Город Самокатные войны репортаж «Зачем вы этот бизнес пустили в город?» Как вице-спикер Заксобрания пытался запретить самокаты в Новосибирске

«Зачем вы этот бизнес пустили в город?» Как вице-спикер Заксобрания пытался запретить самокаты в Новосибирске

Конфликт между мэрией и кикшеринговыми компаниями перешел в горсовет

Впервые изымать самокаты начали 13 мая

Конфликт между мэрией и кикшеринговыми компаниями вышел на новый уровень: 19 мая его обсудили на заседании комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Совета депутатов Новосибирска. Его инициатором стал первый заместитель председателя областного Заксобрания Андрей Панферов, предложивший ни много ни мало запретить электросамокаты в Новосибирске. Как на предложение отреагировали участники заседания, почему в ГИБДД также недовольны кикшерингом и что будет с электросамокатами дальше — в материале Елизаветы Шаталовой.

Помимо депутатов, на нем присутствовали представители кикшеринговых компаний, ГИБДД и мэрии Новосибирска

Кто пустил сюда этот бизнес?


— В Новосибирске сложились серьезные проблемы в части использования жителями современных технических средств, электросамокатов. С одной стороны, использование электросамокатов является эффективным способом перемещения людей. С другой стороны, отсутствие законодательного регулирования использования лицами данных средств, — начал заседание председатель комиссии Андрей Любавский.

Он обратил внимание, что на муниципальной земле нельзя ставить что-то, что мешает прохожим. И привел примеры ограничений, действующих в других городах России. Например, в Москве, Набережных Челнах, Великом Новгороде и Тюмени определены требования к пунктам проката самокатов: они не должны мешать прохожим и должны иметь элементы для крепления самокатов к ним.

После слово взял инициатор заседания — первый зампред областного парламента Андрей Панферов. К моменту своего выступления он, видимо, понял, что погорячился в обращении в совет депутатов, и признал, что запретить электросамокаты в городе невозможно.

— Депутаты внепарламентской оппозиции начали на меня ярлыки вешать, что я такой-сякой. Я считаю, что отказываться от самокатов — как отказаться от сотовых телефонов. Уже запустили, уже кто хотел поездил. Я не собираюсь какие-то либо ставить заслоны этому городскому веселью, особенно молодых людей... У меня сразу вопрос не к тем, кто предложил бизнес мэрии, а к тем, кто этим занимался. Вы как чиновники мне скажите, почему не упорядочили до сих пор движение самокатов в нашем городе... Почему до сих пор нет велодорожек и дорожек для самокатов? — спросил Андрей Панферов.

Андрей Панферов поменял свое мнение во время заседания

Первый вице-спикер Заксобрания предложил заключить новое соглашение с кикшеринговыми компаниями. Ответ начальника департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Виталия Витухина не устроил Панферова.

— Что являлось критерием основным, что вы этот бизнес пустили сюда, в город? Может, они 100 миллионов в месяц приносят? Ну тогда без разговоров. Может быть, общественное мнение было таково, что необходимо было самокаты привлечь? — возмущенно вопрошал депутат.

— Муниципалитет не имеет права регулировать бизнес. Что значит пустили самокаты в город? А почему мы пускаем продукты питания в город? Это такой же бизнес, — недоумевающе парировал Витухин.

Конфликт из-за парковок


Ответственный за кикшеринг городской чиновник напомнил, что самокатами мэрия занимается с 2021 года.

— Мы начали наблюдать за самокатами, когда мы получили от СМИ информацию, что электросамокаты загромождают тротуары, входы на станции метрополитена. В 2021 году нами было разработано соглашение, которое обе компании подписали. Обязательства, которые указаны в соглашении, полностью исполнялись, кроме оформления надлежащим образом парковочных мест, — сообщил Виталий Витухин.

Виталий Витухин отметил, что почти все пункты соглашения с кикшеринговыми компаниями соблюдаются

Весь прошлый год компании отработали без оформления. В январе 2022 года в департаменте инвестиций собрали совещание, где обговорили все действия по легализации работы кикшеринговых компаний на территории Новосибирска. До апреля, по словам Виталия Витухина, никаких действий со стороны компаний не было. К маю 2022 года было оформлено только 28 парковок компанией Whoosh в Октябрьском районе.

3 мая мэрия напомнила, что ни Whoosh, ни Urent не оформили парковки для электросамокатов, а муниципальной землей в Новосибирске бесплатно пользоваться нельзя. Поэтому мэрия и устроила рейд, который закончился изъятием самокатов и конфликтом с представителями компании Urent. 17 мая мэрия заявила, что двое сотрудников пострадали во время рейдов. Urent же с информацией не согласился, заявив, что это их сотрудники пострадали в конфликте.

На заседании комиссии также показали видео от 14 мая с изъятия самокатов на Михайловской набережной в Новосибирске

На заседании Виталий Витухин настаивал на том, что нужно урегулировать работу самокатов в городе и оформить парковки.

Двое умерших в ДТП с самокатами


Начальник отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Новосибирску подполковник полиции Евгений Маслюк отметил, что проблемы с электросамокатами, которые возникли в Новосибирске, есть и в других городах России. Он рассказал о статистике ДТП с самокатами и напомнил, как кикшеринговую компанию поймали на использовании самокатов, которые превышают допустимую мощность.

— Что касается ДТП с участием самокатов, в этом году их не так много. 5 ДТП, зарегистрированных с участием индивидуальной мобильности, где 5 человек пострадали. В 2021 году их было 11 и 1 человек погиб. В этом году с использованием самоката произошло одно происшествие. 12 апреля на территории Ленинского района в пути следования человек, управляя самокатом, совершил опрокидывание и с тяжелыми травмами был доставлен в больницу. К сожалению, на шестой день скончался. В ходе нашего разбирательства мы установили, что это средство индивидуальной мобильности более 25 киловатт и приравнивается к транспортному средству. Нужно иметь соответствующую категорию для управления данного средства, — сообщил Евгений Маслюк.

Евгений Маслюк также рассказал, что они провели анализ одного из самокатов Urent и его мощность составила 0,35 киловатт, что превышает допустимую норму. Водители, которые не имеют соответствующие категорию в водительских правах, становятся нарушителями. Так, полиция уже вынесла предостережение организации и два определения. Также возбуждено два дела за управление транспортным средством без прав.

Представители кикшеринговых компаний парировали часть замечаний. Человек из Whoosh Олег Алферов одно смертельное ДТП попросил не ставить в вину кикшерингу, так как погибший новосибирец переходил дорогу по пешеходному переходу и вез самокат рядом. А водитель, который сбил его, уже наказан.

Представитель Urent Максим Мухтабаров не согласился с экспертизой ГИБДД по мощности их самокатов. По его словам, документы с опровержением этой информации уже направлены в органы — по ним их двухколесные по всем экспертизам имеют допустимую мощность — 0,24 киловатта.

Начальник департамента мэрии Виталий Витухин признался, что мощность самокатов сейчас не учтена в соглашении с кикшеринговыми компаниями из-за «незнания тонкостей ПДД». В соглашение внесут дополнение, в котором пропишут ограничение мощности.

В 2021 году Whoosh получили разрешения и счета на три парковки в городе. Но ни один счет не был оплачен. Как отметили в кикшеринговой компании, такое количество парковок оплачивать не имеет смысла

«Это трудоемкая работа с обеих сторон»


Представитель компании Whoosh Олег Алферов в первую очередь сообщил депутатам, что компания активно участвует в создании закона ПДД для электросамокатов. Он надеется, что в этом году закон появится. А затем обозначил масштаб их бизнеса в Новосибирске, Urent этого не стал делать.

— В текущем сезоне на улицах города размещено 2550 самокатов Whoosh. Новосибирск стал четвертым городом России по развитию системы средств индивидуальной мобильности. За минувшие три года новосибирцами было совершено 1,7 миллиона поездок с использованием Whoosh. В минувшем году их число возросло семикратно, — отметил Алферов.

Как рассказал управляющий Whoosh по СФО Антон Косенков, компания предлагала изменить подход и упростить процесс создания парковочных мест. Чиновники с представителями не согласились, уточнив, что все в городе справляются с получением разрешения на использование муниципальной земли. Whoosh подал более 1100 заявок на оформление парковок, Urent — 131 (получено около 100 разрешений).

Заседание длилось больше двух часов. По его итогу прозвучало несколько предложений по урегулированию работы электросамокатов. В том числе создание в каждом муниципалитете схем движения для электросамокатов, создание в городе широкой системы велодорожек и ограничение перемещения самокатов на тротуарах. Для решения всех этих вопросов в горсовете решили создать рабочую группу.

Редакция НГС всю весну следит за развитием «самокатной войны», собирая все материалы в одном сюжете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
140
Форумы
ТОП 5
Мнение
Львам — вспышки ревности, Водолеям — переживания о деньгах: прогноз на ноябрьское полнолуние для всех знаков зодиака
Анонимное мнение
Мнение
Вечер под винил и элитные голубцы: жительница Новосибирска приехала в Томск на выходные, чтобы поесть — что ее впечатлило
Маргарита Резникова
СММ-редактор
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Сибирячка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Доверия нет никакого»: сибирячка погасила огромные долги умершего экс-супруга — почему она не смогла закрыть счета в банках
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления