![Журналист НГС поехал в Белоруссию и купил себе машину — как он заработал на ней полмиллиона рублей (подробная схема) Едем за машиной в Минск | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/85/22/65/85226598bb4b52baaea857b5f45be5af/656x461_1:5593_759bff141176d64b45767435016b7e94@964x676_0xATjbM1Zu_2866750291709085363.jpg.webp)
В начале июля мы публиковали материал о том, как вырос интерес российских автовладельцев к покупке машин в ближнем зарубежье, в частности в Белоруссии. Речь шла о ценах на авто, которые за границей представлялись весьма выгодными, — авторедактор НГС Дмитрий Косенко решил лично съездить в Минск, прикупить себе новую машинку и заодно рассказать обо всех нюансах этого дела.
Да, первая и главная причина покупки авто в Белоруссии (как вариант, в Казахстане, Киргизии) — это, конечно, интересная цена машины, которая в некоторых случаях ниже на сотни тысяч рублей, чем здесь. Но это касается не всех моделей, не всех годов выпуска, поэтому первое, чем мы займемся, — тщательно изучим различные предложения на белорусских автомобильных сайтах, основным является av.by.
Выбор
Чтобы предметно погрузиться в рынок, нужно посвятить несколько дней изучению цен, комплектаций и прочих нюансов конкретной модели. Я выбрал для себя кроссовер Mitsubishi Outlander 3-го поколения и на остальные модели уже не отвлекался. Через несколько дней у вас формируется представление о рынке и ценах, появляется интуиция — какой вариант потенциально хорош, а какой лучше отмести.
Ехать лучше за конкретным заинтересовавшим вас автомобилем, заранее созвонившись с владельцем, тщательно всё спросив и обговорив. Но многие едут просто так, уже на месте осматривая несколько вариантов.
Оплата
Важнейший вопрос — как вы будете рассчитываться. Частные продавцы принимают местные рубли-зайчики или доллары, но купить валюту по выгодному курсу сейчас затруднительно, белорусские банки ввели ограничения на выдачу «зайчиков» при конвертации с российских карт «Мир», ввели большой процент комиссии — из-за этого вся выгода практически теряется.
Наиболее приемлемым способом остается межбанковский перевод в русских рублях, но с этим частники практически не связываются, такой вариант возможен только у автосалонов, у дилеров. Поняв эту особенность, вы начинаете искать машину только от юрлиц, от автосалонов. Уточняя информацию по выбранной машине, нужно обязательно спросить о возможности оплаты по счету, выставленному в российских рублях.
![Покупать машину лучше в автосалонах | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/74/64/b0/7464b06f0efac7785938b36a8881b294/656x536_1:5593_d40dd17206104224639d9999fe907425@950x776_0xTJk4ejAv_8173577985888955036.jpg.webp)
Что это такое? Автосалон должен иметь свой рублевый счет в белорусском банке и счет в российском корреспондентском банке. Вы заключаете договор купли-продажи, и салон выставляет вам счет, где указаны все реквизиты. Курс российского рубля определяется по сводкам Национального банка Белоруссии и не сильно отличается от курса ЦБ РФ. Далее вы даете команду своему российскому банку, и он делает перечисление по реквизитам — подробнее, как это происходит, чуть позже.
Переговоры
![Найден подходящий авто | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/57/0b/ca/570bcaa77edfdb42ced44e80fd1dade2/656x619_1:5593_caf830fdcab00acc40173b651522d511@797x751_0xQ01And0v_9979678797375028275.jpg.webp)
Вернемся к выбору авто. Итак, появился интересный вариант: Mitsubishi Outlander 2017 года выпуска, мотор 2.4, полный привод, в максимальной комплектации Ultimate, с кожей, круговым обзором, обогревом руля, электроприводом багажника, 7 подушками, системой автоторможения, обогревом лобовика и прочими «плюшками». Стоимость — 1 400 000 рублей РФ. Машину продает отдел подержанных авто официального дилера Jaguar Land Rover, то есть уже серьезная организация, уже как-то меньше рисков. Вы звоните продавцу, уточняете все нюансы состояния авто и оплаты, договариваетесь о сделке. В качестве подтверждения своих намерений пришлите продавцу авиабилет, попросите поставить бронь на авто и зафиксировать цену.
Покупка
Переходим к активной фазе нашей спецоперации. С поездкой лучше не затягивать, лететь на следующий день. Билет в Минск стоит 15–20 тысяч рублей, перелет с пересадкой в Москве или Петербурге. Итак, прибываем в аэропорт Минска, здесь работает наш сервис «Яндекс.Такси», он показывает цену в белорусских рублях, но списания идут в наших рублях с вашей привязанной карты. Едем в автосалон — такси 600 рублей. В салоне тщательно осматриваем автомобиль, торгуемся — мне скинули 30 000 рублей. Далее вы заключаете предварительный договор купли-продажи, и салон выставляет счет в рублях РФ. Эти документы нужно передать в ваш российский банк.
Но как это сделать, вы же в Белоруссии, а в банк надо явиться лично? Поэтому вы заранее выписываете доверенность на управление вашим счетом своему другу или родственнику. Доверенность может быть нотариальной или банковской, в моем Альфа-Банке, например, достаточно банковской. Вы отправляете своему «казначею» копии договора и счета, он идет в банк с паспортом и дает поручение на перевод денег. Комиссия составит около 2000 рублей.
Сроки перевода
Ни один банк не скажет вам, сколько по времени займет перевод, кто-то называет до 3 рабочих дней, кто-то — до 5. На практике были случаи, когда перевод проходил за 3 часа, но в основном он приходит на следующий день или через день. Тогда вам придется ночевать — гостиницы тут примерно по одной цене с нашими, более-менее приличный номер стоит 2500–3000 рублей. Еда чуть дешевле нашей, всё это можно оплачивать российской картой платежной системы «Мир» — надо заранее озаботиться о получении такой карты.
Завершение сделки
Но вот денежки поступили — вы заключаете основной договор купли-продажи и получаете пакет документов на авто. Это ваш договор, договор купли-продажи между автосалоном и предыдущим владельцем, товарная накладная, справка-счет, зеленое белорусское свидетельство о регистрации — оно должно быть разрезанным и с отметкой о снятии с учета. На машине стоят транзитные номера — всё это уже сделал автосалон. Вам остается купить страховку (аналог ОСАГО) для проезда по территории Белоруссии (около 200 рублей) и страховку-грин-карту для проезда по территории России (около 700 рублей на 15 дней).
Перегон
![Камеры не читают транзитные номера | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/4e/e2/70/4ee270508e6526c4feb02d858a80e4ed/656x515_1:5593_b555d828f38748e76e30255ffbec6b72@962x755_0xq236terl_6038225133860696973.jpg.webp)
Далее прыгаем в машину и скорее в Россию-матушку — на Москву по Минскому шоссе. Впрочем, вы можете заказать автовоз (до 80 000 рублей) и улететь самолетом. Понятно, что это дополнительные большие расходы, но зато вы экономите на бензине, гостиницах в пути и не теряете время.
Итак, 700 километров до Москвы можно преодолеть за один день — отличная 4-полосная дорога, никаких ремонтов, никаких реверсов, можно ехать быстро. Камеры фиксации белорусские транзиты не читают, поэтому сами знаете что. Под Смоленском на границе стоят русские пограничники и проверяют у вас только паспорт РФ. Общее расстояние до Новосибирска от Минска составляет около 4200 км, и подробнее о дороге я писал тут.
Регистрация в РФ
С Белоруссией мы находимся в едином таможенном пространстве, поэтому пошлина обычно уже уплачена (но есть там машины и нерастаможенные, тщательно проверяйте это). А вот утилизационный сбор точно надо — для машины 2017 года это 5200 рублей. Еще надо оформить электронный ПТС, бумажные на вновь ввозимые авто уже не выдают. Делают это специальные уполномоченные лаборатории, у нас в городе одна такая, и народу там, конечно, толпится очень много. Цена ЭПТС — 5000 рублей.
Если автомобиль выпущен не для нашего таможенного пространства, а, например, для Америки, придется делать еще свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) — еще 20 000 рублей. Но моя машина сделана на заводе в Калуге для русского рынка, просто отгружена минскому дилеру, поэтому СБКТС не надо.
Кнопку ГЛОНАСС Михаил Мишустин временно отменил, дай бог ему здоровья. Так что, если ее нет, то и не надо — экономия 20 000–40 000 рублей. А вот если у вас в машине штатный ГЛОНАСС, вы должны предоставить в лабораторию уникальный номер вашего блока. Узнать его может электрик со сканером — 2000–3000 рублей за услугу. Можете сами разобрать блок ГЛОНАСС и найти номер на микросхеме.
Первым делом оформляется электронный ПТС, примерно через неделю он появится в единой системе. Далее — поездка в таможню на ул. Толмачевской и уплата утильсбора — там нужно заполнять кучу документов с кучей информации, лучше распечатать это всё заранее — образцы я вам привожу ниже.
![Заранее составьте такое заявление | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/6e/f9/b46ef95bfa43038058568a950c574617/568x700_1:5593_7ad77944cc2f7eb0eb27ae515b64e33e@720x888_0xTrmhxW3G_0803708858066601690.jpg.webp)
![Заполните этот бланк, если машине до 3 лет | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/99/d4/cb99d4db6599caf107756a08273bf99a/656x428_1:5593_4de6bd24a2ff57874aa7572d73817d99@1361x887_0x40rv1THw_6913509086612076838.jpg.webp)
![Заполните этот бланк, если машине свыше 3 лет | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/0b/8f/aa0b8f71a8bd6d96942ff715c5377239/656x436_1:5593_7195d53134f9e7c23cb8b08407c1672f@1340x890_0xFqQnZPIt_4966648409262391514.jpg.webp)
Через пару дней ЭПТС получает статус «действующий». Далее, как обычно, — покупка ОСАГО, прохождение техосмотра, поездка в ГИБДД на постановку на учет. Рекомендую иметь с собой бумажную выписку ЭПТС — паспорт хоть и электронный, но везде требуют старую добрую бумажку. Эх, не дошли мы еще до космических технологий.
![Вырежи и сохрани! | Источник: Юрий Орлов](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/5c/e1/4f5ce189f30f03894da85a7551a3d730/984x1230_1_dfc3d919e26c87545dcc1179573b8762@1500x1875_0xUC8BHSnp_8069647072921041614.jpg.webp)
Итоговые расходы
Подведем наши утешительные финансовые итоги — перечислю основные расходы. Сам автомобиль — 1 370 000 рублей, авиабилет — 20 000 рублей, гостиницы — 10 000 рублей, бензин — 19 000 рублей. Питание я не включаю, я ж питался бы в эти дни в любом случае. Далее 10 200 рублей — ЭПТС плюс утильсбор, 8500 рублей — техническое обслуживание (чистки, полировки), 7000 рублей — ОСАГО плюс техосмотр. Итого с учетом прочих мелочей в дороге и в Новосибирске (а их очень много) мы имеем конечную стоимость в 1 475 000 рублей, из них 105 000 — сопутствующие расходы. Я так и предполагал, что они составят около 100 тысяч, имейте это в виду.
![Структура расходов | Источник: Юрий Орлов](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/d5/9a/b8d59ad53250cd87943e5840c6465bbc/984x1230_1_8fefe54ed351b1492d32822316d33f09@1500x1875_0xqUceOjC8_1622768757273988220.jpg.webp)
Что мы выиграли? Просто приведу актуальный диапазон цен с «Дрома» на эту комплектацию этого года в Новосибирске и ближайших городах — 1 900 000–2 200 000 рублей (с пометкой «нормальная цена»).
Почитайте подробнее, как журналист НГС проехал 4300 км от Минска до Новосибирска. Где какие дороги, что творят дальнобои и какие водители опасны.