Считается, что материнский инстинкт заложен в женщине природой. Что она рождается уже с программой любви к младенцу. Однако новые времена сформировали дополнительные установки и социальные группы, которые открыто протестуют против традиционного положения вещей. Появились люди-асексуалы (противники секса вообще) и люди-чайлдфри (противники рождения детей, в частности). А между ними — люди, которые не определились. Корреспондент SHE встретилась с героиней, которая осознанно родила ребенка, но не почувствовала радости.
Тема эмоционального выгорания от материнства кроется в тени. Если о выгорании на работе принято говорить как о бесспорном факте, с которым можно и нужно бороться, то выгорание от воспитания собственных детей многими воспринимается как явление постыдное. Дескать, мать на то и мать, чтобы любить ребенка безусловной любовью 24 часа в сутки.
Редкая женщина осмелится признаться, что не рада заботам о ребенке. 32-летняя Ольга решилась на подобное признание с целью разобраться в своих чувствах. До того как оказаться в декрете, она проработала около 10 лет в продажах — 7 из которых была начальником отдела.
«Я человек разумный, который любит планировать, ставить цели и достигать. Никаких случайных беременностей у меня никогда не было. Залететь — это не про меня. В моем случае беременность наступила, исходя из трех моментов: первый — я поняла, что мой возраст — уже критический, что мне просто пора становиться матерью. Второй момент: наши с мужем мамы постоянно твердили: "Вы уже столько лет вместе, вам нужно подумать о детях, жизнь без детей — это не жизнь". Третий момент — давление общества. Самые стандартные вопросы, которые обычно задаются встречными-поперечными: "Ну что, когда поженитесь? Ну что, когда ребенка родите? Ну что, когда второго заведете?".
Забеременела Оля быстро — как только перестала предохраняться. Мама и свекровь были рады — наконец-то все как у людей. Муж тоже проявил заинтересованность. И только одна Оля удивлялась: время идет, а ее никак не посетит тот самый естественный материнский инстинкт, благодаря которому женщины радуются беременности и детям.
«Я понимаю, что это звучит дико, но… На все вопросы "Какая жизнь без детей?" я отвечаю: "Нормальная, замечательная жизнь — смотришь фильмы, читаешь книги, путешествуешь, общаешься, работаешь". Многие отвечают, что все это можно делать и с ребенком. Однако практика показывает, что отдых с ребенком — это совсем не отдых. Это те же самые заботы, только в иных обстоятельствах».
До того как уйти в декрет, Оля увлекалась пешими походами — каждое лето ходила в горы. С мужем познакомилась в романтичном месте — у костра, с песнями под гитару. Ей было 26 лет, ему 28 — оба уже достаточно взрослые, чтобы создавать семью. Поженились, купили квартиру, обустроили быт. И спустя 5 лет крепкого брака приняли решение о ребенке.
«Мой муж очень добрый папа, в сыне души не чает. Думаю, он такой, потому что сам — единственный поздний ребенок у своей мамы, которая его чрезмерно опекала. Он считает, что и я должна быть такой же. По этой части мы спорим, — вздыхает Оля. — Мы никогда столько не ссорились, как за год жизни с ребенком.
Этот год был вообще самым сложным в нашей жизни. Первые 3 месяца после рождения сына мы спали урывками — засыпая лишь под утро. В одну такую урывку мне приснился яркий сон: будто я иду с рюкзаком, лицо обдувает ветер, все вокруг зеленое, журчит река.
Затем я проснулась. И у меня было такое ощущение, что вокруг — не моя реальность. Что реальность была во сне. А здесь, где кричит ребенок, — это не мое. Меня раздражает этот крик».
По всем формальным признакам Оля — образцовая мама. Она водит малыша в бассейн, каждый день гуляет с ним в парке, играет. В будущем планирует отдать его в спортивную секцию и на английский язык.
«Но… Я очень быстро устаю. Чувствую, что я не нянечка и не домохозяйка по своей сути. Мечтаю о том, как выйду наконец на работу, как сын начнет ходить в детский сад, затем в школу. Хозяйка и жена из меня нормальные. А вот по части материнства я за себя не уверена. Я не умею выражать материнские чувства. И я собираюсь выяснить, почему во мне заблокированы качества, которые считаются обязательными, почему во мне мужских черт характера больше, чем женских, почему я не такая жертвенная и терпеливая, как другие женщины?
Есть мамочки, которые садятся в декрет и с удовольствием там сидят. Я провела дома чуть больше года и больше уже не могу. Мне очень сильно не хватает общения: нужны другие эмоции, другие люди, другие знакомства. Год прошел, прежде чем я дошла до мысли, что у женщины должно быть время для себя, должно быть время на отдых».
Психолог психотерапевтического центра «Беркана» Ирина Коробова: «Самый важный фактор, включающий материнский инстинкт, — это готовность к родительству. Если она есть и она внутренняя, то это будет профилактировать эмоциональное выгорание: готовность выступит компенсацией за потраченные силы и тяготы. А если мотивация на заведение ребенка внешняя, возникшая из установки, что "так надо", — справляться гораздо сложнее.
Молодой маме очень нужна поддержка окружающих. Важно дать ей возможность отдыхать. Лучше пусть она побудет где-то в другом месте, но вернется к ребенку довольной, чем безвылазно начнет сидеть рядом с ним, накапливая отрицательные эмоции, которые отразятся и на ребенке в том числе. А пока мама не в ресурсе, ее ни в коем случае нельзя критиковать, говорить ей, что она неправильная (плохая) мать. Чувство вины не помогает, а, наоборот, вредит.
Это факт: не все мамы могут полюбить ребенка. Не у всех получается включиться в этот процесс. При таком раскладе рекомендуется посетить перинатального психолога, чтобы разобраться — почему же материнский инстинкт не включился».
Галина Ахметова
Фото depositphotos.com