
Развязка должна пройти над Большевистской
В Новосибирске задумали построить двухуровневую развязку в районе Речного вокзала: она должна пройти между улицами Гурьевской и Большевистской. Пока проект еще не утвержден, но уже известно примерное расположение дороги. НГС поговорил с экспертами и выяснил, как новая развязка может помочь городу и избавит ли Большевистскую от пробок.
Дорога, которой нет
Развязка на Большевистской в районе Речного вокзала упоминается в документе о планировке территории, который опубликовали в 2021 году. Тогда объект выглядел, как надземная дорога с поворотом над Большевистской. В новом проекте, который вынесли на публичные слушания в феврале, объект выглядел уже иначе: с заездом на дорогу, соединяющую Восход и Большевистскую.
На публичных слушаниях в проекте предложили сохранить зону перспективной улично-дорожной сети для развязки, но убрать ее изображение из схемы, пока не будет принято решение. Оргкомитет счел предложение целесообразным, поэтому изображение собираются откорректировать.

Пока проект развязки не готов — она должна пройти рядом со строящимся сегодня комплексом Freedom
Предложение на публичных слушаниях внес Денис Орлов, главный градостроитель ООО «СПБ».
«Проектное решение, на мой взгляд, проработано не до конца. Публикация проекта планировки уже была, и там эту развязку оставили, но с моими поправками. Мы вместе решили, что развязку нужно немного откорректировать, потому что по отметкам она не проходила, — рассказал Денис Орлов в разговоре с НГС. — Как это будет выглядеть, еще совсем не ясно. Пока все, что есть в графическом представлении, выглядит условно, нет еще самого проекта, параметров и характеристик».

В прошлом году Большевистскую назвали самой загруженной улицей в Новосибирске
Найти измененный проект в открытом доступе не удалось. НГС направил запрос в пресс-центр мэрии Новосибирска, чтобы выяснить, когда планируется начать проектирование дороги.
«Ситуация и так печальная»
Развязка в том варианте, в котором ее представили в 2025 году, может помочь уменьшить количество ДТП на перекрестках улиц Добролюбова и Большевистской, а также на выезде с Восхода на Большевистскую, считает урбанист Вячеслав Удинцев. Кроме этого, она упростит выезд из Кировского и Ленинского районов в сторону «Европейского берега» и Академгородка.
«Самая большая проблема, которая возникнет — это стройка развязки. Будет примерно как на площади Труда сейчас, а ситуация и так печальная в этом месте», — предположил эксперт.

Движение в районе Речного вокзала особенно интенсивное
Новая развязка при этом может стать дублером улицы Большевистской: по ней можно будет сбрасывать часть трафика через Гуревскую и освободить Большевистскую в районе Речного вокзала, считает глава новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков.
«Я вижу здесь плюсы однозначно. Мы снимаем с улицы Добролюбова большой поток транспорта — это первое, — отметил Вячеслав Ашурков. — Второе: улица Гурьевская чаще всего используется как раз грузовыми машинами, которые едут из Октябрьского района, с улицы Кирова. И эти транспортные средства смогут по Гурьевской уходить вниз на Большевистскую».

По мнению части экспертов, новая дорога значительно не улучшит транспортную инфраструктуру
Еще одним преимуществом развязки автоэксперт назвал то, что часть транспортного протока, которая идет по улице Зыряновской со стороны улиц Сакко и Ванцетти и Восхода, сможет повернуть направо на Гурьевскую и спуститься на Большевистскую.
«Станет лучше, но не настолько хорошо, чтобы стоило это делать в первую очередь. На мой взгляд, развязка на Матвеевке намного важнее, чем эта», — добавил руководитель ФАР.
Он подчеркнул, что на развязке должна быть полоса разгона, чтобы машины, которые едут с изгиба на улицу Большевистскую, могли ехать безаварийно. В качестве примера Вячеслав Ашурков назвал полосу разгона при выезде с проспекта Строителей на Бердское шоссе.
Общественный транспорт

В час пик тут регулярно собираются пробки, в которых стоят и автобусы
Создание новой развязки может помочь улучшить транспортное сообщение между разными частями города, считает урбанист Алексей Гриценко.
«Судя по проекту планировки, город не отказывается от планов сделать улицу Большевистскую магистралью непрерывного движения, поэтому эта развязка поможет отказаться, наверное, от левого поворота с улицы Добролюбова на улицу Большевистскую в сторону „Европейского берега“. То есть транспорт будет идти через улицу Гурьевскую», — говорит эксперт.
Он отметил, что, возможно, из-за развязки ликвидируют левый поворот при движении с площади Будагова в сторону улицы Восход.

На участке Гурьевской, где может пройти развязка, находятся частные дома
При этом он считает, что из-за того, что трафик уйдет на Гурьевскую, могут возникнуть проблемы — они уже есть, особенно в районе Октябрьского рынка. Чтобы улучшить движение, нужно отрегулировать парковку на участке.
«Что касается общественного транспорта, не знаю, насколько может помочь эта развязка. Не так давно была утеряна связь между улицами Большевистской и Никитина: изменен маршрут автобуса № 31 и отменена маршрутка. Это единственное направление, через которое можно организовать маршрут общественного транспорта по этой развязке», — отметил эксперт.
На улицах Никитина и Большевистской расположены социальные учреждения, в частности, стоматология и паспортный стол, поэтому через развязку можно было бы запустить маршрут до них.
«Именно эта развязка и подключение к Гурьевской — в целом неплохо, но какого-то разрешения проблемы Большевистской за этим не последует», — предположил новосибирский урбанист Никита Васильченко.
По его мнению, для того, чтобы разгрузить дорогу на Большевистской, нужно сформировать ее полноценный дублер и организовать развязку на Бердское шоссе. При этом тот транспортно-пересадочный узел, который действует сейчас, можно сделать более удобным.
«Я бы объединял вообще все это: и автобусы, и трамваи, и метро, и электричку, которая потенциально может превратиться в городскую, в один транспортно-пересадочный узел на Речном вокзале. Как, условно говоря, в Москве есть диаметры, или как в Лондоне работает городская электричка, которая везет всех в город. Мы должны дать возможность бизнесу, коммерции, ловить этот поток, зарабатывать деньги на этом, территории — развиваться, а городу получать за это деньги», — высказался урбанист.

Если развязку построят, то она сможет взять на себя часть трафика с Большевистской
При этом одна развязка с Гурьевской, по мнению эксперта, вряд ли поможет решить проблему. Но среди плюсов Никита Васильченко отметил, что тем, кто едет именно с этой улицы, не придется стоять в пробке на развязке у Речного вокзала.
«А если говорить о реальном решении каких-то больших транспортных проблем, то их в масштабе этого участка не решить», — добавил урбанист.
Он также указал на то, что решение транспортных проблем нужно рассматривать в масштабе района и города, уделять внимание общественному транспорту. В частности, разгрузке Бердского шоссе может помочь запуск более комфортных городских электричек.
Что еще почитать
Проблемная петля: почему развязку у Октябрьского моста так и не построили — на проект ушло 2 года и 13 миллионов рублей.
«Перевозчик не бегал бы за пассажиром»: что не так в Новосибирске с автобусами — город переживает наследие 2000-х.
«Мы задыхаемся»: Чуйский тракт расширят до четырех полос — как это решит проблему Новосибирска с пробками.