![«Всех не заблокируешь»: сибирячка за 5 минут получила 14 спам-звонков. Как быть в такой ситуации? Владелица телефона пыталась блокировать звонивших, но это не помогло | Источник: Алина Каур](https://n1s1.hsmedia.ru/04/f5/46/04f54648a199bbee7dd5c71f1422f92e/656x438_1:5593_a4e66035669571d01a053508be7a573d@1280x853_0xFnhz0vmL_5389560877080885986.jpg.webp)
В Новосибирске телефон жительницы оказался заблокированным валом звонков после одного принятого спам-вызова.
«Я один блокирую — звонят со следующего»
— Я ответила на первый звонок, который поступил якобы из Сбербанка. Молодой человек назвал меня по имени и отчеству и что-то говорил про мою заявку на кредит. Я повесила трубку, а потом понеслось. Меня поставили на автодозвон с огромного количества номеров. Я один блокирую — звонят со следующего. Причем некоторые номера распознает, например, 2ГИС. Интересная система! Кое-как отбилась, — рассказала корреспонденту НГС соучредитель, директор электротехнической лаборатории «Анкер Электрик» Елена Гавровская. — За 5 минут 14 звонков было, с некоторых номеров еще и не по разу.
![С некоторых номеров звонили по несколько раз | Источник: Елена Гавровская](https://n1s1.hsmedia.ru/10/87/58/10875863642d0222691b09a367d2af3e/656x438_1_33cb0c78ecb6e6e36345cb9dd5f4629a@1200x800_0xvhTV6I8g_1870257945538417781.jpg.webp)
Брать трубку женщина во время обзвона больше не стала.
— С такой периодичностью — в одну секунду — явно звонил робот, а не люди. На фоне первого звонка слышен был кол-центр, будто бы большое помещение. Хорошо, что это прекратилось. Могли ведь надолго мне телефон подвесить, — недовольна сибирячка.
В 2ГИС корреспонденту НГС объяснили, что приложение определяло звонившие компании благодаря своей базе. Эту функцию пользователь при желании может отключить.
— 2ГИС подсказывает пользователю, из какой компании ему звонят. Это функция «Определитель номера». Ее цель — помочь пользователю сориентироваться в том, кто ему звонит, и при необходимости не отвечать, если его беспокоит организация, с которой он не хочет общаться, — объяснили в пресс-службе компании. — В справочнике 2ГИС есть контактные телефоны организаций — на основе их и работает опция «Определитель номера».
Что делать в случае спам-атак
Новосибирцы достаточно часто сталкиваются с различными обзвонами. Чаще всего звонят мошенники или спам-роботы с рекламными предложениями. Методов блокировки существует несколько, но в случае спам-атак они неэффективны. Вы можете вручную блокировать номер в настройках вашего смартфона, но это достаточно сомнительный способ. Мошенники часто меняют номера и могут маскировать свои под чужие. Многие антивирусные программы и разные приложения позволяют фильтровать подобные звонки.
— Мы много ведем переговоров с операторами, как от этого избавиться, и пока нет никакого нормального решения, ни юридического, ни технического. Робот перезванивает, как правило, с помощью IP-телефонии. Это постоянно новые номера — их все не заблокируешь, в том числе на уровне оператора. А тут получается ситуация, что телефон после первого принятого звонка зафиксировался, и в системе его распределили на дозвон, — объяснил декан факультета автоматики и вычислительной техники, доцент кафедры защиты информации НГТУ Иван Рева.
Эксперт предлагает выставить в настройках телефона запрет на прием звонков с номеров, которых нет в записной книжке. Но тогда никто не сможет до вас дозвониться, пока вы не добавите номер человека в память смартфона:
— При такой атаке человеку остается только ждать. Или очень быстро сбросить звонок и набрать другой номер. Но это нужно сделать очень быстро. Тогда для роботов номер будет занят, как и в случае с отключением телефона. Но лучше всего просто переждать, потому что сейчас каких-то эффективных способов остановить такой дозвон нет.
Не оставляйте номер
Эксперт объяснил, откуда у звонивших ваш номер.
— Скидочные карты в магазинах (заполняли когда-нибудь стандартные анкеты для получения скидочной карты?), использование интернет-сайтов для покупок, доставка, размещение объявлений на сайтах... Все сервисы, которые требуют подтверждения телефонов, обычно продают свои базы данных, — объяснил Иван Рева. — Есть только один способ. Должен быть один номер для скидочных карт и аккаунтов в соцсетях, второй номер — для связи с вами. И вы не должны его нигде светить. Тогда и не будет таких звонков.
В феврале мы поговорили с экспертами, а также операторами сотовой связи, чтобы ответить на самые острые вопросы по теме нежелательных звонков.
В апреле мошенники из лжеслужбы безопасности Сбера позвонили одному из руководителей банка — что он им ответил.