Очередная разборка на дороге закончилась стрельбой — водитель, который требовал пропустить его на светофоре, 4 раза выстрелил из «Осы» в другого автомобилиста. Инструкторы по стрельбе уверены: пострадавший чудом остался жив, оказавшись в смертельной близости от пистолета — ближе 5 м выстрел из «Осы» летален. В полиции рассказали, что около 7 тыс. горожан вооружены травматическими пистолетами, причем большинство сами не знают, для чего им оружие. О том, что произошло на Бердском шоссе, чем еще вооружены сибиряки и сколько в городе «стволов» огнестрельного оружия — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Очередной конфликт на дороге закончился пальбой — похоже, применение оружия уже входит в привычку у водителей Новосибирска. Днем 16 марта 52-летний Сергей Т. ехал по Бердскому шоссе в сторону города на Mitsubishi Pajero. На светофоре в районе ул. Механической мужчина остановился — первым в крайнем левом ряду. Сзади к нему подъехала Suzuki Escudo, водитель которой начал сигналить, требуя проехать на красный, чтобы дать ему дорогу. Но перед машиной шли пешеходы, и джип с места не сдвинулся.
«После того как загорелся зеленый, я продолжил движение и забыл про него. И тут смотрю — меня резко подрезает машина «Сузуки» и резко бьет по тормозам. У меня стаж вождения 24 года, успел среагировать — буквально сантиметры до столкновения. Он стоит. Я думаю: «Ну придурок!». Потом он резко стартовал с визгом», — вспоминает Сергей. Мужчина поехал дальше — и на участке от злополучного перекрестка до разъезда Иня неизвестный лихач нагонял его еще несколько раз, то обгоняя и ударяя по тормозам, то уезжая вперед и уходя на обочину, чтобы поджидать там оппонента.
Проехав мост через Иню, Сергей остановился на обочине и вышел из машины — по его словам, «подышать воздухом». Внезапно сзади в 2 м затормозил тот самый «Сузуки».
Еще две пули он получил в бок, попытавшись увернуться от выстрелов. Заметив, что к месту схватки приближаются очевидцы, водитель «Сузуки» бросил пистолет и сел в машину.
В больнице врачи зафиксировали у пострадавшего слепое пулевое ранение и перелом челюсти (пуля застряла в кости. — А.А.), ссадины и рвано-ушибленные раны на боку. Попади первый выстрел в шею, водитель был бы мертв — пуля из «Осы», легко пробивающая кожу, разорвала бы артерию. Сергею Т. сделали операцию, а 20 марта выписали домой.
По информации пострадавшего, стрелком оказался 31-летний Михаил П., в недавнем прошлом — сотрудник полиции.
Подтвердить или опровергнуть эту информацию в правоохранительных органах оперативно не удалось. Уголовное дело по факту нападения, как удалось узнать корреспонденту НГС.НОВОСТИ в отделе полиции № 6 «Октябрьский», пока не возбуждено — идет доследственная проверка.
Как правило, повреждения, не повлекшие потерю слуха, зрения, речи или утрату какого-то органа, в судах классифицируют как средней тяжести. В таком случае нападавшему может грозить наказание по ст. 112 УК РФ — максимум до 3 лет лишения свободы и возмещение морального и материального вреда.
Инструктор по стрельбе учебного центра «Магнум» Станислав Качалкин призвал не заблуждаться относительно убойности «Осы» — несмотря на то, что стрелять она может только резиновыми (со стальным сердечником), шумовыми или сигнальными (аналог ракетницы) патронами.
«Там патрон — 45-й калибр. Если стрелять с расстояния менее 5 м в голову, лицо и жизненно важные органы — это летальный исход. А сигнальные [патроны] — это сами понимаете, что такое: прожжет насквозь», — рассказал инструктор.
Сотрудники центров, где проводят курсы обращения с гражданским оружием, нарисовали усредненный портрет покупателя «Осы»: это мужчины от 25 до 35 лет, не имеющие опыта обращения с оружием. Цели покупки «травмата» они обычно скрывают за общими фразами. «Говорят — «чтоб оружие под рукой было». Хотя для самообороны и половина не сможет их применить — растеряются. Женщины, как правило, покупают «Осы» или после того, как попали в неприятную ситуацию, или если просто боятся за себя», — рассказывают инструкторы по стрельбе. В одном из центров вспомнили девушку, которая купила пистолет, потому что боялась бродячих собак, в другом рассказали о клиентке, которая допоздна работает и возвращается домой через безлюдный гаражный массив.
По данным полиции, на руках у жителей Новосибирской области более 10 тыс. единиц так называемых «травматических» пистолетов — с недавних пор в законах они именуются как «огнестрельное оружие ограниченного поражения». В год в области появляется по 1 тыс. новых стволов.
Приблизительно 70 % этих «стволов» находится в Новосибирске — в области более распространено оружие охотничье. Самой популярной моделью и продавцы, и полицейские однозначно называют «Осу» — это самый «убойный» бесствольный пистолет из существующих ныне на рынке. «Кроме того, в области более 13 тыс. единиц газового оружия, которое выстреливает на небольшое расстояние струю газа — но оно уже не в моде и авторитетом не пользуется, люди от него избавляются», — рассказал НГС.НОВОСТИ Евгений Шевчук, заместитель начальника центра лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) ГУ МВД РФ по НСО.
Больше всего в области оружия охотничьего: приблизительно 96 тыс. стволов гладкоствольных ружей и карабинов и около 14 тыс. стволов — нарезного оружия.
В Новосибирске охотников с гладкоствольным оружием около 35 тыс., плюс здесь же сконцентрировано больше половины дорогостоящего нарезного оружия.
По словам Евгения Шевчука, общее количество охотничьего оружия в Новосибирской области за последние 5 лет практически не изменилось за счет того, что количество получивших право на оружие примерно равно числу тех, кто его добровольно сдал полиции или переоформил в органах внутренних дел на родных или близких. Как рассказали НГС.НОВОСТИ в сети оружейных магазинов «Русская охота», большим спросом у охотников пользуются отечественные марки. Из гладкоствольного оружия — двустволки MP-27, а из нарезного — карабины «Вепрь», «Сайга» и СКС, считающиеся недорогими и надежными за счет схожести конструкции с автоматом Калашникова.
Отдельной строкой в отчетах МВД проходит оружие служебное — им владеют инкассаторы, сотрудники частных охранных предприятий, полиция, вневедомственная охрана, военные и подобные им структуры. Раскрывать количество и марки вооружения в этой группе в полиции отказались, сославшись на информацию для служебного пользования.
Открыта лишь статистика ЧОПов — из более чем 600 фирм лицензию на оружие имеют лишь около 130, за ними числятся приблизительно 2 тыс. «стволов».
«Это оружие стоит на балансе МВД и выдано в пользование сотрудникам охранных фирм. Наиболее распространены у них ИЖ-71 на базе пистолета Макарова», — добавил начальник центра ЛРР Михаил Велейчик. Председатель общероссийской общественной организации «Право на оружие» Мария Бутина рассказала: в России около 6,5 млн единиц официально зарегистрированного оружия, львиную долю занимают «стволы» охотничьи. В США, по ее сведениям, эта цифра больше в разы — около 300 млн. «По официальным данным МВД РФ, легальное оружие фигурирует в противоправных действиях не чаще чем в 0,2 % случаев», — сообщила собеседница. Однако и опрошенные инспекторы по стрельбе, и полицейские настроены однозначно — увеличение количества оружия вызывает всплеск криминала на улицах. «Что такое оружие? Устройство, предназначенное для убийства! О чем еще тут можно разговаривать?» — категорично резюмировал Михаил Велейчик.
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com (1), ru.wikipedia (2)