Этой весной следователи возбудили уголовное дело уже против второго руководителя Управления капитального строительства: сперва под арест попал директор городского УКС Константин Головин, теперь — регионального, Владимир Мурзин. Причиной внимания силовиков к чиновнику стал недостроенный детский сад-ясли в селе Марусино: следователи считают, что он подстроил передачу госконтракта знакомому застройщику. Но оказалось, что и это не конец скандала: эксперты выяснили, что здание возводили с нарушением всей документации и элементарных строительных правил, из-за чего детсад не просто до сих пор не сдали, но и признали аварийным (да, еще на этапе строительства). Подробности узнала Лиза Пичугина.
В распоряжении НГС оказалось заключение обследования здания детского сада в селе Марусино, из-за строительства которого на директора ГКУ «УКС» Новосибирской области Владимира Мурзина возбудили уголовное дело.
Как рассказал источник, близкий к ситуации, УКС заказал обследование компании «Сибирский центр экспертизы и оценки соответствия» (СЦЭОС) еще в прошлом году — это стандартная процедура перед вводом здания в эксплуатацию. Но эксперты нашли множество дефектов, при этом значительную часть необходимых документов им не предоставили. Среди них, например, акты освидетельствования, рабочие и исполнительные чертежи, результаты экспертиз выполненных работ и документы, которые подтвердили бы контроль за качеством строительных материалов.
При этом в документе утверждается, что строители «форсировали отделочные работы, в результате чего дефекты, доступные для осмотра, были сокрыты». Дефекты выявили еще проектировщики на этапе строительства, но никаких подтверждений тому, что строители их устранили, эксперты не получили.
Балки здания, указано в заключении, изготовили кустарно прямо на строительной площадке, поэтому эксперты заключают, что балками они могут вовсе не являться — никакой документации на них не предоставили.
— Так изготовлялись строительные изделия в пятидесятые годы прошлого века методом «хозспособа». Строительные изделия изготовлялись в огороде из материалов, имеющихся в наличии. В настоящее время такие методы недопустимы, — указано в документе.
«Уплотнение бетона выполнялось с использованием лопаты и ногами в опалубках, изготовленных из досок»
Помимо этого, в СЦЭОС выявили целый ряд нарушений в процессе строительства, а подтверждений тому, что эти нарушения были устранены, не получили. Дефекты касаются балок и плит перекрытий, которые не предусмотрены проектом и на месте пробиты для проведения коммуникаций, отсутствующих в проекте проемов, ниш и каналов в несущих конструкциях, использования горючего вида утеплителя, целого комплекса нарушений на лестничных маршах и при устройстве кровли.
— Судя по тому факту, что в перекрытии подвала наблюдается просадка одного из монолитных участков, имеется предположение, что, возможно, часть монолитных участков не заармирована, так как прогибы, смещения монолитных участков, заложенных между плитами перекрытия, невозможны даже теоретически, — описывают одно из наблюдений эксперты. Еще не достроенное здание они признали аварийным.
В Минстрое Новосибирской области подтвердили госконтракт на проведение осмотра и выводы экспертов об аварийности недостроенного здания. По данным ведомства, подрядчик — компания «ИнвестСтрой» — допустил грубые нарушения проектной и рабочей документации и проигнорировал требования заказчика их устранить.
— Указанные нарушения до настоящего времени подрядной организацией не устранены, — сообщили в Минстрое на официальный запрос НГС. — До устранения выявленных недостатков и приведения конструкций в нормативное состояние ввод в эксплуатацию и использование здания по назначению не представляется возможным.
Чтобы достроить детский сад, нужно провести полное техобследование, разработать проект усиления конструкций, пройти экспертизу и заключить новый госконтракт на строительные работы. Но «ИнвестСтрой» отказывается передавать стройплощадку и недостроенное здание — сейчас спор за них идет в арбитражном суде.
Гендиректор и владелица компании «ИнвестСтрой» Елена Пылёва сообщила журналисту НГС, что площадку и здание компания не передает из-за долга за строительство.
— Нам площадка не нужна, — заверила Елена Пылёва. — Нам не заплатили за детский сад, который уже полностью готов. У нас есть экспертиза, что садик сделан безупречно.
Разбирательство по иску УКС к подрядчику пока приостановлено: как указано в материалах дела, сперва суд должен вынести решение по иску «ИнвестСтроя» к УКС. Компания пытается оспорить односторонний отказ от исполнения госконтракта, стороны попросили назначить судебную экспертизу, чтобы оценить качество строительства. Следующее заседание назначено на 26 мая.
Здание детского сада-яслей в селе Марусино фигурирует в уголовном деле директора регионального УКС Владимира Мурзина. По версии следствия, он передал знакомому застройщику информацию о планируемом аукционе по строительству здания, после чего тот выиграл торги. По данным «Контур.Фокус», компания «ИнвестСтрой» занимается строительством с 2008 года. До 2013 года компания принадлежала новосибирскому девелоперу Владиславу Крючкову и Ивану Дингесу.
В феврале был арестован Константин Головин — он также руководил УКС, но муниципальным.