сегодня переживают второе рождение, превращаясь из ржавых раритетов в блестящие артефакты прошлого. Реставрация советских автомобилей стала не просто хобби, а настоящим трендом, который объединяет энтузиастов, коллекционеров и инвесторов. О том, какие ретрокары и за сколько продают в Новосибирске, — в материале НГС.

«Лады», «Волги» и «Москвичи» интересны автоэстетам своим дизайном и духом эпохи
Стоит отметить, что продавцы отреставрированных культовых советских автомобилей без особого энтузиазма идут на контакт, понимая, что к ним обращается не потенциальный покупатель, а журналист. Поэтому после мониторинга основных ресурсов, где обычно продают автомобили в Новосибирске, у нас получился обзор, на основе которого, в целом, можно сделать вывод, какие факторы добавляют нулей к цене советского автомобиля на вторичном рынке.
Когда «двойка» лучше «пятерки»



Автомобиль с историей, настоящая находка для коллекционера: ВАЗ (LADA) 2102 1.2 MT 1971 года выпуска. Этой «двойке» — классическому советскому универсалу — 54 года. Эту выдержку продавец оценивает в 6 миллионов рублей.
— Уникальное предложение. Автомобиль, сошедший с конвейера завода в первый день начала производства данной модели. Что подтверждается номером кузова из первых 50, выпущенных в 1971 году, — сообщает собственник в объявлении.
На фото автомобиль выглядит так, будто сошел с конвейера не в 1971 году, а пару дней назад и еще даже не выезжал в город — реставраторы провели ювелирную работу.
Не секрет, что дизайн первых «Жигулей», и этого автомобиля в том числе, заимствован у итальянского Fiat. Его эксклюзивность и историческая уникальность являются важным фактором для коллекционеров. Очевидно, что такой автомобиль покупают не для того, чтобы учить вождению детей в селе или возить картошку с дачи.
Еще один фактор, который подтверждает, что автомобиль — настоящий эндемик советской эпохи и автопрома — у него под капотом конвейерный двигатель 1971 года… новый! Три владельца в ПТС и 10 000 км пробега дополняют картину.
«Нива» полувековой выдержки






«Нива» (ВАЗ-2121) — легендарный внедорожник, известный своей проходимостью и простотой обслуживания. Даже в строчках песни упоминалась: «От ядерных осадков не заглохнет „Нива“». И, пожалуй, многие согласятся, что метафора не лишена правдоподобности. Так вот, реанимированную «Ниву» 1977 года выпуска продают в Новосибирске за 2,7 миллиона рублей.
— Прекрасно восстановленный автомобиль. Первый год выпуска, номер кузова из первой тысячи. Все отличия от более поздних годов вы можете увидеть на фото. Состояние автомобиля как с конвейера, только ручной сборки, — говорится в объявлении. — В ПТС одна запись, пробег — 10 000 км.
Коллекционный хет-трик — твердая «четверка»



У первого и второго предложений много общего: ювелирная реставрация, первый год выпуска модели, а также первая тысяча, сошедшая с конвейера. Складывается впечатление, что в качестве лотов предложены результаты работы одного мастера. Подтверждением становится не менее впечатляющая автоособь времен Советского Союза в «похожих вариантах»: «Лада-2104» 1984 года за 2,5 миллиона рублей. Описание в объявлении подтверждает, что нам попался хет-трик коллекционной распродажи, хотя и разбросанный по разным площадкам.
— Состояние нового автомобиля. Из первых 500 машин, выпущенных заводом. Помощь в отправке автовозом или крытым эвакуатором. Три записи в ПТС, пробег в 1 000 км, — коротко описывает свое предложение продавец.
По указанному в объявлении номеру журналисту НГС подтвердили, что все три объявления — действительно экспонаты одной коллекции.
— Это продажа собственной коллекции. Очень скрупулезная работа была, восстанавливали каждый автомобиль по болтику, самостоятельно, проделана огромная работа. Владелец — человек очень понимающий и подходил к вопросу детально, — коротко рассказал автор объявления, который и занимался восстановлением автомобилей.
К более детальному общению собеседник оказался не готов, и историю машин и подробности проделанной работы и ценообразовании выяснить не удалось. Как стало понятно из краткого разговора, ценность каждого из представленных автомобилей формируется двумя ключевыми факторами: проделанная работа (которая также требовала вложений) и уникальность конкретных экземпляров, которые выделяются историческим флером и признаками «породы» на фоне сверстников одного семейства.
Королева номенклатуры



«Волга» была королевой дорог и транспортом советской номенклатуры, а позднее стала базой отечественного такси.
ГАЗ-24 «Волга» 1979 года выпуска ищет нового владельца, готового заплатить за нее 1,14 миллиона рублей. Один владелец, 5 000 км пробега.
— Слегка стилизован под современность. Авто более чем привлекает своим внешним видом. Весь прошумлен. Музыка очень достойная. Вложено много сил и времени, поэтому знаю, что продаю. Доедет куда угодно своим ходом, — говорится в описании.
«Барсик» за полмиллиона



Легендарный «Москвич-412» 1978 года с привлекательным родным, по словам продавца, пробегом в 28 000 км продается за полмиллиона рублей. В описании рассказана небольшая история автомобиля, который когда-то в народе называли «Барсик».
— После долгой стоянки был произведён кап. ремонт ДВС на новых запчастях СССР (новая поршневая, клапана, вкладыши, помпа, сальники, патрубки). Установлено бесконтактное зажигание, — сказано в объявлении. — Свет, печка дворники и т. д. — всё исправно работает. В придачу коробка расходников на запас. Кузов весь в родной краске, без ДТП и прочего. Есть возрастные недочеты.
«Копеечка» влетит в рубль



И бонусом — легендарная «копейка». «Копейке» посвящали фильмы, это автомобиль-эпоха. «Лада-2101» 1980 года, которая не наездила и 30 000 км, в Новосибирске продается за 500 тысяч рублей.
— Не гнилой. Ухоженный. Эксклюзивный красный салон, красный ковролин на полу. Паук на ручке КПП. Подвеска в идеальном состоянии. Двигатель 2106 (инжектор) 80 л.с, КПП 5 ступеней. Мост ВАЗ 2107, тормоза с вакуумом. Едет очень шустро. Есть косяки по кузову. Не музей. Все жидкости заменены. Бортовой компьютер, — сообщает продавец.
«Паук на ручке КПП» — не меньшая легенда, чем сам автомобиль. Но здесь, скорее, речь идет не о реставрации. Собственник уверяет, что с кузовом, за исключением небольших недочетов, все в порядке. А бонусом предлагает покупателю госномер серии ККК.
От ржавого рудимента к коллекционному экспонату

Коллекционные автомобили для ценителей восстанавливают под заказ
Вообще, реставрация советской автотехники — не косметический ремонт, а полноценное восстановление в мельчайших деталях, чтобы в салоне пахло новым автомобилем, — это специфическое направление. Трудоемкость процесса можно оценить по вполне очевидным этапам необходимых работ.
Демонтаж и разборка: полная разборка автомобиля для оценки состояния и выявления скрытых проблем;
Очистка и ремонт кузова: удаление коррозии, восстановление или замена повреждённых элементов;
Ремонт или замена узлов и агрегатов: капитальный ремонт двигателя, трансмиссии и других систем;
Восстановление салона: перетяжка сидений, восстановление приборной панели и других элементов интерьера;
Окраска и сборка: нанесение новой краски и сборка автомобиля в первоначальный вид.
Каждый этап требует тщательного подхода и внимания к деталям, чтобы сохранить аутентичность и оригинальность автомобиля.
Надо сказать, что среди объявлений о продаже отреставрированных авто времен СССР есть масса предложений не коллекционного формата, без хирургической точности и детальности и признаков уникальности с исторической точки зрения. Разумеется, отличается и цена.
Рынок отреставрированных советских автомобилей активно развивается. Цены на такие машины могут варьироваться в достаточно широком диапазоне, это вполне очевидно из небольшой подборки объявлений. Все зависит от уровня реставрации. Восточная Европа, особенно Польша и Сербия, стала центром экспорта советской автоклассики. Кстати, голливудский актер Том Хэнкс является известным любителем ретроавтомобилей. В его коллекции есть тот самый Fiat, который стал праотцом нашей «копейки».
Чаще всего коллекционные автомобили для эстетов восстанавливают под заказ. А просто добротный ремонт, да еще и с установкой современной магнитолы, к примеру, в ту же «копейку» — это уже совсем другая история.
Кропотливому восстановлению мастера подвергают не только исторически важные автомобили — в прошлом году мы рассказывали, как новосибирцы решили «поставить на колеса» машину, которую достали из реки.