NGS
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-4°

ясная погода, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

штиль.

763мм 95%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Дороги и транспорт Они за все заплатят

Они за все заплатят

Водителям разрешили ездить 10 дней без страховки, а страховщиков обязали оплачивать «потерю товарного вида» авто и сломанные дорожные конструкции

На прошлой неделе Верховный суд РФ опубликовал документ, способный повлиять на жизнь водителей по всей стране. Речь идет о постановлении «О применении судами законодательства об ОСАГО». В конце декабря 2014 года был опубликован еще один документ — обзор судебной практики за 2014 год. В этих двух документах содержатся три важных разъяснения спорных моментов в законах, касающихся автострахования. Теперь все российские суды обязаны принимать решения, исходя из этих разъяснений. Все три новшества облегчают жизнь водителям и усложняют работу страховым компаниям. Корреспондент НГС.АВТО изучил документы Верховного суда и выяснил у страховщиков, чем они ответят на «щедрость» законодателей.

10 дней покататься

Первое разъяснение Верховного суда касается срока управления автомобилем без полиса ОСАГО и основано на случае, произошедшем в Республике Марий-Эл. Еще 2 года назад, 7 февраля 2013 года, в городе Йошкар-Ола инспектор ДПС оштрафовал на 300 руб. местного жителя за то, что тот ездил на машине, в страховой полис которой вписан не был. За 2 дня до этого, 5 февраля, автомобиль ему подарил («передал в безвозмездное пользование») другой гражданин. Мужчина прошел всю судебную вертикаль республики — везде судьи вставали на сторону инспектора. В итоге он обратился в Верховный суд РФ, где и признали его правоту.

Напомним, согласно ФЗ об ОСАГО, владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им. С другой стороны, ст. 12.37 КоАП гласит, что «управление транспортным средством, если обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение штрафа 800 руб.». Первый пункт этой статьи говорит о случаях, когда полис есть, но либо он просроченный, либо в нем не вписан водитель. Также, согласно ПДД, при проверке документов водитель обязан предъявить инспектору ГИБДД полис ОСАГО. Одним словом, до сих пор многие российские инспекторы ДПС, ориентируясь в первую очередь на КоАП и апеллируя к понятию «управление» (которого вообще нет в ФЗ об ОСАГО), назначали штрафы за отсутствие полиса начиная с первого дня владения машиной.

Однако Верховный суд, ссылаясь на «системное толкование норм законов», постановил: «До истечения 10-дневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого ТС имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса».

По словам старшего инспектора пропаганды безопасности дорожного движения областной ГИБДД Алексея Толочного, новосибирские инспекторы ДПС и без пояснения Верховного суда действуют с учетом норм ФЗ об ОСАГО, т.е. не штрафуют водителей за отсутствие полиса в течение 10 дней. «Но я бы посоветовал водителям все-таки приобретать полис в первый день владения. Да, инспектор не оштрафует. А если в аварию попадете? Даже если не вы виновник, все равно нужно идти в свою страховую. А куда вам идти?» — рассуждает г-н Толочный.

Страховая платит за всё

Помимо этого, Верховный суд РФ существенно увеличил финансовую нагрузку на страховые компании, дав водителям возможность сэкономить серьезные суммы. Пункт 28 постановления гласит, что возмещению подлежат: эвакуация ТС с места ДТП, хранение поврежденного авто, доставка пострадавшего в лечебное учреждение, стоимость работ по восстановлению дорожного знака, ограждения, расходы по доставке ремонтных материалов к месту ДТП и т.д.

Дальше — больше. Пункт 29 постановления Верховного суда гласит, что к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида авто.

Страховщики отреагировали на новшества на удивление позитивно. По словам директора филиала компании «Росгосстрах» в Новосибирской области Артема Сычева, фактически 29 января 2015 года пленумом Верховного суда РФ было одобрено свыше 66 пунктов-решений.

«Они задают точный вектор развития рынка ОСАГО в России. Все должно быть по закону. Верховный суд РФ не популистским, а профессиональным языком зафиксировал права и обязанности всех участников процесса урегулирования убытков: страхователей-автолюбителей, страховщиков, экспертов-техников, судей. Неукоснительное соблюдение ими принятых решений, несомненно, снимет многие споры и напряженности, сведет к минимуму деятельность различных мошенников и нечистых на руку деятелей, стремящихся заработать и на автовладельцах, и на страховщиках. Уверен, что данные разъяснения существенно разгрузят суды. Пленум ВС РФ подтвердил порядок претензионной работы: автовладелец обязан предоставить своему страховщику полный комплект документов по происшедшему страховому случаю, а также автомобиль на первичный осмотр. Заявления, поданные в суд в обход страховой компании, не будут рассматриваться, если автовладелец нарушил предусмотренный законом порядок. Это должно свести к минимуму возможность возникновения споров между страховщиками и автовладельцами, а бьшая часть вопросов должна решаться в досудебном порядке. Пленум ВС РФ подтвердил, что уклоняющихся от выполнения своих профессиональных обязательств страховщиков будут привлекать к ответственности. Именно на это направлены штрафы и пени за просрочку выплаты возмещения. Финансовые санкции будут применяться к тем страховым компаниям, которые отказываются в добровольном порядке осуществлять выплаты. При этом Верховный суд четко зафиксировал, что 50 % штрафа накладывается не на общую сумму всех выплат (включая судебные издержки), а только на собственно сумму выплаты. Одновременно предусмотрен ряд санкций в отношении страхователей, например не представивших реквизиты для получения выплаты или не обратившихся за выплатой», — прокомментировал г-н Сычев.

Я не я и машина не моя

Третье пояснение Верховного суда касается обязательности выплат по ОСАГО и содержится в п. 45 постановления. Оно гласит: «По договору ОСАГО застрахованным является риск наступления гражданской ответственности при эксплуатации конкретного транспортного средства, поэтому при наступлении страхового случая вследствие действий страхователя или иного лица, использующего транспортное средство, страховщик от выплаты страхового возмещения не освобождается». Таким образом, страховую компанию обязали платить независимо от того, кто был за рулем. Однако деньги получит по-прежнему лишь владелец авто.

Марк Волков

Фото depositphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы