Весеннее землетрясение в Непале застало там сибирячку Анжелику Смакотину, которая вот уже пять лет живет в путешествиях по Юго-Восточной Азии. Она вышла замуж на Бали и там же родила сына Льва — родила дома и не перерезала ему пуповину целую неделю. А после написала о своем опыте книгу «Путь к лотосовому рождению». Анжелика рассказала SHE, как она решилась на жизнь на чемоданах, чем хороши домашние естественные роды и как заработать на роскошное жилье в путешествиях.
Справка: Смакотина Анжелика — родилась в Усть-Каменогорске (Казахстан) в 1985 году, выросла в Красноярске, где в 2007-м окончила Сибирский федеральный университет (факультет журналистики). С 2009 года живет в путешествиях по Юго-Восточной Азии, в 2012-м вышла замуж на Бали, в 2013-м родила сына Льва. Автор книги «Путь к лотосовому рождению», продюсер интернет-проектов, ведущая обучающих видеосеминаров по заработку в интернете и настройке девайсов под цели конкретного бизнеса.
Как вы пережили землетрясение?
Отделалась испугом. Я не отношусь к паникерам, но и беспристрастно к землетрясению такой силы не отнеслась. Я сразу взяла сына и вышла с ним на крышу — мы живем на 6-м этаже. И мы лавировали там как на сноуборде. Очень много домов пострадало в деревне, а у нас только одна небольшая трещинка появилась после первого землетрясения.
Давно ли вы живете в Непале?
Больше месяца и планируем пробыть еще примерно столько же. Обычно мы снимаем большой дом, а здесь увидели совершенно чудесную квартиру: апартаменты на 6-м этаже, с крышей в двух уровнях, качелей на крыше, с ковролином — в Азии это редкость, я уже соскучилась по коврам.
Насколько дорогая жизнь в путешествиях? Сколько надо в месяц денег на семью из трех человек?
Можно жить на разные суммы. Мы выбрали красивое жилье — оно обходится в 1000 долл. в месяц.
Куда после Непала планируете ехать?
Мы уже 2 года не были в России, я впервые так соскучилась по родине: планируем, конечно, приехать в Красноярск, также в Москву, Петербург, Сочи. В целом поездку по России планируем на 2–3 месяца. Потом планируем осесть на некоторое время в Южном Гоа. За 5 лет путешествий мы пожили на Бали, в Гоа, в Таиланде, Лаосе, Камбодже, на Филиппинах, в Малайзии, Сингапуре.
Как вы вообще пришли к этому стилю жизни — в путешествиях?
Я всегда вела активную жизнь, участвовала в интересных проектах. Но, выпускаясь из университета, я поняла, что хочу путешествовать. Такой стиль жизни вели многие из моего окружения. Но последней каплей для принятия решения стали рассказы моего лучшего друга из Красноярска о Гоа и Керале. Он очень активно звал меня приехать. Сначала я отправилась в Бангкок одна на месяц, а потом приехала к нему в Индию. Он всегда был для меня родственной душой, но между нами была только лишь дружба, я даже ответственно искала ему жену. Но Индия открыла нам глаза друг на друга. И мы стали путешествовать вместе, а потом поженились на Бали.
Я знаю, что вы написали книгу «Путь к лотосовому рождению», основываясь на том, как вы сами рожали сына Льва на Бали. Расскажите, как вы рожали.
У меня было две акушерки-врача. Они успели буквально за 10 минут до того, как появился наш сын Лев, — застряли в пробке. Они заскочили, все подготовили. Я показала, где буду рожать, присела на корточки и родила. Все прошло просто чудесно, были волшебные ощущения, я летала между небом и землей. Это одно из наивысших наслаждений в жизни женщины — рожать ребенка.
Я так понимаю, что было не больно?
Были при схватках очень своеобразные ощущения, но это даже не боль. Когда я перестала сопротивляться этим ощущениям, доверилась природе, поддалась — это был какой-то космос. Рядом был надежный муж, который поддерживал меня, говорил мне приятные слова, делал массаж. Рожать в роддоме для меня изначально было неестественно. Мой папа был «лотосовым» ребенком: ему не перерезали пуповину. Через 0,5–2 часа после рождения ребенка рождается плацента. На Бали она называется сестренкой/братиком, потому что она защищает ребенка всю беременность. Когда в роддоме сразу перерезают пуповину, ребенок лишается от 80 до 150 мл крови. Потом лучше отделить пуповину пережиганием огнем или дождаться, пока пуповина отпадет сама.
Наш ребенок 7 дней был на плаценте. Мы дождались момента, когда малыш был готов расстаться с плацентой, — это принцип ненасилия.
Мы организовали сыну полное лотосовое рождение, хотя, признаюсь, пару раз мы уже чуть было не теряли терпение.
А во время беременности обошлись совсем без врачей?
В первом триместре я себя ужасно чувствовала. Порой просто не могла встать с постели. Мы пошли в клинику естественных родов, где познакомились со знаменитой акушеркой Робин Лим. Мы сделали первое УЗИ. Малыш был очень активным, и Робин сказала, что мой организм в шоке. Это нужно прожить, и все наладится. В обычной клинике моих знакомых в таких ситуациях клали на сохранение. Но через несколько недель мучений я и правда чувствовала себя прекрасно.
Каким образом вы решали вопрос с детскими прививками, с педиатром?
Это дело решенное: никакой химии мы в своего ребенка не вводили. И я ничего не принимала во время беременности и родов. Я глубоко изучала эту тему, готовилась, каждый день занималась и знала, что это все не нужно нашей семье.
Но если возникают какие-то вопросы по здоровью малыша?..
Тьфу-тьфу-тьфу, но нам не потребовалось ничего. До полутора лет сын был сыроедом и на грудном вскармливании.
Сейчас вы уже не сыроеды?
Периодами. В нашем рационе много фруктов и овощей. Вареную еду сводим к минимуму. Мы уже несколько лет не едим мясо, а курицу я захотела кушать во время беременности на Бали, и я совершенно спокойно ее съела. Наш сын не знает, что такое мясо. Но я кормлю грудью его почти два года, и со здоровьем все хорошо.
Вы думали уже на будущее — когда он пойдет в школу, вернетесь ли вы в Россию или он будет посещать школу за границей?
В стандартную школу он точно не пойдет. Это и для меня было мучение, и для моего мужа тоже. Есть такая школа — Green School и много других альтернативных школ, где дети получают набор знаний, но самый большой акцент делается на их талантах, углублении темы, которая им интересна, и бережном отношении к окружающему миру.
Расскажите о видах вашего заработка.
В своем блоге я описала 12 способов заработка в путешествиях, сейчас появилось еще несколько. Есть три моих любимых.
Первый — это удаленная работа: пиарщики, продюсеры, копирайтеры и просто люди, которые делают простейшую работу. Сейчас я занимаюсь продюсированием авторской видеопрограммы на YouTube для раскрутки личного бренда и компании. Моя команда состоит из 7 сотрудников, и буду ее расширять.
Второй вид — инфо-бизнес: продажа знаний в удобной форме — в виде курсов, книг, вебинаров, консультаций, рассылки, на блоге или сайте.
Третий вид — сетевой маркетинг. Мой муж первым стал вести этот вид бизнеса через интернет, и получается у него это красиво и изящно.
В чем главные сложности жизни в путешествиях? Без них интервью выглядит неправдоподобно…
Путешествия — это постоянный вызов себе, нужно иметь фокусировку на своих ценностях, на своих желаниях, отслеживать внутреннее состояние, разговаривать с людьми, перерабатывать кучу информации, чтобы вообще выбрать, куда стоит ехать, а куда нет. Бывают цунами, ураганы, вот мы в момент сильнейшего за 80 лет землетрясения в Непале попали.
Не возникает ли желания осесть? Не тяготит ли жизнь на чемоданах?
Желание такое, конечно, будет. Мы продумываем, каким будет наш дом, и присматриваем место, где почувствуем «да, это наше».
Просто сейчас такой период, нам нравится стиль жизни в путешествиях. Но когда мы будем оседать, это, скорей всего, будет любимая Россия: либо Сибирь, либо Краснодарский край.
Зинаида Кузнецова
Фото предоставлены Анжеликой Смакотиной