
Рассказываем, какие тайны хранит под собой земля, на которой стоит ЦУМ
Волнения вокруг застройки ЦУМа немного поутихли, но от своих планов застройщик не отказывается. Интересно, что обнаружат рабочие под грудами строительного мусора? ЦУМ начал свою работу только в 1967 году — полвека до него площадь принадлежала католикам. Сложно представить, но на месте советского ТЦ когда-то стоял красивейший каменный храм, от которого сегодня остался один лишь памятный камень. Как в молодом городе появился и пропал католический костел и какова судьба напоминания о нем — в материале НГС.
Польский Ново-Николаевск

Камень был установлен в 2009 году общиной новосибирских католиков «Дом польский»
Проходя мимо ЦУМа, вы могли обратить внимание на небольшой камень с черной табличкой. Редкий прохожий остановится, чтобы прочесть надпись, и в целом отношение к камню часто неуважительное: по утрам на нем можно обнаружить пустые бутылки, мусор, а некоторые хозяева позволяют своим питомцам справить на камень малую нужду.
Камень — охраняемый объект, рассказывающий жителям Новосибирска об истории города. В 2009 году его установили новосибирские католики, отметив тем самым сто лет со дня возведения именно в этом месте Римско-католического костела. Сегодня сложно представить его здесь, но он существовал еще относительно недавно — до 1963 года.

Вот так выглядел костел Святого Казимира. Сегодня он был бы одним из ценных памятников истории города
Строительство костела началось в 1900-е годы, потому что католической общине Новониколаевска стало тесно в небольшом деревянном молельном домике. Храм был построен на личные средства прихожан, в 1909 году его освятили в честь Святого Казимира и учредили как самостоятельный приход.

«Самостоятельно собирались средства на содержание костела — иметь католический храм в своем городе было для жителей католического вероисповедания (а в начале XX века их было в городе около 4000 человек) крайне важно. Из собственного кармана они платили жалование и священнику, и органисту, и церковному сторожу», — рассказала краевед Наталья Липатникова.
Визуально легкое и устремленное ввысь здание стояло на Обском проспекте (сейчас — Комсомольский), а от Михайловского лога его отделяла ажурная ограда. Когда-то Михайловский лог разделял молодой город на Вокзальную и Центральную части, а весной по нему потоком устремлялись к Оби талые воды — сейчас его заменяет поток автомобилей на проспекте Димитрова.

Мечеть Новониколаевского Магометанского общества была построена на средства верующих в 1916 году — за ней как раз виден шпиль костёла
Вокзальная часть росла от станции «Обь» и паровозных мастерских. Ее заселяли преимущественно железнодорожники, но также было расселение и по конфессиональному признаку: территорию вокруг костела обживали католики, преимущественно поляки, а площадь неподалеку от мечети (она стоит на том же самом месте по сей день — на улице Фрунзе, 1а) заняла татарская слобода.
Обский проспект был частично уничтожен при пробивке Вокзальной магистрали.
«Изначально, вероятно, планировалось, что он продолжится за железной дорогой и будет вести к пристаням или даже на будущий мост через Обь. Но это не было реализовано, и широкий проспект с аллеей как внезапно возникает во дворах Вокзальной магистрали, так внезапно и заканчивается, упираясь в железную дорогу и построенные перед ней в советское время здания», — говорит краевед.

Когда-то это место именовалось Обским проспектом
Обский проспект в начале XX века был престижным местом для строительства домов, а если пробежаться по фамилиям людей, его населявших, то польско-католический след довольно очевиден.
«Жили там фельдшер Иосиф Казимирович Войтулевич, Станислав Игнатьевич Бандзевич, Константин Доминикович Кепалас, Николай Михайлович Имшенецкий, Генрих Юлианович Булынко. Последний, пожалуй, известен наиболее всего — как главный гробовщик Новониколаевска, — рассказала Наталья Липатникова. — С 1906 года он держал в городе похоронный дом, а также выпускал газету, занимался общественной деятельностью и даже запустил первый дилижанс — прародитель городского автобуса».
ТЦ вместо храма

Строительство ЦУМа, 1960-е годы
В 1930-е годы католический костел в Новосибирске закрыли из-за религиозных гонений. Какое-то время здание использовалось как склад, но в итоге все равно было разрушено. Неравнодушные к костелу горожане пытались его спасти, но сила политических репрессий оказалась сильнее. В 1963 году Римско-католический костел Святого Казимира уничтожили окончательно, и спустя четыре года на его месте выросло трехэтажное здание ЦУМа.
«Снос собора я считаю огромной ошибкой. Во всех городах такие здания служат украшением, а мы свое собственноручно уничтожили. Впрочем, таково было веяние времени: современный мир требовал современных архитектурных, модернистских решений», — считает краевед.

В советское время ЦУМ был одним из главных магазинов в городе
Наталья Липатникова предположила, что где-то под ступенями ЦУМа ещё можно найти фундамент собора.
«Было бы очень красиво откопать его и под прозрачным куполом сделать, например, выставочный зал», — предложила она.



Неподалеку от этого места сохранилось несколько дореволюционных домов, помнящих костел: например, дом купца Андрея Матвеева (Красноярская, 28), который занимался торговлей головными уборами. А в доме на Иркутской, 32 в 1920 году жил человек по фамилии Коган — больше о нем ничего не известно (не путать с купцом Ароном Каганом, усадьбу которого на Коммунистической перестроили). Сейчас здание занимает новосибирский филиал ГипроНИИгаз.
«Эти полукаменные двухэтажные дома примерно ровесники собора — единичные оставшиеся вкрапления истории в ткань города. Мы должны их сберечь, и памятный камень тоже», — продолжает краевед.
Будущее памятника
Не так давно по заявлению общественников камень у ЦУМа был внесен в реестр элементов монументально-декоративного оформления: снос ему не угрожает, но камень тайным образом постоянно меняет местоположение.
«Нужно зафиксировать и облагородить его, хотя бы просто посадить рядом дерево, установив вокруг ствола красивую решетку, повторяющую элементы декора храма, ведь это место явно требует большего уважения к своему историческому прошлому, чем имеет», — считает краевед.
Жительница Новосибирска Елена Гавровская — одна из активисток, которую волнует судьба камня. Ее прадедушка был крещен в костеле, камень — часть истории ее семьи, поэтому она борется за его сохранение. Неоднократно Елена и ее единомышленники писали обращения в мэрию города, пытаясь получить ответ на вопрос: что будет с камнем, когда начнется стройка? Не выкинут ли его как мусор?
В прошлом году сибирячке ответили, что памятный камень не находится на балансе администрации Центрального округа города Новосибирска и МКУ «Центральное». Оказалось, он был установлен без согласования с администрацией.
«Напоминаем, объект расположен на улично-дорожной сети. Считаем целесообразным передачу камня на баланс Католической Церкви, с целью решения этого вопроса нами будет проведено совещание с представителями Католической Церкви. Обращаем ваше внимание, что признание объекта бесхозяйным и последующая его постановка на баланс — длительная по времени процедура», — ответили Елене Гавровской в администрации Центрального округа.

Памятный камень периодически меняет положение
В ответе на следующее обращение Елене сообщили, что в результате переговоров между представителями застройщика и представителями Римско-католической Преображенской Епархии в Новосибирске камень предложили включить в схему благоустройства строящегося жилого массива. А на время строительных работ его планируют переместить на территорию Кафедрального католического собора Преображения Господня.
«Вернут ли обратно? — усомнилась Елена. — В нашем городе возможны любые поругания памятников, как показал горький опыт. Будем следить за ситуацией».
В ГК «Расцветай» НГС ответили, что компания не рассматривает варианты изменения местоположения памятного камня.
Мы также направили запрос в администрацию Центрального округа, чтобы понять дальнейшую судьбу камня, но к моменту публикации ответ не поступил.
Что еще почитать
Красные кирпичи и диковинные звери: гуляем между Красными казармами — здесь жили царские офицеры, а теперь лечат душевнобольных.
Писательский квартал. Прогулка среди малоэтажек Бугринки — с домами в трещинах, мифах о мышьяке и памятью о страшном ЧП.
Секреты злачного двора. История столетнего особняка на старейшей улице Новосибирска — его называют бывшим публичным домом.