Каждую зиму в Новосибирске главной темой на городских сайтах, в соцсетях и на форумах становится снежная каша под ногами и колесами машин. Люди недоумевают, почему проблема, которую давно решили в Европе, Америке и Москве, все так же ставит в тупик местных дорожников. Вместе с экспертом разбираемся, как работает уборка снега в других городах и странах, и чем отличается ситуация в столице Сибири.
По словам руководителя Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анны Климентовой, во всем мире, в том числе и в России, одинаковые требования: чем больше автомобилей ездит по дорогам, тем чище должны быть магистрали. По мировым стандартам, если в сутки по дороге проходит больше 3000 машин, то она должна быть вычищена до асфальта, чтобы не было снежного наката. И на это дорожникам дается от двух до трех часов после снегопада. Если движение менее интенсивное, допускается снежный накат, который посыпают горячей гранитной крошкой. Для Новосибирска 3000 автомобилей в сутки — это очень мало. Пожалуй, таких улиц практически нет.
Как чистят снег в Америке, Канаде и Германии
В мире есть два подхода к уборке снега. Первый применяется, например, в Нью-Йорке: во время сильного снегопада жителям запрещается выезжать на дороги под страхом штрафов. Мэр закрывает все учреждения, школы, магазины. Когда снегопад заканчивается, дорожные службы убирают снег, и только после этого возобновляется движение. Перед снегопадами дороги обрабатывают противогололедными реагентами, чтобы снег не слежался, и его было легко счистить.
Второй подход применяют там, где снегопады бывают чаще, чем в Нью-Йорке: в Канаде и Германии. Если синоптики обещают снег, дорожники заблаговременно обрабатывают дороги небольшим количеством реагентов, чтобы он не скатывался. Во время снегопада постоянно идет патрульная очистка колоннами машин. Причем у снегоуборочной техники есть преимущество перед другими участниками движения: запрещено обгонять или врезаться в клин спецтехники. За это существуют большие штрафы. Когда машины убирают снег, пускается зеленая волна светофоров, чтобы уборка шла без остановки.
А что же с тротуарами? Оказывается, практически везде за рубежом за уборку тротуаров отвечают владельцы квартир, домов, магазинов и учреждений, а не муниципалитеты. В городах приняты законы, в течение какого времени собственники должны убрать снег рядом со своим домом или предприятием. Не уложился — штраф. Все по-разному выходят из ситуации: кто-то распределяет очередь по уборке между жильцами, а кто-то нанимает уборщиков.
Две проблемы российских дорог
По ГОСТу Р 50597-2017, на российских дорогах не допускается снега и зимней скользкости. Тут все точно так же, как в Европе и Америке. Но есть два важных отличия в порядке очистки во время снегопада.
«Во-первых, у нас дорожники не имеют никаких преимуществ перед другими участниками движения. Поэтому во время снегопада коммунальщики стараются обработать дороги реагентами часов в пять утра, пока мало машин. Причем на всякий случай насыпают побольше, понимая, что днем это сделать не удастся. Представьте, что начнется, если у нас в час пик выйдут 10 машин строем? Транспортный коллапс! Водители будут вести себя крайне агрессивно и создавать аварийные ситуации. Из-за этого у нас автомобили весь день колошматят снежную кашу, а ближе к ночи, когда дороги становятся свободнее, все это убирается», — сетует Анна Климентова.
Вторая проблема большинства российских городов — нехватка дорожной техники. «Мы сейчас делаем обзор, в муниципалитетах износ техники до 70%. Ее тупо нет, она давно сломалась. Технику по нормативам нужно менять каждые 5–7 лет, это делается явно реже, потому что не хватает финансирования. Насколько я знаю, в Новосибирске планируется закупка техники на 100 млн рублей (от 15 до 20 единиц) — это очень большое подспорье», — считает руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог.
Чтобы обработать дороги песко-соляными смесями, такому городу, как Новосибирск, нужно около 200 комбинированных дорожных машин. Если используют реагент, например «Бионорд», который стали применять в Новосибирске с 2018 года, то нужно около 50 машин — в четыре раза меньше.
Где в России хорошо убирают снег
Мы привыкли всегда равняться на Москву. В плане содержания дорог эксперт отмечает хороший комплексный подход: в столице специальный штаб следит с помощью метеодатчиков и методов прогнозирования за ситуацией, чтобы при наступлении снегопадов оперативно отправлять технику в нужный район с четкими указаниями, сколько нужно сыпать реагентов. У них есть таблицы расхода противогололедных средств в зависимости от температуры, дорожной ситуации и так далее. Они работают в связке с ГИБДД, что тоже повышает эффективность.
Чем обрабатывают улицы Москвы? В 1990 году в городе запретили использование песка, потому что за зиму его высыпали до 20 кг на квадратный метр — получались песчаные бури не хуже чем в Сахаре. Сначала в Москве стали применять техническую соль, но это плохо отразилось на газонах, поэтому стали изучать зарубежный опыт.
С 2011 года в столице используют несколько видов реагентов. До –7°С на дорогах применяется жидкая смесь поваренной соли (хлористого натрия) с хлористым кальцием. Если ниже –7°С и идет снег, используются твердые реагенты (хлористый натрий, хлористый кальций и ингибитор коррозии формиат натрия). На тротуарах используется более щадящий для обуви реагент: смесь из 70% мраморной крошки и 30% поваренной соли и формиата натрия.
«По стремлению постоянно совершенствоваться Новосибирск один из самых активных и самых грамотных городов. Новосибирские дорожники обратились к нам года три назад с проблемой пыли в городе. И вместе с ними пытались найти причину. Мы обнаружили, что в песке, который использовался для обработки улиц зимой, до 90% составляла пыль и глина, которые не создают коэффициент сцепления, но создают очень много грязи. Дорожные службы составили новое техническое требование, по которому песок должен быть с более крупными частицами, а количество глинистых частиц в нем должно быть минимальным. Благодаря этому грязи в городе стало меньше, а расход песко-соляных смесей уменьшился, потому что у них стала лучше сцепляемость с дорогой. Если раньше ее нужно было 300 г на квадратный метр, то сейчас — 150 г. То есть в два раза меньше закупать, рассыпать и убирать», — рассказала Анна Климентова.
Параллельно в Новосибирске внедряли антигололедные реагенты «Бионорд», в состав которых входят хлористые натрий и кальций, ингибитор коррозии и биофильная добавка. С 2018 года в городе использовали твердый реагент в гранулах, а в прошлом году к ним добавили двухфазную модификацию. По словам эксперта, двухфазные реагенты — это один из самых передовых материалов, который в мире используют больше 30 лет. Многочисленные исследования показали, что они технологичные и экономически эффективные. В России двухфазные реагенты первыми внедрили Казань, Новосибирск и Екатеринбург.
Что будет, если совсем отказаться от реагентов
Все новое вызывает страх. Вот и применение на дорогах реагентов вызывает много критики со стороны горожан. Можно ли просто убирать снег, ничем его не посыпая? Анна Климентова напоминает, что такую ситуацию можно увидеть и сейчас в морозы: когда температура ниже –25°С, реагенты не применяются. Вспомните, что происходит тогда? Ледяной накат, колея и рост аварий.
«Это просто механика: когда такое количество машин, то буквально за полчаса выпавший снег превращается в очень плотный наст, который крепко сцепляется с дорогой. Его невозможно отчистить техникой, только если разогнать машину до 80 км/час, поставить ковш в пол и счистить вместе с разметкой и асфальтом. Так чистят на трассах, где движение менее интенсивное. В городе скорость движения техники по понятным причинам около 30–40 км/час.
Чтобы снег оставался немного талым и не прикатывался шинами автомобилей, нужно небольшое количество реагентов, 20–30 г на квадратный метр, это всего столовая ложка с горкой. Без реагентов, к сожалению, при большом количестве машин будет наледь. Снег не останется рыхлым, как представляют люди», — поясняет руководитель Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
Опыт отказа от реагентов был в нескольких российских городах. В этом году в Челябинске под напором возмущающихся жителей власти решили чистить снег без применения химических материалов. В итоге с начала января аварийность в городе увеличилась на 20%, на дорогах стали образовываться колеи, а подрядчик получил большой штраф от ГИБДД за несодержание дорог в нужном состоянии. После этого город вернулся к реагентам.
Аналогичная ситуация была в Красноярске: с ноября 2020 года два месяца в городе использовали только песко-соляную смесь. После роста аварийности на 30% ГИБДД призывала вернуть реагенты, и в январе этого года реагенты снова стали применять на самых загруженных дорогах Красноярска.
У Санкт-Петербурга был опыт отказа от реагентов на три года. После этого властям пришлось поменять правила благоустройства и вписать туда допустимый размер снежного наката — 6 см. В городе увеличилось количество пробок, аварийность и травматизм. В этом году для зимней уборки вновь закупили реагенты.