К православным активистам в Новосибирске вполне могут присоединиться мусульманские борцы за нравственность, пообещал глава мусульман Новосибирской области имам-хатыб Салим Шакирзянов на онлайн-встрече в пресс-центре НГС.НОВОСТИ. Кроме того, он рассказал, почему дефицит мечетей в Сибири может привести к росту терроризма и сколько денег мусульманская община получает из бюджета РФ.
Проповедуете ли вы своей пастве толерантное и уважительное отношение к другим религиозным конфессиям?
Каждый считает, что его религия истинная. Но помимо этого мы признаем и христианскую, и иудейскую религии. В Коране есть сура «Мариам» — история о Марии, рождении Иисуса. Есть истории, где рассказывается про Моисея. Мы признаем, что они были пророками, посланниками Бога. Но со временем как в светской жизни меняется конституция, так же меняется и религия. Мы считаем, что мусульманство — самая молодая и самая правильная, но не отрицаем и другие. Встречаются люди, которые неадекватно относятся к другой вере, говорят: «Зачем нам [в Новосибирске] столько мечетей». Но и в исламских странах есть церкви, и государство их содержит. В Турции, это мусульманская страна, государство строит церкви, там существуют приходы, есть прихожане. В Сирии, в Дамаске стоит историческое здание, где с одной стороны — церковь, с другой стороны — там мечеть. И государство полностью содержит и то, и другое. В Новосибирске в
в –40 люди на пятничной молитве молятся во дворе — не хватает помещения.
Если мигранты здесь работают, то им нужно удовлетворить свое духовное желание, насытить свою духовную пустоту религиозными обрядами.
Если не будет возможности заполнить эту духовную пустоту возможностью прийти в мечеть, то это будет заполнено чем-то другим?
Да, иногда люди говорят, что в мечети места мало, давайте на квартире, — собрались, сняли квартиру и там молятся. И проводят проповеди экстремистского течения, которые не сулят ничего хорошего нашему городу и нашей стране. Если не будет мечетей, если будет дефицит, люди пойдут по этим квартирам, где уже бог знает, кто что будет проповедовать, и бог знает, кто оттуда будет выходить. Или он выйдет добрым человеком, или террористом, этого уже никто не сможет сказать.
Как в школах Новосибирска относятся к тому, что девочки из мусульманских семей приходят в школу в хиджабах?
Я знаю школы, где насчет этого нет никаких проблем: например, в Пашино, в гимназии возле Дома быта, на Золотой Ниве. Бывало, приходили люди, говорили, что директор запрещает надевать платок, так как это религиозная атрибутика. Но люди ходят с крестиком на шее — это тоже религиозная атрибутика, но никого это не напрягает, не настораживает. У меня три дочки и племянницы учатся в школе. Они ходят с покрытой головой. Вся школа уже привыкла, и директор адекватно относится к этому, и нет каких-то осложнений.
Старшая дочь, когда в 3-м, 4-м, 5-м классе забывала зимой платок, она в шапке сидела или со слезами говорила: «Привезите мне платок или я не пойду в класс». Это зависит от самого человека — если у него вера сильная, нет никакой сложности в том, чтобы ходить в головном уборе.
Недавно из федерального бюджета было выделено РПЦ 100 млн руб. на духовные центры в Новосибирской области. Считаете ли вы, что какую-то соответствующую сумму, по справедливости, правительству следует выделить и мусульманской церкви на те же цели?
На сегодняшний день большинство руководства страны — христианского вероисповедания. Каждый человек по мере возможности пытается помочь своей религии, и в этом нет ничего предосудительного. Мы это понимаем. Наши мусульмане, если бы были на этих же должностях, то же самое бы делали в пользу мусульманской религии. Тем более что средства нам тоже выделяются, просто это не афишируется. Бюджет выделяет средства в Исламский фонд, Исламский фонд выделяет по всем храмам, мечетям, муфтиятам какие-то квоты.
А порядок сумм вы можете назвать? Сколько выделяется на Новосибирскую область?
Про всю Новосибирскую область сказать не могу, но вот в нашей организации — три мечети. Летом мы сами существуем на пожертвования прихожан. Зимой, когда включаются коммунальные услуги, когда сложно содержать отопление, электричество, мы просим помощи у нашего Центра, и Центр нам выделяет. В прошлом ноябре, например, не хватало 60 тыс. для погашения задолженности по отоплению, мы попросили из Центра, нам перечислили. Я знаю, что каждый квартал приходит какой-то транш на содержание мечетей.
Порядок цифр в год можете назвать?
Там тоже миллионами идет — и от государства, и мусульманские олигархи помогают.
На что еще выделяет деньги правительство мусульманской общине?
В Новосибирске историческую мечеть, в 1916 году построенную, государство полностью отремонтировало. С нашей стороны был сделан фундамент, государство поставило полностью сруб, крышу, отделка была с нашей стороны.
Как вы относитесь к тому, что в светскую жизнь все активнее вмешиваются люди, которые называют себя православными активистами? Недавно, например, они предложили запретить проведение «Монстрации» — традиционного шествия, которым известен Новосибирск, — и Хэллоуина.
В каждой светской жизни есть и нравственная составляющая. Мы живем светской жизнью, мы общаемся, мы смотрим телевизор, то же самое в интернете. И все это видят наши дети. Я, допустим, не желаю, чтобы мои дети это видели.
«Всё это» — это что именно?
Те же гей-парады. Мы участвовали в том, чтобы не было его. Была реклама с певицей одной фирмы, которая продает мороженое (речь о рекламе «Инмарко» с Анной Семенович. — И.А.), — против этого тоже мы писали. По поводу Хэллоуина. У нас есть традиционные российские праздники, та же Масленица, Новый год. Есть национальные праздники. У нас — Сабантуй, Навруз.
Есть православные праздники, которые проводятся по старым традиционным обычаям. С нравственным воспитанием там всё аккуратно. А Хэллоуин — это не наш. И как это — идти по городу разукрашенным, в каком-то костюме. Может, он грабитель.
То есть вы против?
Да.
Мы можем ожидать того, что к православным активистам присоединятся мусульманские активисты, которые тоже будут бороться за нравственность — как они ее понимают?
Если обратятся, будут подписи собирать, мы не будем против этого.
С Хэллоуином понятно. А с «Монстрацией»?
Да в принципе, наверное, то же самое отношение, что и к Хэллоуину, будет, скорее всего.
А концерты, против которых протестовали — Мэрилин Мэнсон, группа Behemoth и т.д., — их тоже надо запрещать?
Запретами эти вопросы не решишь. Надо решать вопросы проповедью, объяснять своим прихожанам, что это нехорошо, это запрещено, это не нравственно. Из-за чего это все проходит? Из-за того, что есть спрос. Убрать его — задача каждого проповедника. То есть нравственно воспитать свой приход, свою паству. Не будет спроса — не будет концертов.
Ива Аврорина
Фото Александра Ощепкова