Женская фигура в современном обществе рассматривается однобоко: с позиции, насколько она далека от идеала. Известно, что на нее влияют образ жизни и генетика. Однако каждый тип фигуры может рассказать также о том, какие психологические проблемы есть у женщины, считает канадский психолог Лиз Бурбо, и именно с этой точки зрения — как на кладезь информации — советует она смотреть на свое галифе или излишнюю худобу. Какие детские травмы привели к формированию вашей фигуры и как, глядя на сутулость, изменить жизнь — в материале SHE.
Лиз Бурбо — канадский психолог и автор множества книг о самопознании и самосовершенствовании. Наиболее известные две: «Пять травм, которые мешают быть самим собой» и «Твое тело говорит: люби себя!». Первая описывает пять типов детских травм, которые формируют психику человека, его привычки и даже его фигуру. Вторая — о психосоматике, связи психологических проблем с возникающими заболеваниями.
Женщины привыкли критиковать свою фигуру и подгонять под идеал, а Лиз Бурбо предлагает использовать тело как носитель информации, который поможет понять себя и стать более осознанным человеком, поменять свой привычный шаблон поведения, а значит и свою жизнь. Всего в своей книге она выделяет пять типов травм, каждому из которых соответствуют характерная фигура, взгляд, характер, а также пристрастия в питании.
Кожа да кости: невыносимость бытия (травма отверженного)
Девушки, страдающие травмой отверженного — худенькие, хрупкие, воздушные и физически, и по стилю жизни — они отстраняются от материального мира, возможно, даже презирают его, и либо уходят в интеллектуальные поиски, либо в духовность или служение идеалам, блуждая по коридорам своего сознания. Причина — дочь была отвергнута матерью.
Иногда они уже рождаются недоношенными. Глаза у таких девушек маленькие, а тело и лицо может отличаться ярко выраженной асимметрией. Такие девушки часто теряют аппетит, питаются маленькими порциями, однако любят сладкое, используя его наравне с наркотиками и алкоголем как способ бегства и жестокого отношения к себе.
Печаль без тонуса: зависимая жертва (травма покинутого)
Такая девушка тоже отличается хрупкостью телосложения, однако при этом тело еще и лишено тонуса, ноги слабые, спина может быть искривленной, сгорбленной. И бездонные большие глаза с притягивающим взглядом. По характеру эта личность зависимая: постоянно советуется, сложно принимает решения, жалуется на жизнь, нуждается в присутствии кого-то рядом — это типичная жертва. А все почему? Либо девочка росла без отца, либо была обделена его вниманием. Либо внимание было даже избыточным, но не таким, которого хотелось бы. Такая девушка, в отличие от отвергнутой матерью, напротив, склонна к булимии, любит мягкую пищу (йогурт, крем-суп, детское питание).
Широкая кость: безотказная мазохистка (травма униженного)
Этот тип внешне определить проще всего: это крупные полные девушки с плотной шеей, открытым круглым лицом. Для обладателя такой травмы типичны детские воспоминания, когда родители стыдились чумазости своего чада или ругали за ночной энурез. Именно поэтому надевается маска мазохистки: девушки с такой травмой всегда чувствуют себя хуже других, занимаются самобичеванием, а потому считают важным подавлять внутренний голос и игнорировать собственные потребности. А вот другим всячески помогают, чтобы на себя времени не оставалось.
Судя по фигуре, логично, что такие девушки любят поесть — жирное, сладкое, при этом очень стесняются покупать себе что-то вкусненькое.
Основательная груша: всё под контролем (травма предательства)
Наиболее распространенная травма. Округлые бедра, тип фигуры «груша», возможно с галифе, с проницательным взглядом. Таким девушкам постоянно нужна похвала, поэтому они стараются сделать все лучше всех. Им хорошо удается манипулировать окружающими. Они считают себя ответственными и сильными. Такие девушки пережили предательство отца, которого очень любили: самый яркий пример — инцест, более мягкие формы — когда отец переключает свое внимание на младшего ребенка. Также как предательство воспринимается, если отец изменил матери. Или если манипулировал дочерью. Отсюда — недоверие к людям, их обещаниям и желание все контролировать. Такая девушка любит поесть, однако может забыть о еде, если занята весь день, потом же теряет контроль и объедается.
Леди Совершенство (травма несправедливости, маска ригидного)
Гордая осанка, хорошие пропорции, облегающие платья — самый идеальный тип внешности также скрывает под собой травму. Такие девочки, как правило, страдали от холодности матери, из-за чего также заблокировали собственную индивидуальность, надев маску ригидного — оцепенелого, негибкого, напряженного, что чувствуется и в позе.
Эта женщина вечно стремится к совершенству и часто завидует другим, считая их недостойными того, что они имеют. Им сложно делегировать кому-то полномочия, они ругают подчиненных.
Окружающих вдохновляет их бодрость, активность, но чрезмерный оптимизм иногда начинает раздражать. Такая женщина любит хрустящую еду, постоянно контролирует себя, чтобы не потолстеть, предпочитает поесть соленого вместо сладкого.
Лиз Бурбо четко разделяет, какую травму может нанести отец, а какую — мать, однако на практике бывает, что отвергнута девушка может быть и отцом, а покинута — матерью, т.е. ориентироваться лучше на описание без привязки к полу родителя, делится наблюдениями из своей практики психолог и руководитель центра «Мы вместе» Юлия Карагодина. Кроме того, у одного человека, как правило, сразу несколько травм, просто в разные периоды жизни какая-то одна из них становится доминирующей.
А как же генетика? — спросит скептик. В основном травмы передаются по наследству — т.е. у отверженной матери будет дочь с той же травмой, а поэтому все вполне согласуется с генетикой, пояснила психолог, руководитель центра «Авторство жизни» Елена Минина, которая также активно практикует работу с травмами по системе Бурбо. Сама же автор в своей книге пишет, что душа каждого человека воплощается в той семье, где она может активировать свою травму, ведь именно для отработки травмы она приходит в жизнь. Это уже относится к категориям веры, конечно, поэтому обсуждать просто бессмысленно. Однако факт остается фактом: психическое состояние напрямую влияет на физическое, в том числе и на внешность человека. Юлия Карагодина призналась, что в процессе своей работы не раз наблюдала, как менялась фигура пациентки в процессе работы: например, именно благодаря проработке детской травмы у девушки вылечилась анорексия.
Иногда профитом может стать как раз излечение от излишнего веса или анорексии. Однако главное, что с пониманием своей травмы приходит осознанность, отмечает Карагодина. А значит, человек может выйти из привычного шаблона поведения. По сути, это те же сценарии, о которых говорит Эрик Берн: как только ты начинаешь его видеть, уже можешь сознательно делать выбор. Ведь для того нам и нужны достижения психологии — чтобы чувствовать себя хозяином своей жизни, а не рабом игры, из которой нет возможности выйти.
Зинаида Кузнецова
Фото depositphotos.com