В Новосибирске собираются расширить участок проспекта Дзержинского и Каменское шоссе до четырех полос. Кажется, что такое решение может помочь жителям ближайших поселков добираться до города, и самим новосибирцам меньше стоять в пробках. НГС поговорил с экспертами о плюсах и минусах такого решения.
Расширение проспекта
О планах на продление проспекта Дзержинского до выезда из города говорили еще весной 2024 года. Исполнявший тогда обязанности мэра Новосибирска Олег Клемешов заверил, что к работам приступят уже в 2025 году. По состоянию на декабрь 2024 года, как сообщали в мэрии, над проектом расширения проспекта Дзержинского и Каменского шоссе еще работали проектировщики.
Дорогу реконструируют в два этапа, работы коснутся участка проспекта от пересечения с улицей Ползунова до выезда из Новосибирска. Точные сроки старта реконструкции проспекта пока не известны. Провести закупку и начать работы можно будет после того, как Главгосэкпертиза России одобрит проект, а на реконструкцию выделят деньги — около 6,1 миллиарда рублей.
— В настоящее время источники финансирования по объекту не определены, — сообщили НГС в пресс-центре мэрии Новосибирска.
В декабре 2024 года глава Дзержинского района Константин Соболев в эфире радио «Городская волна» допустил, что работы могут начать только в 2026 году.
— Проект расширения проспекта Дзержинского оказался достаточного дорогостоящим, потому что там рельеф местности, частная застройка — много вопросов, — подчеркнул глава администрации. — Проект находится в стадии рассмотрения и корректировки. После того как он в 2025 году будет утвержден, на него будет выделено финансирование. В рамках финансирования в 2026 году мы увидим, как изменится проспект Дзержинского в этом направлении.
Он отметил, что этот участок проспекта и Каменского шоссе важен: на нем расположены промышленные предприятия, а также много новосибирцев живет в районе Каменского шоссе.
Одного расширения дорог — мало
В части проспекта Дзержинского, которую планируют реконструировать, действительно есть сложности с трафиком, особенно заметные в часы пик. По словам урбаниста Алексея Гриценко, это связано с тем, что дорогой активно пользуются жители Каменки и других поселков рядом с городом. Но предлагаемая реконструкция проблему не решит.
— Если расширять проспект Дзержинского на этом участке, то и пропускная способность увеличится только там. Все автомобили будут упираться в следующий регулируемый перекресток — с улицей Волочаевской, а дальше — с Трикотажной. Соответственно, вряд ли сократится путь до работы жителям этих районов, просто пробка сместится чуть дальше по ходу движения, — считает урбанист.
По мнению эксперта, для борьбы с пробками необходимо, чтобы люди более активно пользовались общественным транспортом.
— В документах транспортного планирования есть трамвайная линия до Каменки. Сейчас она заканчивается на Золотой Горке, — говорит эксперт. — Это решение позволит дать жителям отдаленных районов и жителям Каменки устойчивую транспортную связь. Но для того, чтобы эта связь заработала, нужно ввести трамвайные пути и по другой части проспекта Дзержинского, которая ведет к метро «Березовая Роща».
Кроме этого, нужно уделить внимание уже действующим трамвайным путям. И в случае расширения дороги сделать их обособленными.
— Если пути будут в одном уровне, конечно, это убьет все преимущества трамвая и других видов транспорта. Необходимо, чтобы линия на всем протяжении была физически отделена от автомобильного транспорта, — уверен урбанист.
Также понадобятся платформы, на которых люди смогли бы безопасно ждать трамвай, заходить и выходить из транспорта, а не подстраиваться под светофор, как это происходит на улице Богдана Хмельницкого.
Расширение дороги может разгрузить ее на некоторое время, признал архитектор-урбанист Вячеслав Удинцев, но важно, чтобы в будущем проспект не решили увеличить до шести полос в ущерб трамвайным путям.
— Еще плюс: если случаются ДТП, заторы будут намного меньше и движение безопаснее, так как не нужно выезжать на встречную полосу для объезда ДТП. Но деньги на расширение этой дороги — это плюс для жителей области, микрорайона Олимпийской Славы и коттеджных поселков, а сама дорога в Новосибирске находится в зоне с низкой плотностью застройки, где в основном частный сектор, — отметил эксперт.
По его мнению, более эффективным сегодня стало бы расширение дороги в городской черте: например, на Мочищенском шоссе у Красного проспекта, где также можно было бы сделать выделенную полосу.
Но Вячеслав Ашурков, руководитель новосибирского отделения «Федерации автовладельцев России», считает, что реконструкция проспекта Дзержинского назрела уже давно.
— Этот кусочек нагружают за счет того, что очень сильно увеличилась жилая застройка на этом направлении. Люди живут за пределами городской черты, но приезжают на работу, учебу или отдых. Им нужно проехать Золотую Горку, сад Дзержинского и выйти на проспекте. Естественно, они создают огромнейшую пробку, потому что дорога очень узкая и опасная, — объяснил эксперт.
По его мнению, идеально будет, если в ходе работ не потребуется перемещать трамвайную линию. Если же это все-таки понадобится, место можно найти вдоль зданий. Обособленные трамвайные пути, считает Вячеслав Ашурков, могут негативно сказаться на движении автомобильного транспорта.
— Когда трамвайные пути подняты, как на Волочаевской, что даже автомобиль пожарной охраны или полиции проехать не может, из-за этого собирается огромная пробка. Если происходит авария, они блокируют полностью улицу, потому что через трамвайную линию уже не объедешь, — объяснил он.
При этом, заметил эксперт, трамваи сегодня перевозят меньше пассажиров, чем автомобильный транспорт — в частности, троллейбусы и автобусы.
— На проспекте Дзержинского я бы все-таки оставил возможность проезда автомобилей по трамвайным путям для того, чтобы там мог проезжать хотя бы спецтранспорт, — считает Вячеслав Ашурков. — В конце концов, можно поставить знак, запрещающий движение по трамвайной линии, если уж сильно хочется, чтобы легковой транспорт там вообще не ездил. Но для спецтранспорта эта возможность должна остаться.
Застройка в Каменском сельсовете идет не первый год. Еще в 2022-м жители говорили, что выезд оттуда — серьезная проблема из-за узкого старого шоссе на две полосы. И если днем добраться из центра до сельсовета можно было за полчаса, то в часы пик ситуация усугублялась. Иногда автомобилисты стояли по два часа. Несмотря на эту и другие проблемы, застройщики активно настроились на возведение домов в районе. Какие именно идеи предлагали и как на них реагировали местные жители — читайте в репортаже Лизы Пичугиной.