Французы предложили Новосибирску канатную дорогу через Обь и просторные трамваи. Городские власти ушли думать и, хотя денег в бюджете нет, проект канатной дороги понравился мэру Анатолию Локтю и местным инвесторам. В России опыт строительства и использования такой городской дороги уже есть — эксперты сравнивают ее по эффективности с маршруткой. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнала, каковы шансы появления в Новосибирске канатной дороги как в комфортных западных городах и кто за это заплатит.
2 декабря французская делегация во главе с чрезвычайным и полномочным послом Французской Республики в России Жаном-Морисом Рипером прибыла в Новосибирск — обсуждать перспективы сотрудничества. В состав делегации вошли представители двух известнейших французских компаний — производителя трамваев Alstom и всемирно известного бренда в области канатных транспортных систем POMA (Pomagalski). Как пояснил глава представительства POMA в России Антон Чудаев, идея предложить Новосибирску проекты именно этих компаний принадлежит послу, так как он знает об интересах крупнейших компаний в России и заинтересован в продвижении их бизнеса на восток.
На встрече с мэром Анатолием Локтем французы предложили построить канатную дорогу, которая соединит планетарий на Ключ-Камышенском плато и железнодорожную станцию Иня, а мэр сходу выдал сразу еще два, что говорит о его заинтересованности, вспоминает Чудаев.
«Масштабным проектом на перспективу для Новосибирска от POMA могло бы стать создание мини-метро от аэропорта «Толмачёво» до города на канатном приводе, который перемещается по виадуку, или монорельс», — добавил Чудаев. Пресс-секретарь мэра Артем Скатов не смог подтвердить или опровергнуть заинтересованность Локтя в проекте.
В Нижнем Новгороде канатная дорога, построенная POMA, эксплуатируется уже два года. Она проходит через Волгу, соединяя Нижний Новгород и город-спутник Бор. Ее стоимость составила 900 млн руб, протяженность 3661 м. Билет в одну сторону стоит 80 руб., проездной на 48 поездок обойдется в 3300 руб., говорится на сайте «Нижегородских канатных дорог». По данным Чудаева, в городе планируется построить еще 3 таких дороги, также проектирование канатного проекта сейчас идет в Уфе через реку Белая. Кроме того, в портфеле компании зарубежные проекты по всему миру: во Французских Альпах, Мадриде, Цюрихе, Лондоне и др.
В России канатные проекты только начинают интегрироваться в городскую среду, а на Западе такие маршруты давно стали частью транспортной инфраструктуры. В частности, канатная дорога в Нью-Йорке соединяет Манхэттен с Рузвельт-Айлендом с 1976 года. Каждая кабинка вмещает до 110 человек и совершает приблизительно 115 поездок за день. Канатная дорога в немецком Кёльне, парящая над Рейном, появилась в 1957 году. В Кельне трасса не выполняет транспортной функции, являясь одной из главных достопримечательностей, так как с высоты птичьего полета открывается прекрасный вид на город.
Провозную способность канатной дороги можно сравнить с маршрутным такси, рассказывает доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин. В Нижнем Новгороде в кабинку вмещается 8 человек, одновременно для посадки могут остановиться две кабинки.
Средняя пропускная способность — 600 человек в час, скорость 30–40 км/ч. «Это не фантастика. Я катался по канатной дороге в Нижнем Новгороде — она пользуется огромной популярностью — население стоит в очереди», — поделился впечатлениями эксперт.
Самым удачным приложением канатной дороги в Новосибирске был бы участок в районе Димитровского моста, с помощью которого можно было соединить два берега Оби в районе строительства аквапарка, уверен Никулин, отмечая, что ее нужно обязательно соединять с другим транспортом, например, выводить на железнодорожный вокзал. Заместитель председателя правления ГК «Кварсис» (инвестор аквапарка. — Н.Г.) по развитию и маркетингу Михаил Троценко подтвердил, что такой проект действительно интересен для инвестиций, но компания может рассмотреть его только через пару лет — после того как закончит строительство своего основного объекта.
В свою очередь представитель Alstom Дмитрий Лисетт во время встречи с новосибирскими чиновниками вновь попытался продвинуть идею замены дорогостоящего строительства метро скоростными трамваями, отметив, что эксплуатировать их можно даже при температуре до –40. Смог ли г-н Лисетт переубедить мэра, пока неизвестно. Ранее Анатолий Локоть во время онлайн-встречи в пресс-центре НГС.НОВОСТИ сообщил, что идея развивать сеть скоростных трамваев ему не близка: «Примеры Киева, где климат мягче, меня не убеждают. Может, я не слишком глубоко погружался в эту тему — надо ее изучить. Давайте сначала посмотрим, в каком состоянии у нас трамвайные пути — это же ужас. Давайте сначала наведем порядок в том хозяйстве, которое у нас есть», — заявил градоначальник.
Никулин уверен, что шансов на покупку французских трамваев у Новосибирска на сегодняшний день нет, так как их стоимость превышает российские и белорусские аналоги в несколько раз: трамвай Alstom может стоить 1,5–2 млн евро (около 135 млн руб. — Н.Г), российский — 50–70 млн руб.
«К нам сейчас едут подержанные трамваи из Берлина практически даром — 5 штук по цене одного. В условиях, когда у нас в бюджете нет денег, поменять парк очень неплохо», — сказал Никулин.
Канатный проект, по его мнению, не сможет разгрузить мосты и существенно повлиять на транспортную проблему, но на локальном участке он станет аналогом городского транспорта, но тянуть его однозначно нужно через реку, чтобы был обзорный вид, — тогда это будет «городская фишка».
Настя Гринёва
Фото wikipedia.org (1), фото «Мосгортранса» предоставлено агентством РИА Новости (2)