Новосибирская девушка-самурай Мария Пономарева стала лучшей в России спортсменкой, владеющей мастерством японского фехтования — кендо. Марию признали чемпионкой на соревнованиях в Подольске. Но кендо, разумеется, не единственный вид спорта, подвластный современным воительницам. Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашла 10 новосибирских красавиц, владеющих самыми различными видами холодного оружия, и расспросила их о нетривиальном выборе боевого искусства, причинах появления у женщины желания воткнуть в кого-то клинок и поединках с мужчинами.
Екатерина Тарасова, 20 лет, занимается спортом чанбара (или спочан — фехтование на безопасных мечах): «Каждый бой на мечах — это сильный выплеск эмоций, адреналина. Так как мечи спочана — это безопасное мягкое оружие, то можно смело бить человека, не причинив ему вреда и боли. Спорт фигуре помогает, безусловно: регулярные тренировки закаляют и дух, и тело.
Думаю, я смогла бы устоять в рукопашном бою, так как, во-первых, я помимо чанбары занимаюсь реальным айкидо, а, во-вторых, женская хитрость — опасное оружие. Я с удовольствием сражаюсь со своим молодым человеком (он тоже занимается чанбарой). А особенно, если мы повздорили — это хороший способ побить его и выплеснуть эмоции. (Смеется.) К сожалению, спорт чанбара в Новосибирске плохо развит. Только Федерация реального айкидо или спорта чанбара продвигает этот вид спорта в массы. Но я уверена, что в скором времени этот спорт будет очень популярен».
Мария Пономарева, 20 лет, занимается кендо: «Руками, грубо говоря, махаться мне никогда не нравилось, лежит душа к оружию — и все. Мне с детства нравились всякие рыцари, поэтому в детстве бегала с мальчиками — палками махались, из лука стреляли. Многие осуждают: "Для чего это тебе нужно?". Смысл кендо — не в том, что мы бегаем и бьем друг друга, это метод самосовершенствования через упорные тренировки с мечом.
Когда люди надевают доспехи, форму — становится тяжело бегать, кричать, махаться — даже изнурительно. Но дополнительно для себя могу еще пойти в бассейн поплавать или на конюшню сходить верхом поездить… На тренировках мы устраиваем свободные поединки — с детьми, с мужчинами можем. Мужчины быстрее нас реагируют, но иногда мы им не уступаем! В кендо все равны — нет мужчин и женщин, есть самураи. Хотя в кендо-парах бывает такое, мол, пойдем разберемся, в шутку. Но я за мирное урегулирование конфликтов.
Кендо у нас в городе развивается, набирает обороты. У нас очень сильная школа — и помимо этого многие остаются из-за очень дружного коллектива».
Анастасия Анистратова, 17 лет, занимается современным мечевым боем и историческим средневековым боем (ИСБ): «Историческое направление очень интересно, так как помимо боев я занимаюсь еще и реконструкцией. Чтобы быть полноценным реконструктором, надо много читать, разбираться в источниках, уметь шить и многое другое. Даже в бой нельзя выходить в неисторичном доспехе.
Любой спорт помогает фигуре, а чтобы заниматься такими видами спорта, нужны серьезные тренировки и большие нагрузки. Чаще всего я только с ними (мужчинами. — М.М.) и фехтую — в одном из залов я единственная девушка. А в фехтовании с возлюбленным ничего такого страшного нет.
Такие виды спорта, как исторический средневековый бой и современный мечевой бой, появились совсем недавно, но мы уже имеем много залов и групп. К примеру, современный появился у нас примерно пять лет назад, но уже есть два филиала в Новосибирске и Академгородке — занимаются как дети, так и взрослые, как мужчины, так и женщины».
Виктория Куйбарк, 22 года, занимается фехтованием на саблях: «В детстве я занималась художественной гимнастикой, но решила сменить вид спорта — думала о бадминтоне, но в итоге попала в школу фехтования. Так как она была олимпийского резерва, мама сказала: "А давай попробуешь?". Так и осталась. Начиналось все с общей физической подготовки, необычных упражнений. Мне было очень интересно. Вообще в Новосибирске фехтование — зачастую единственный способ для некоторых детей куда-то пробиться.
Сейчас у меня по одной тренировке каждый день (Виктория — мастер спорта и бронзовый призер первенства России в 2015 году. — М.М.). Но фехтование не особо фигуре помогает — нет таких специальных тренировок по накачке определенных групп мышц. Поэтому еще в зале занимаюсь — фитнес, качалка. С мальчиками нет, особой разницы [в поединках] не чувствуется, а с [мужчинами] постарше — имеет значение опыт и физическая сила».
Анастасия Журавлева, 18 лет, занимается историческим средневековым боем: «Впервые о том, что есть такой вид спорта и им можно заниматься, я узнала на фестивале "Княжий двор" в прошлом году. Меня это очень заинтересовало, показалось необычным, к тому же всегда нравилась атмосфера Средневековья. Любой вид спорта однозначно помогает фигуре. А в нашем виде спорта приходится много двигаться в полной экипировке, нужно активно работать щитом и мечом, чтобы защититься и нанести четкий и сильный удар по сопернику. Интенсивные тренировки по фехтованию 3 раза в неделю, а также в тренажерном зале дают возможность быть в хорошей форме.
Фехтовать с мужчиной? Обычное дело. Но не на турнирах по ИСБ, где, по правилам, мужчины и женщины состязаются отдельно. Другое дело тренировка — приходится фехтовать со всеми, будь то парень или девушка. Все бьются по-разному, и от каждого можно узнать что-то новое.
В Новосибирске не так много клубов фехтования по историческим средневековым боям. Некоторые могли видеть бои на каких-нибудь исторических фестивалях, но не все воспринимают серьезно, думают, что в поединках все не по-настоящему, как зрелище или шоу».
Анна Ридель, 19 лет, занимается историческим средневековым боем: «Еще в школе я зачитывалась сагами о викингах, сказаниями о Древней Руси, скандинавской и древнерусской мифологией, в моем плей-листе постоянно крутился фолк, а дома я часы напролет играла в компьютерные игры в стиле средневекового фэнтези, где целыми днями размахивала мечом и стреляла из лука. Я пришла в этот спорт в сентябре прошлого года, как только перебралась в Новосибирск и посетила первый в Новосибирске фестиваль "Княжий двор". Многие мои знакомые, услышав о нем, уходят из других видов спорта и присоединяются к нам.
Помогает ли спорт фигуре? Конечно, да! Моя мама очень боялась, что у меня вырастут слишком широкие плечи, но помимо фехтования у нас проходят занятия по кроссфиту, благодаря чему менее чем за несколько месяцев у меня появился мышечный корсет, подкачались руки, ноги и появился пресс, и фигура стала значительно лучше. Так как в клубе немного женщин, на тренировках я в основном спаррингуюсь с парнями и почти не уступаю им. Мой возлюбленный также занимается историческим средневековым фехтованием, и с ним на тренировках мы уже не раз фехтовали».
Дарья Колмогорова, 21 год, занимается саберфайтингом — артистическим фехтованием в стилистике фильма «Звездные войны»: «Я начала заниматься этим видом спорта в ноябре прошлого года. Скажу честно, про саберфайтинг я никогда не слышала. Когда я пришла на первую тренировку, я была уверена, что пришла на шпагу! Когда вместо нее мне в руки дали поликарбонат, я вообще не поняла, что это за палка и как ей можно фехтовать. Я даже "Звездные войны" не смотрела. Но теперь я понимаю, что это не палка, а световой меч, и им можно неплохо так рубануть, мало не покажется.
Фигуре спорт помогает, не нужно никаких фитнес-залов, общую физическую подготовку, дыхалку развивает. Для меня фехтовать с возлюбленным — это обычное дело, поэтому да, вполне. Благодаря периодическим выездам в другие города на разные сборы мы и познакомились.
Саберфайтинг — это молодой, но при этом быстро развивающийся вид спорта (с 2008 года вошел в реестр видов спорта). Зато каждый раз, когда люди спрашивают, что это такое, я с удовольствием, как в первый раз, рассказываю о том, что такое саберфайтинг».
Ирина Дмитриева, 45 лет, занимается айкидо Айкикай: «Впервые я пришла в додзё (зал, где занимаются единоборствами), когда мне было 28 лет. На тот момент я имела компрессионный перелом позвоночника, проблемы в личной жизни и огромное желание что-то изменить в своей жизни. Начала искать, случайно пришла на тренировку в Сибирской ассоциации айкидо и осталась здесь вот уже на 18 лет. Люди, которые занимаются единоборствами, визуально уже не выглядят как жертвы. Меняется их походка, осанка, жесты. Уже не возникает желание подойти к ним и "попросить огоньку". А у женщин есть еще такая особенность — многие из них оказываются просто парализованными от страха, если к ним прикоснулся незнакомый человек. А тем более схватил, к примеру, за руку с явно недобрыми намерениями. Так вот, в процессе тренировок этот страх уходит.
Техники айкидо работают без применения силы. Поэтому в одной паре здесь могут работать хрупкая женщина и 100-килограммовый мужчина. Сражаться с мужчиной? Теоретически да, но зачем? Особенно с возлюбленным. Мужчину любить надо, а не бить.
В Новосибирске мирно сосуществуют несколько разных школ айкидо. У каждой из них есть своя аудитория, и мы больше коллеги, нежели конкуренты. Не хватает залов с покрытием. Вот, например, с декабря закрылся старейший зал ДЮСШ "Русь". А альтернативы нет. Нет государственного финансирования, так как это не спорт».
Надежда Емшанова, 26 лет, занимается иайдо: «Я достаточно небольшого роста (164 см), а в детстве так вообще щуплой была. Часто слышала в свой адрес обидное "малявка". Отсюда и желание показать всем, что могу себя защитить. В Новосибирск приехала учиться, увидела центр "Сибирь-Хоккайдо". Загуглила, что там есть, и увидела, что есть клуб по иайдо. Конечно, первые мысли: "Круто! Они там мечами бьются". Загорелась и, как только смогла себе позволить купить экипировку, пошла заниматься.
Фигуре помогает, но косвенно. Мы занимаемся в форме красивой — хакама, штаны такие широкие в складку. Так вот когда в зале на себя в зеркало смотришь, хочется хорошо выглядеть, поэтому я за фигурой слежу. Правда сэнсэй часто шутит, что я на себя в зеркало пялюсь.
Мы с моим парнем вместе занимаемся иайдо, только он дольше меня занимается, и дан у него выше. Мы с ним ката отрабатывали в паре с деревянными мечами. Мне-то нормально, а вот он переживает. Правильно — он ведь на голову меня выше и весом как меня две. В последний раз даже пришлось парами поменяться, не смог он меч на меня поднять.
Количество тех, кто иайдо занимается, в Новосибирске небольшое, человек двадцать всего. Все-таки иайдо — это занятие специфическое. Люди, приходящие за зрелищем и, как у нас говорится, "мечом помахать", долго не задерживаются».
Ангелина Макуха, 21 год, занимается саберфайтингом: «Первоначально привлекли именно оружие и стилистика, ведь я практически с детства была фанатом "Звездных войн". Поддержание хорошей формы очень важно для нашего вида спорта, поскольку организм спортсмена-фехтовальщика должен быть готов к нагрузкам во время соревнований, во время выступлений. На сцене нам приходится не только показывать "боевую часть", демонстрирующую нашу технику, наши умения, но еще и при этом не выходить из образа, отыгрывать своего персонажа.
Мое основное оружие в таком случае (в поединках с мужчинами. — М.М.) — эффект неожиданности, ведь никто не ожидает от довольно хрупкой на вид девушки хоть отдаленного умения драться. Однако пытаться выстоять против в разы превосходящего тебя противника глупо — лучше избежать столкновения.
Обособленности от других [видов спорта] не чувствуем, мы вполне гармонично сосуществуем».
Фото предоставлены героинями статьи