![Грандиозная перестройка Толмачёво. Как строят новый терминал за 14 млрд по проекту главного архитектора Москвы Аэропорт Толмачёво встречает гостей масштабной стройкой нового терминала | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/01/ab/5e01abd8e9c028dbb1b958705db47506/656x438_1:5593_b38d3a9cf495414fdbda0270522fe945@3000x2000_0xsnz8QzeI_8136259770600765584.jpg.webp)
В сентябре в аэропорту Толмачёво им. А. И. Покрышкина началось грандиозное строительство нового терминала. Он станет больше, чем два существующих сектора авиалиний вместе взятых. В середине сентября турки, построившие в Москве терминал Т-2 Домодедово, торжественно забили первую сваю новосибирского терминала. На скрытой от посторонних взглядов территории второй взлетно-посадочной полосы тоже вовсю кипит работа. Там строят новый перрон для самолётов и рулёжные дорожки. Корреспондент НГС Елена Гурьянова побывала на закрытых стройках в Толмачёво и узнала, каким будет обновлённый аэропорт и когда закончатся работы.
Как турки начали строить новый терминал
Пока из-за коронавируса многие новосибирцы забыли о перелётах и путешествиях, в аэропорту Толмачёво развернулось масштабное строительство. Сейчас все приезжающие туда обнаруживают вместо привычного входа в сектор внутренних авиалиний длинный высокий забор и стройку. Чтобы попасть внутрь аэровокзала, теперь нужно ехать до сектора международных авиалиний.
![Первую сваю нового терминала в Толмачёво торжественно погрузили 15 сентября 2020 года | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/d2/fb/cbd2fb953b0d769e4259896b6bc9b6aa/656x438_1:5593_ada79f15ca820a7741b7b38b27312bf6@3000x2000_0xPYuG0ftr_3332074399580096015.jpg.webp)
Реконструкция аэровокзального комплекса пройдет в два этапа. В первой очереди построят новый терминал площадью 56 тыс. кв. м. Это больше, чем весь действующий аэровокзал, включая соединительную галерею между секторами А и В (53 тыс. кв. м). Завершить работы планируется в третьем квартале 2022 года.
Весь проект реализуют к 2025 году, а ориентировочная общая площадь аэровокзального комплекса составит более 100 тыс. кв. м. На его проектирование и строительство запланировано более 20 млрд рублей частных инвестиций, инвестором выступает ООО «Новапорт Холдинг».
![Новый терминал больше существующих секторов А и В вместе взятых. Чтобы попасть в аэропорт, теперь всем нужно ехать в сектор B | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/6f/e7/cc6fe714cd3db20c1d60c56062c12439/656x438_1:5593_63f4694ab054e03316475a34101189e6@3000x2000_0xY8oeIc8J_9594160809361337673.jpg.webp)
Генподрядчиком строительства нового терминального комплекса международного аэропорта Толмачево им. А.И. Покрышкина стала турецкая компания ООО «Ант Япы». В России она построила терминал Т-2 аэропорта Домодедово и ряд небоскрёбов в «Москва-сити» («IQ-квартал» и «Око»).
![Подрядчиком на стройке стала турецкая компания ООО «Ант Япы», построившая терминал Т-2 аэропорта Домодедово | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/d8/e2/9fd8e2714888882d51123e76ff0f1f69/656x438_1:5593_2a1feae88f936605c03a3aa2ad642a0e@3000x2000_0xnB0pwS0W_9089522324835724332.jpg.webp)
Стоимость контракта на строительство нового терминала — 13,672 млрд рублей. Договор с турками подписали 11 августа 2020 года, а уже 15 сентября на стройплощадке нового терминала торжественно погрузили первую сваю. За два месяца таких свай станет около 2000, а потом рабочие приступят к обустройству фундаментов и монтажу каркаса здания.
ООО «Ант Япы» — часть международного холдинга «Ант Япы Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети». Это крупнейшая турецкая девелоперская и генподрядная компания, которая специализируется на проектировании и строительстве объектов гражданского и промышленного назначения. Входит в топ-100 крупнейших мировых подрядчиков. В России компания построила терминал Т-2 аэропорта Домодедово, часть зданий в «Москва-Сити» и гостиничный комплекс для Олимпийских игр 2014 года.
Каким будет новый аэровокзал
Руководителем авторского коллектива по разработке проекта нового аэровокзального комплекса выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, авторами архитектурной концепции — архитектурное бюро SPEECH.
— Фасады аэровокзального комплекса трактованы как единая стеклянная лента, «оборачивающая» здание по периметру и подчеркивающая более высокий центральный объём, в котором расположены главные входы и основной вестибюль, — рассказали в пресс-центре аэропорта Толмачёво.
![Так выглядели первые эскизы нового аэропорта Новосибирска | Источник: аэропорт Толмачёво](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/e1/07/1be1078c92b17e6cc71d0b657516279c/656x369_1_4f373d2b7d346ea29cf7dcb2d80ebddd@727x408_0xY93gQpc2_4584066774540937294.jpg.webp)
![Стеклянный фасад будет не зеркальным, а прозрачным | Источник: аэропорт Толмачёво](https://n1s1.hsmedia.ru/68/c1/17/68c117dd91c34db641c6e8993f641e50/656x438_1_0cdc29a00c84e575737fd9c949e72c91@727x485_0x8pvTCevB_8927432412248518920.jpg.webp)
![Со стороны перрона фасад терминала тоже будет прозрачным | Источник: аэропорт Толмачёво](https://n1s1.hsmedia.ru/12/c8/e6/12c8e6be1e873a835f5618d28dd8dc19/656x369_1_a700579573380115b87209c81c7932be@727x408_0x3r5HopRf_2500998534896864663.jpg.webp)
В главном холле аэропорта появятся колонны, облицованные нержавеющей сталью и напоминающие самолётные турбины. Особенностью терминала станет и его высота — более 30 метров, что примерно соответствует высоте 11-этажного дома. Предполагается, что много прозрачного стекла в новом здании позволит достичь «эффекта взаимопроникновения улицы и внутреннего пространства». В ночное время терминал получит подсветку, которую будет видно издалека.
![По ночам аэропорт хотят эффектно подсвечивать | Источник: аэропорт Толмачёво](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/8b/8a/f38b8af0c14317da7a0bbeb2c383c33c/656x262_1_4ab5f3356d34542e92f99e1dabac9557@727x290_0xPWpNtUGG_2675409487404243233.jpg.webp)
Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) им. А. И. Покрышкина — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. По итогам 2019 года аэропорт обслужил 6,747 млн пассажиров.
Как строят новый перрон и рулёжные дорожки
Новый терминал — только часть большого строительства в Толмачёво. На этой неделе журналистам показали, как реконструируют вторую взлетно-посадочную полосу. Весной работы здесь начал АО «Новосибирскавтодор», выигравший госконтракт на 3,6 млрд рублей. Сейчас это закрытая территория, куда невозможно попасть постороннему.
![Реконструировать вторую взлетно-посадочную полосу начали весной 2020 года, чтобы увеличить пропускную способность аэропорта | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/84/69/16/8469162c88d03934871d8fc24ef92529/656x438_1:5593_bcfa338a4a6a095c64b240a804eb739f@3000x2000_0xXQMRai6p_7192978707988451570.jpg.webp)
Рабочие строят соединительные рулёжные дорожки и перрон с дополнительными 15 местами стоянок широкофюзеляжных воздушных судов. Общая площадь перрона с рулёжными дорожками по плану — около 266 700 кв. м. Завершить работы планируют в декабре 2021 года.
![Перрон сможет принимать любые суда без ограничения по массе | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/58/e3/e7/58e3e7b0c85a295ba42a020805ad1470/656x438_1:5593_1c7ef00ad333207f9b8898ceb8f46870@2999x2000_0xDsYD1w0l_4455052248448642300.jpg.webp)
Вторую взлётно-посадочную полосу в Толмачёво открыли 10 лет назад — 25 сентября 2010 года здесь приземлился первый самолёт. ВПП была заложена ещё в советские годы и долгое время оставалась долгостроем. Новая реконструкция взлетно-посадочной полосы позволит увеличить пропускную способность аэродрома.
Во время экскурсии на стройку главный инженер АО «Новосибирскавтодор» Николай Никульцев разрешил прогуляться по новой рулёжной дорожке и перрону — стоянке для самолётов, которую делают из цементобетона.
![Высота цементобетонного слоя на перроне — 40 см (плюс 86 см щебня под ним), на рулёжной дорожке — 66 см (плюс 60 см щебня) | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/bc/dd/f9/bcddf98c4fbcc4ce867a5a118466d6ed/656x438_1:5593_ebd74cef194d7ee905c3337010139a13@3000x2000_0xtEZVaHmK_1091513202850701771.jpg.webp)
— Цементобетонных покрытий такой толщины на дорогах, которые мы делаем, нигде нет, потому что самолеты тяжелые, — улыбается главный инженер АО «Новосибирскавтодор» Николай Никульцев. — У нас применяется система 3D-нивелирования на бульдозерах и грейдерах. Так повышается точность каждого слоя, всё это делаем практически в миллиметры.
![По оценке главного инженера, сейчас уложена примерно пятая часть бетона, а выполненные работы в целом он оценил в 40% | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/3c/f1/ed3cf1322195b95645e3d79a30a78c1a/656x438_1:5593_35cdb6cbf62214fb14298705d7a25a89@3000x2000_0xTEqvsk8H_7317516203081849028.jpg.webp)
— В этом году была задача выполнить все коммуникации, уложить щебень, биотекстиль, песок. Зайти и сделать всё в пескоцементе. А со следующей весны основная работающая машина здесь будет — бетоноукладчик. Будет очень много бетона. Чтобы укладывать бетон, надо готовиться почти год, — прокомментировал Николай Никульцев.
![Сейчас рядом со стройкой работает свой цементно-бетонный завод | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/53/47/12/53471229d63d1c311ddf6c3f33eb294a/656x438_1:5593_72e2cd09afa7aca2bb40230a5a9ad600@3000x2000_0xma3hMDUE_6614877109008314644.jpg.webp)
Что ещё строят в Толмачёво
Этой зимой Минпромторг РФ обсуждал создание в Толмачёво нового центра послепродажного обслуживания воздушных судов российского производства. Планировалось, что ангар для размещения центра будет построен в западной части территории аэропорта Толмачёво перед строящимся новым перроном стоянки воздушных судов. Его площадь составит более 6,5 тыс. кв. м и позволит обслуживать одновременно до восьми воздушных судов Sukhoi Superjet 100 или четырёх МС-21. Станут ли эти планы реальностью, пока неизвестно.
Зато точно известно, что «Почта России» вот-вот запустит в Толмачёво свой логистический почтовый центр площадью около 50 тыс. квадратных метров и производительностью до 1 млн обрабатываемых отправлений в сутки. Внешне он выглядит уже готовым. За время, отведенное на подготовку материала, в пресс-службе «Почты России» не смогли ответить на вопрос, когда именно состоится открытие. Изначально запуск логистического центра планировался до конца 2020 года.
![Белое здание — логистический почтовый центр «Почты России» производительностью до 1 млн обрабатываемых отправлений в сутки. Его запуск поможет новосибирцам быстрее получать посылки | Источник: Андрей Нейман](https://n1s1.hsmedia.ru/f0/eb/0f/f0eb0fd801b87300a1c5c00b0cc8a2b0/656x438_1_467a99c852908d0ec9354b15c2b6600e@2048x1366_0x5A2KdQzB_1794363480542419891.jpg.webp)
Какова судьба аэроэкспресса до Толмачёво
Когда в мае этого года губернатор Новосибирской области Андрей Травников изучал ход работ на второй взлетно-посадочной полосе, он рассказал, что развитие аэропорта Толмачёво — один из основных этапов подготовки Новосибирска к проведению Молодёжного чемпионата мира по хоккею с шайбой на льду в 2023 году.
Тогда же участники совещания с губернатором обсуждали и реконструкцию федеральной трассы М-51, дороги Р-254 «Иртыш», всех подъездных и рокадных дорог.
![Завершить строительство нового терминала планируют в третьем квартале 2022 года, а пока новосибирцев и гостей города просят обходить стройку | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/21/3d/d1/213dd1b76c292dc6f56ce5e948b5f239/656x438_1:5593_ac17e8754732c105d7cb0c4472312496@3000x2000_0xEeu3iI9z_9964591619666818827.jpg.webp)
Реально ли запустить к чемпионату мира по хоккею аэроэкспресс, в Толмачёво не стали оценивать — посоветовали обратиться к руководству Западно-Сибирской железной дороги и компании, которая занимается аэроэкспрессом.
Как считают в аэропорту Толмачёво, проектом аэроэкспресса целесообразно заниматься тогда, когда пассажиропоток аэропорта составляет 8–10 млн человек в год, время в пути до центра — 1 час, а средний чек на такси — около 1000 рублей, а так как ко всем этим показателям новосибирский аэропорт близок, уже сейчас стоило бы проектировать и считать этот проект. В идеале такая электричка не только должна связать Толмачёво с главным железнодорожным вокзалом, но и сократить время в пути до аэропорта жителям Академгородка и Бердска.
В 2015 году в Экспоцентре эксперты по агломерации и чиновники мечтали сделать Новосибирскую область центром конурбации — со специальными электричками со скоростью 250 км/ч, которые соединят Новосибирск, Томск, Барнаул и Кемерово с аэропортом Толмачёво. Но пока эти мечты ими и остаются из-за туманных перспектив финансирования.