![Улицы с крыльями: прогулка по району, в котором приземлился первый авиарейс в Новосибирск Улицы с крыльями: прогулка по району, в котором приземлился первый авиарейс в Новосибирск | ngs.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/df/2b/6cdf2bd6a6b666c50d8b5666449a2a06/656x438_1_7c009db31c5ae7bfe3ab8d29a5ca22b7@1500x1000_0xyODq4Key_0370999809587659155.jpg.webp)
17 мая исполняется 88 лет Западно-Сибирской авиации — старт ее развитию в Новосибирске был дан первым рейсом с аэродрома, который впоследствии стал первым городским аэропортом, — Новосибирск-Северный. Его звезда взошла и угасла, и хотя сейчас аэропорта функционально уже не существует, его здание признано памятником, а жилые дома вокруг объединены в микрорайон «Аэропорт». Корреспонденты НГС пробрались в старое здание, где больше не толпятся пассажиры самолетов, погуляли по зеленым дворикам и расспросили жителей, почему они не хотят переезжать.
Аэропорт Новосибирск-Северный некогда был вторым городским и первым гражданским аэропортом и ведет свою историю с 1929 года — 17 мая, в день первого гражданского рейса, ему исполняется 88 лет. Этот день считают и днем авиации Западной Сибири и Новосибирска, говорит историк, сотрудник Музея Новосибирска Констанстин Голодяев. «Но перенесли аэродром с Закаменки лишь в конце 1930 года, — отметил он. — Тогда же аэростанцию переименовали в Новосибирский аэропорт Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота, и стали его обустраивать».
Первый деревянный аэровокзал здесь построили только в 1934 году, а уже через год его сменил каменный одноэтажный — здание, когда-то принимавшее пассажиров самолетов, до сих пор стоит внутри троллейбусного кольца и со временем приходит в упадок. Окна выбиты местами вместе с частью кирпичной кладки и со стороны места отстоя троллейбусов закрыты металлическими профлистами, а внутри явно не первый год копится мусор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/42/7c/e5427c9f3948c1a22cbce123578e1124/656x438_1:5593_b1dff61810c6930ed34208c9d1e83118@1500x1000_0x3fhfoD0J_5921098608926431162.jpg.webp)
Историк замечает, что старое здание аэровокзала уже не сохранить, зато построенное в 1956–1957 годах признано памятником архитектуры. Изначальный проект — типовой для зданий вокзалов, но был доработан архитекторами Жигаловой и Углицких. Массивное здание с липами по обе стороны крыльца, колоннами, балюстрадой и декором окон построили на замыкании перспективы улицы. «Если бы перед ним не было объезда для троллейбусов, эта перспектива четко бы раскрывалась, — говорит архитектор Игорь Поповский. — Этот объект всегда хорошо виден, и вокруг него все крутилось».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/66/ff/af66ffad8a0a2b446605f9f77ec0d6a8/656x307_1_7f08bd467b9e82b412c6559db7b07320@1999x935_0xYlM0AcMO_6244312857119951341.jpg.webp)
Помимо архитектуры, здание отличается и качественными интерьерами, замечает Поповский, и то, что они сохранились, большая редкость для сталинского ампира. При этом сохранились не только колонны и балюстрада второго этажа, но и лепные пилястры, и гранитный пол, и предметы авиационного прошлого: рамки металлоискателей, кресла в зоне ожидания, вывески, указывающие выход на посадку и на стойку регистрации.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/dd/c3/32ddc364da0e1d6a744c913ddc5e2407/656x438_1:5593_39bccbd169e97e2d0c8d723c6cbba661@1500x1000_0xWZ0QcBnn_9713073848192709221.jpg.webp)
В свое время здесь проходила скандальная выставка «Родина» (параллельно с распродажей дешевых тапок, ванн и унитазов), но сегодня балюстрада под куполом и гулкие коридоры пусты — такое ощущение, что ты оказался не в советском здании, а в храме, где даже говорить стараешься шепотом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/54/eb/1d/54eb1debe9bc223829bf16706e28c937/656x438_1:5593_3abec78571fff22d5ca4add5fdb852e1@1500x1000_0xv10pxZkP_2793150310573981860.jpg.webp)
По данным справочника 2ГИС, сегодня в здании работает 12 организаций, среди которых автошкола, транспортно-туристическая и торгово-производственные компании, фотостудия и служба доставки пиццы — результаты ее работы свалены грудой возле одной из лестниц. Когда-то здесь был ресторан — хороший, но малоизвестный, вспоминает Константин Голодяев. Сейчас вместо ресторана на месте помещения дежурной части работает скромный буфет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/28/9d/db289d94ea51c9d8b05c3a516d2a86fb/656x438_1:5593_3144307060b11300f75725c790b7bfd8@1500x1000_0xSJJRP4XB_5136329251406346624.jpg.webp)
Летное поле приспособили под автодром автошколы, летом здесь также работает автокинотеатр, периодически проходят фестивали, которые собирают многотысячные толпы новосибирцев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/22/4a/2c224a879b1421af87c2dbae42e6ec39/656x438_1:5593_67d586452283882d5b0bd0b77241ff7e@1500x1000_0xQmBl3XqV_6692419467821293633.jpg.webp)
Для летчиков, работников аэропорта и авиазавода (на котором, кстати, ремонтировали советские фронтовые самолеты) выстроили целый соцгородок с собственной торговлей, баней и ДК. Одна из местных жительниц, пенсионерка Любовь Альфонсовна, рассказала, что небольшая баня была возле дома по ул. Аэропорт, 55, но ее уже успели снести — сейчас на ее месте лишь огороженный пустырь. Построенный в 1938 году ДК тоже не узнать: сегодня в здании по его адресу (ул. Аэропорт, 88) находится развлекательный комплекс с боулингом, караоке и пабом.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/68/1a/5e/681a5e8571318df877fdbe0604d0c277/656x438_1:5593_213bbfc2c290405ef0db43bd9565e54b@1500x1000_0xC6OkeCUq_3387077370973236337.jpg.webp)
Вместе с домами в свое время здесь построили и необходимую инфраструктуру. Всего в микрорайоне 5 детских садов, но попасть в них непросто, как и везде в городе, говорит местный житель Сергей. На ограде школы еще сохранились «крылья» логотипа «Аэрофлота», из которых кто-то старательно выпилил все серпы и молоты. Сама школа, по мнению Сергея, «средняя», и свою дочь он намерен определить в какую-нибудь другую школу, но пока об этом не задумывался.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/de/0e/3fde0efa3a53c591b57f321fd76d8ab4/656x438_1:5593_10dd86070af85cdb815f3b4af12d62b7@1500x1000_0xzzRQWu4P_5767638997594769339.jpg.webp)
Большая часть домов в микрорайоне типовые, некоторые кирпичные, некоторые шлакоблочные. Но двойной дом по ул. Аэропорт, 5–6 в микрорайоне такой один: он похож на те дома, что строили для летчиков-испытателей на ул. Авиастроителей, с просторным центральным подъездом и большими квартирами, только пониже. Табличка на фасаде извещает о том, что в нем в 1935–1941 годах жил Герой Советского Союза, летчик-бомбардировщик Сергей Даньшин. Отсюда, в частности, начинается так называемая верхняя зона микрорайона, упирающаяся в сквер им. Чаплыгина.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/c0/c4/6fc0c44fccc3b7c39e10dcb7f6e10fdb/656x438_1:5593_a3e0d38a1e050626967fe826ee2574ab@1500x1000_0xgNpRU4w7_7833743474183498906.jpg.webp)
В центральном подъезде всего шесть 4-комнатных квартир, а вот живущих здесь семей значительно больше, рассказал местный житель Сергей Огородников: почти все квартиры — коммунальные. Состояние у дома плачевное, посетовал он, за последние 30 лет никто ничего не делал, а когда-то, по сведениям мужчины, здесь жила административная элита — правда, автор так и не поняла чья.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4d/9d/7d/4d9d7d8f0ff1b5af26dcb2299a1f3d9a/656x438_1:5593_6a3224fe4f9c30ffa67356305cb05684@1500x1000_0xKj9fNqeE_9617317641655410172.jpg.webp)
Верхняя зона микрорайона утопает в зелени и аромате цветущей черемухи. Видавшие виды домики с лепными карнизами и обрамленными колоннами крылечками подъездов и балконами слегка напоминают «сибирскую Флоренцию» — Расточку. Схема застройки здесь тоже похожа: дома расположены так, что между ними остается достаточно места и для газонов, и для парковок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/c7/b6/efc7b6512b90d70426fc6f22d8f735e3/656x438_1:5593_a7f1200b5814391e1e82af6681bc0937@1500x1000_0x6ZZZUBbJ_4695766778493224191.jpg.webp)
Совсем по-домашнему здесь во двориках сушится белье, на карнизах греются кошки, а большая часть подъездов запирается только на ночь — кажется, таким и должен быть размеренный и благополучный пригород. В прошлом году в результате опросов микрорайон вошел в число самых благополучных, откуда люди не хотят уезжать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/09/95/0b0995ac8b6f779a03c4c816a42bd67f/656x438_1:5593_17fc025ce2236a593a9106df649b0925@1500x1000_0xMb2WpzTL_0977189485255591010.jpg.webp)
Но хулиганство встречается и здесь, посетовала жительница дома № 22 Мария Беспалова: например, кто-то оборвал с клумбы у их дома тюльпаны, которые жители высадили сами. «Приезжала комиссия, признала наш двор самым аккуратным, самым чистым, — гордо говорит она. — Это кто-то чужой, потому что наши не могли».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/cb/9f/c2cb9ff6ade10281e91bfe5ad0458aa0/656x438_1:5593_9dbf179eaf92f81719561cfbe017a232@1500x1000_0xZbdHlUSB_1809698641956425172.jpg.webp)
Содержание жилья в микрорайоне обходится в 3–5 тыс. руб. в зависимости от площади, но жители признались, что некоторые УК задирают тарифы до 77 руб. за 1 кв. м, другие вовсе отказываются от старых малоквартирных домов. Юлия Провизион рассказала, что их 8-квартирный дом добровольно отказался от услуг дворников, и сейчас жители самостоятельно поддерживают на территории порядок. «У нас сосед есть, зеленая изгородь — его личная инициатива. Его никто не просит, он вышел, 2–3 раза за год подстриг», — показывает она на ровно подстриженные клены у дома.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/13/45/ec/1345ec98591159669dbffbdfb1d44847/656x438_1:5593_8aaca5a042b92957c0aa339d8e9703a7@1500x1000_0x5HdaIe0u_1484336688056054143.jpg.webp)
Юлия считает микрорайон идеальным местом для жизни и говорит, что переезжать отсюда не стала бы. Пожаловалась только на чиновников: каждый раз перед выборами обещают благоустроить сквер, но в итоге все остается по-прежнему, только облицовочный гранит вокруг клумб заменили какой-то современной плиткой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/22/2e/58222eff11e2316b71fdb6e332b925a2/656x438_1:5593_813a922b640eb1f458dc059cd7eeb5dd@1500x1000_0xe9HCoGU1_3299843746574404203.jpg.webp)
Ее сосед Сергей рассказал, что в 80-х здесь проектировали фонтан и собирались поставить статую Юрия Гагарина (раньше это был сквер им. Гагарина), но с развалом СССР все забросили. «Раньше в сквере на 9 Мая, на День города куча народа была, потому что видно было салют. Сейчас уже бессмысленно, [новостройки на Северной загородили]», — добавляет Юлия. Скверу тоже неоднократно грозила застройка, но каждый раз жители сплоченно вставали на его защиту. В итоге в его территорию вмешалось пока только здание грузинской кухни.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/38/91/f13891f6d6cf7327d31a6bcfc61e9169/656x438_1:5593_4ce4b99edc397755e358aa199f5b0a20@1500x1000_0xrU4jyRlC_3176474074205980172.jpg.webp)
Среди нынешних жителей микрорайона и сегодня очень много семей, так или иначе причастных к авиации. У одних в семье есть летчики, у других — работники авиазавода. «Я утром иду за газеткой, около 8 утра, а весь завод идет работать — тут такая толпа, как на демонстрацию», — смеясь, отвечает Любовь Альфонсовна на вопрос, много ли осталось в микрорайоне «авиаторов». Но есть среди жителей и работники приборостроительного завода: например, долгое время домом № 12 по Мочищенскому шоссе руководила Нина Бобровская, которая работала именно там. За это время в доме перекрыли крышу и заменили трубы водоснабжения, обновили фасад, сейчас меняют проводку.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/76/45/7c764565eac3cf091d72fb61624f436d/656x438_1:5593_6865af0fc92f557172ef9f879545bb2d@1500x1000_0xlSuKMtRR_3889172181737217384.jpg.webp)
«Мы за свои деньги ремонтировали, — рассказывает Нина Егоровна. — Но если я пришла, мне никто не отказывал: раз Егоровна пришла, значит, надо. Мне говорили: эта бабка не вылазит из кабинета управляющего — это точно, я не вылазила». Эти дома, вспомнила она, частично строили сами работники завода: «После работы приходили и строили сами свои квартиры». Большинство домов построены хозспособом, а жильцы могли мигрировать по дому, обменивая комнаты и квартиры.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b1/8b/f9/b18bf9b2d3341535668db94a7e0ef00b/656x438_1:5593_f5db4f9f7e2aafe293e52f30b6a608f1@1500x1000_0xtyRdTyq0_5184395352883419351.jpg.webp)
За границей микрорайона начинается частный сектор, и дома там порой сильно контрастируют с теми, в которых живут «авиаторы».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/f5/4d/fdf54d067cd619813a5e911ba0f60850/656x438_1:5593_3a41f265921ab15d8b3c2a631903b8c4@1500x1000_0xITnEHuu0_6721736465840709546.jpg.webp)
В правой части микрорайона небольшие дома 50-х смешиваются с хрущевками и 9-этажными «панельками». Дом № 56 наверняка может претендовать на звание одной из самых длинных хрущевок в городе: она огибает сразу четыре 8-квартирных дома с дворами.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cd/1a/69/cd1a69de3e2ca0c69140efbdbc527410/656x438_1:5593_0141e83f78d419747bde8aed36bcb7eb@1500x1000_0xBg7ByNY0_3684086158975599102.jpg.webp)
Дома на Красном проспекте, 232 и 232/1 находятся уже на границе микрорайона и построены незадолго до того, как аэропорт перестал быть аэропортом. Местные жители говорят, что в таких относительно новых домах живут преимущественно молодые семьи. По другую сторону проспекта расположен Сибирский Кадетский Корпус, и в сквере то и дело видно то прогуливающихся с колясками родителей, то компании молодых кадетов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/26/2d/a7262dbd34be584d3a784c0643e9e89e/656x438_1:5593_3dcc662ec4eeac043e37859f2c6cabd5@1500x1000_0xPnkuj5XZ_4060504014167445814.jpg.webp)
Самое новое здание в микрорайоне — бизнес-центр «Аэропорт». По данным сайта застройщика, «Новосибирской градостроительной компании», его строительство подходит к завершению с августа 2015 года, но все никак не подойдет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/f0/05/d4f005a911b01de2ac12196424d2c083/656x438_1:5593_3c9c553b4c4724c9f8f8a4b06aa47c7f@1500x1000_0xfFBfhuCU_7652434224151324233.jpg.webp)
В перспективе микрорайон может увеличиться не менее чем вдвое: всю огромную территорию аэропорта предполагается застроить жильем и даже провести сюда метро — по крайней мере именно такие планы строили проектировщики в рамках генплана города. По информации одного из авторов проекта планировки, Владимира Ермишкина, проектированию жилья здесь мешала вертолетная база Росгвардии, но вроде вопрос с ее переносом уже практически решен.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/75/34/23/753423e1387c34470d09be4bacc8f6b3/656x438_1:5593_ac0e29c5e493ce9be4c97cae9352ed6b@1500x1000_0xWuLGEkFN_7392219052662140233.jpg.webp)
В обозримом будущем старые дома микрорайона не тронут — они в сравнительно хорошем состоянии, хотя шлакоблочные придут в негодность значительно быстрее кирпичных, отмечает Игорь Поповский. Стилистику аэропорта проектировщик в архитектуре нового жилмассива сохранить не обещает, хотя само здание сохранится — ради этого даже придется повернуть Красный проспект, который до этого места идет прямо. По мнению Владимира Ермишкина, застройка нового района и не должна подстраиваться под старые здания. «Нельзя подделываться, эпоха ушла, — уверен он. — Вообще архитектура — это выражение технологических возможностей данной эпохи. Если бы у древних зодчих были те материалы и технологии, что сейчас, они бы совсем другую архитектуру рисовали».
Фото Ольги Бурлаковой, из архива Г.Ф. Крячек предоставлено Константином Голодяевым (4 справа)