![Смотрите, «Буратино». В Новосибирске сохранился редкий «Москвич» из дерева — зачем в СССР делали такое Грузовой фургон «Москвич-401–422» | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/00/9a/5c009a0301d43d640d12a75763b3541b/656x438_1:5593_10c04fd8b5438a086f3a67b8707c0b60@3000x2000_0xLEgmnVaQ_4839356264181297349.jpg.webp)
Сегодня на НГС рассказываем об очень редком автомобиле времен СССР — «Москвиче» 1954 года выпуска по прозвищу «Буратино», частично изготовленном из дерева. В отличие от многочисленных «копеек» и «Волг» таких машин до наших дней дошло буквально 5 штук, одна из них полностью отреставрирована в Новосибирске и сейчас выставлена в музее. Все подробности — у Дмитрия Косенко.
![Автомобилю 67 лет | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/bf/a5/d4bfa58a6120c98b19c019e8506a5b50/656x438_1:5593_878e5132de32212db1dd5cd27f24c9eb@3000x2000_0xyrPYlTOB_9157141464941611835.jpg.webp)
Стакан бензина в карбюратор — и в нашем «Москвиче-Буратино» начинает биться жизнь. Зашевелил поршнями родной сохранившийся двигатель, которому уже 67 лет, заурчал глушитель — и мы переносимся в 50-е годы.
![Машину частично делали из дерева | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/22/c2/43/22c24341591bd241b474eeedffa6f4f1/656x438_1:5593_cad6d7b5b2cb383a7c04d81b3337517f@3000x2000_0x40ciUhxu_1582387544053230080.jpg.webp)
Послевоенный Советский Союз, с металлом в стране напряженка. Грузовой фургон «Москвич-400–422» (позднее 401–422) частично делают из дерева, чтобы сэкономить на железе.
![Березовый каркас со вставками из бакелитовой фанеры | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/67/96/c0/6796c0ab0d31934e601e345f5445b943/656x438_1:5593_49aebb8e1a92f8b64028a9fd085d1c9d@3000x2000_0xyDHXwBj0_9888066345426639729.jpg.webp)
— Автомобили с таким типом кузова производились с 1948 по 1956 год. В кузове использовано большое количество дерева, это березовый каркас со вставками из бакелитовой фанеры. Сделано это было по простой причине — в послевоенные годы крайне не хватало металлического листа холодного проката, который был пригоден для производства автомобильных кузовов, — рассказывает старший экскурсовод музея «Галерея времени» Вячеслав Крупский.
![Страна экономила металл | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/94/36/9e943624a25b57f3bc689bc6bd7b6499/656x438_1:5593_f7e193c3e6c8199bb95ac5c464788cd9@3000x2000_0xCZf09loH_2608908051379653107.jpg.webp)
— Поэтому на подобных автомобилях было решено сэкономить. И в США, и в Европе в те же годы выпускались автомобили с подобными кузовами с применением дерева. Но если там это было скорее веяние моды, то у нас — прямая необходимость. Там обычно крыша была металлической, только двери и задняя часть кузова были из дерева.
![Силовой каркас — металлический | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/45/0c/2d/450c2d5db2b231b71d74ab68bf013e28/656x438_1:5593_7ecd63586657de10c6e6b2d2bffea3a0@3000x2000_0xZv04qEFe_6674444839843408831.jpg.webp)
Клетка кабины, рамки дверей, край крыши, где идет водосточный желоб, — из металла, это силовой каркас. Из дерева изготовлены двери, задняя часть, каркас крыши.
![Крыша из дерматина | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/9d/5c/e59d5c15a665c33de7c3c006ca0b65c3/656x438_1:5593_63ae1161c4b74338c52b8befdbd4e95e@3000x2000_0xNZIeudCb_9832032191083328108.jpg.webp)
Сама крыша из кожи, не натуральной, конечно. Смотрится стильненько.
![Реечный каркас крыши | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/88/64/7a8864f22c492b2a3b9e485fbde149d3/656x438_1:5593_976c889efccda0542578ca55d1d95fd0@3000x2000_0xRcfu6OvQ_8373313874054342181.jpg.webp)
— Крыша представляет собой реечный каркас, обтянутый дерматином. На крышу металла уходило больше всего.
![Коричневая бакелитовая фанера особо устойчива к влаге | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/93/37/bd93377dba29d6374438093c76973378/656x438_1:5593_9c0030c232dfffffcc5eccb93873866e@3000x2000_0xOpluPEob_9889879683392809410.jpg.webp)
Березовые элементы покрывали лаком — на фото это светлые части. Коричневая бакелитовая фанера — особо стойкий к влаге и перепадам температуры материал (прессуется при температуре 270 °С и покрывается спиртовым раствором фенол-формальдегидной смолы).
![Выпускались автомобили и под «самоотделку» | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/e0/f4/c0e0f43b1eb6a62d3187aa781f867026/656x438_1:5593_7052a1cc01d325617a3c0298764161a5@3000x2000_0xg9P1GTZT_1686405028310176540.jpg.webp)
— На базе «Москвича» выпускались автомобили, у которых не было такого деревянного кузова. Это была такая металлическая основа, они шли как модификация 400–420К. Их направляли в различные ремонтные предприятия при госучреждениях, например при ГУМе, где уже самостоятельно устанавливали грузовые кабины.
![Грузовой отсек | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/17/59/95/175995c4788d52df40c598981ee8c980/656x438_1:5593_76886c6abdef1a5559245892d4434a81@3000x2000_0xoEcaJmMV_9695030651802137925.jpg.webp)
— Естественно, не предполагалось, что эти автомобили пойдут на продажу населению, они направлялись на различные государственные предприятия, массово работали на почте, перевозили посылки, перевозили мелкие грузы. Но машину загружали больше, чем того требовалось, — у нее грузоподъемность 200 килограмм, но при этом могли загрузить и 500 килограмм, пока входило в кузов.
![Со временем дерево меняли на металл | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/08/03/74/0803740d66f539d03223b79dba26d914/656x438_1:5593_b02ac1e47ebbea3b4382292f9036cf97@3000x2000_0xECyO8zgt_7205825897547461749.jpg.webp)
— Позднее на авторемонтных заводах деревянные детали часто заменяли металлом, листы вваривали, чтобы не заморачиваться с изготовлением деревянных деталей.
![Машины сильно изнашивались | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/03/db/34/03db348dedfe3fa95da032526eaec1f8/656x438_1:5593_d517cfc288d6245b3f46d00e291c2938@3000x2000_0xe0rSdJjg_7769439899925696464.jpg.webp)
— Естественно, не предполагалось, что машина протянет много лет. Плюс на предприятиях никто не ухаживал за машинами, как за своими собственными, никто их не берег, поэтому такая нещадная эксплуатация сказалась на их количестве.
![Сохранились только 5 «Буратино» | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/2b/98/1f2b98c5ec6248f7ae0bb5e8e077f182/656x438_1:5593_9ec9ed2944493ea23dedcb58bcc72641@3000x2000_0xDUfjm273_3525447035220104206.jpg.webp)
— Таких машин было выпущено чуть больше 11 тысяч штук, но на данный момент остались буквально единицы, это одна из последних сохранившихся. Сохранилось в районе 5 штук, есть один полностью оригинальный сохранившийся, где даже дерево родное.
![Машину полностью восстанавливали | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/77/89/a57789a139157d6b8954b939819214b5/656x438_1:5593_ef121571320f813c4807f02140d1154c@3000x2000_0xs3L1nAVZ_6762707038899917800.jpg.webp)
Конкретно этот экземпляр когда-то работал на почте, до наших дней дошел с разрушенным деревом и очагами коррозии. Машину полностью восстанавливали, деревянные детали точили заново по чертежам.
![Дерево точили по чертежам | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/bc/09/a9bc09f955adc9fe67bb1c6d762e84e8/656x438_1:5593_55ed70059414c73662ae39de84e54023@3000x2000_0xxOl1tgMn_9256040605059784151.jpg.webp)
— Дерево и фанеру пришлось заменить, заменен и каркас крыши. У нас есть заводские чертежи, выполнять такие работы без чертежей нереально. Будет выглядеть по другому, ничего толком не получится. Самое сложное — воспроизвести деревянную часть в точности.
![Детали необходимо точно подгонять | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/8b/c6/6b8bc6258f41812266ba35c70b3cf641/656x438_1:5593_e8ed253f58a638942462b2daea71eb1e@3000x2000_0xlikX4CmI_4827100504521444915.jpg.webp)
— С металлом всё понятно — где-то нужно подварить, где-то выправить, покрасить. С деревом работа сложнее, его нужно точно подогнать, так как оно от температуры гуляет, усыхает. Это был своеобразный вызов для мастерской.
![Кузов варили и перекрашивали | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/78/54/a2/7854a2e777b180162ece728a8a1c68b7/656x438_1:5593_abf26ef9e72ff10269059c725dae1f4b@3000x2000_0xua3XRUcN_0275615994940124797.jpg.webp)
— Кузов подвергался восстановительным работам, применялась сварка, выводились зазоры. Все агрегаты по технической части перебирались, двигатель, коробка, подвеска. Двигатель родной, машина в родной комплектации, даже стоит родная советская резина, новая была найдена, которая ставилась на такие авто.
![1,1-литровый мотор выдает 26 лошадиных сил | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/06/eb/6e/06eb6e2ce7149e59efa82231bd3dfefb/656x438_1:5593_cc794d331dda3467a83125e0cdf1f59a@3000x2000_0xCUAG19dO_0861651360284336425.jpg.webp)
1,1-литровый мотор нашего «Буратино» выдает аж 26 лошадиных сил. Коробка передач трехступенчатая, механизм переключения передач на рулевой колонке. До 1951 года шла с рычагом переключения в полу, передачи были без синхронизаторов. Здесь уже появились синхронизаторы на второй и третьей передачах.
![Оригинальный руль | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/ab/59/67/ab5967e0a6e99120fa58d3f35bc7b768/656x438_1:5593_da8747059f2c4f57e6833e13f240cfd9@3000x2000_0x9M91G3zN_0337340002459198845.jpg.webp)
— В салоне оригинальные приборы, передняя панель, руль. Сиденья были перетянуты, так как родная обшивка уже не сохранилась, но сам каркас оригинальный.
![Овальный бардачок | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d2/d6/cd/d2d6cd91ca6efe1d1260bb4df52bc22e/656x438_1:5593_754809e41363bc8d58b2ab37ad7b337b@3000x2000_0x9mkelV6U_7932877668099092236.jpg.webp)
Смотрите, какой интересный бардачок овальной формы — такой есть и у пассажира, и у водителя.
![Оригинальные приборы | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/82/9f/f1829fd9f8780ac70a4b55bc21823aaa/656x438_1:5593_a091a0a8bae5805bd07d178106f65d80@3000x2000_0xRIO4zV2C_3256042763442500720.jpg.webp)
Приборы по центру передней панели — бензин, масло, одометр, спидометр, размеченный до 120 км/ч.
![Стекла сохранились родные | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/65/a6/29/65a6299f4ff5dfe527bac90090ec1fde/656x438_1:5593_cdfa1ea00edcdfcb7e884d3f8d0458d2@3000x2000_0x6MnP8MJk_9065525816110098042.jpg.webp)
— Бамперы остались родные, стекла оригинальные — по ним видно, что есть износ. Многие детали пришлось заменить — резинки, часть крепежа, которую невозможно было восстановить. Самое главное, что остался оригинальный двигатель, который был поставлен на заводе — номера совпадают и с табличкой, и с документами автомобиля, что для коллекционеров очень важно.
![Напольный педальный узел | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/38/c2/12/38c2127fc633c9fbf17b913b0dab12df/656x438_1:5593_c443c3963d6121a97aabe1aac2dc0b6c@3000x2000_0xcR3Zp5NA_6670209289879684082.jpg.webp)
Напольный педальный узел, забавная педаль акселератора — похожа на какой-то лепесток.
![Хромированный декор | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/02/9e/1f029ee7b26410abc9140249fd62e4de/656x438_1:5593_35a942cfd4dc974d735df7ecdc530d78@3000x2000_0xetct5GnW_1014247491859149316.jpg.webp)
Неплохой декор для бюджетного автомобиля — хромированные бамперы, решетка радиатора, накладки на капоте и крыльях...
![Хромированная надпись «Москвич» | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/92/2b/90/922b9051ecc74838607c4bf26bef52a4/656x438_1:5593_04dd4f7ab29549bdef1cce6660be6732@3000x2000_0xiNpXVmSC_4582228976352531169.jpg.webp)
... и, конечно же, надпись «Москвич».
![«Буратино» — часть истории СССР | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/ca/9b/d8ca9b71c7ede1bc8ce56c2ed3ca82c6/656x438_1:5593_9c47049012c39b0a01cdeb1510e5bb04@3000x2000_0xav7ER0mc_0743512964608695093.jpg.webp)
Наш «Буратино» постоянно экспонируется в музее, иногда его вывозят на выставки, показывают по НТВ и НГС. В общем, машина живет, радует зрителей и является частью истории.