NGS
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-4°

ясная погода, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

штиль.

763мм 95%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Реклама
Экономика «Молоко делается не из воды»

«Молоко делается не из воды»

Производители «Веселого молочника» и «Летнего дня» объяснили, почему их продукция взлетела в цене

Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (УФАС) обвинило компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) и «Юнимилк» в необоснованном завышении цен. В августе лидеры молочной отрасли начали продавать свою продукцию на 13–20 % дороже, в то время как рост цен на сырое молоко не превышал 10 %. Сами молочники с позицией УФАС не согласны и намерены обжаловать его решение в суде. Между тем компании уже наказали себя — их молоко теперь стоит в некоторых магазинах почти на 40 % больше, чем у менее крупных конкурентов.

Проверки крупных производителей продуктов питания УФАС начало еще летом, когда цены резко рванули вверх. Как пояснил заместитель руководителя управления Александр Ельчанинов, антимонопольщики взяли на карандаш только те компании, которые занимают на рынке доминирующее положение и производят продукты питания первой необходимости. Под доминирующим положением ФАС понимает сегодня попадание в тройку лидеров, которые вместе контролируют свыше 50 % рынка.

Среди «молочников» особенно активный рост цен был зарегистрирован у ВБД и «Юнимилка». Так, оптовые цены на самое популярное у новосибирцев молоко ВБД «Веселый молочник» жирностью 2,5 % (в 950-граммовой картонной коробке с крышечкой) поднялись с начала года на 38 %, а сырое молоко, которое компания покупала у производителей, подорожало за это время только на 13 %. Аналогичные претензии УФАС предъявило и «Юнимилку». Молоко 2,5 % под его марками «Для всей семьи» и «Летний день» с начала года стало дороже на 13 % и 20 % соответственно при росте закупочных цен на сырье в 8 %.

В самих ВБД и «Юнимилке» с решением УФАС не согласны и намерены обжаловать его в суде. Главные возражения молочников связаны с тем, что антимонопольщики не учитывают того, что лидеры рынка не меняли цен в первой половине года, когда стоимость сырья колебалась. «Потребительский спрос не позволяет нам оперативно менять цену на данный продукт, иначе мы потеряем лояльность потребителей», — объясняет директор правового департамента ВБД по Сибири и Дальнему Востоку Виктория Новикова. По ее словам, за период с августа 2009 года по август 2010 года цены на сырое молоко росли быстрее, чем на «Веселый молочник», — на 62 %.

Директор по связям с общественностью компании «Юнимилк» в СФО Татьяна Ткаченко также отмечает, что «питьевое молоко делается не из воды, а из сырого молока, а оно за последний год подорожало больше чем на 50 %».

Представитель «Юнимилка» признает, что в августе ее компания подняла цены в среднем на 8–10 %, но настаивает на том, что это было сделано только из-за роста стоимости сырья. «Мы надеялись, что летнее сезонное падение цены на сырье позволит нам сдержать рост цен. Однако в связи с климатическими явлениями цена сырья, вместо того чтобы опуститься, за лето взлетела на 10,5 %», — говорит Татьяна Ткаченко, указывая на то, что УФАС некорректно определяет точки замера изменения цен. Так, по данным «Юнимилка», по отношению к августу прошлого года цена молочного сырья увеличилась в Новосибирской области на 69 %, а цены на готовую продукцию за весь этот год — всего на 17 %.

«Уже к началу лета экономика нашего новосибирского завода работала на пределе. Эта категория по-прежнему является убыточной для компании, и повышение цен на нее не обеспечивает даже положительной рентабельности, просто позволяет немного скорректировать убытки», — разводит руками Татьяна Ткаченко.

В крупных торговых сетях признают, что лидерами роста цен на молоко стали ВБД и «Юнимилк», но отмечают, что потянулись за этими лидерами далеко не все.

Так, например, менеджер по стратегическому маркетингу «Сибирского Гиганта» Мария Бей говорит, что другой крупный производитель — «Племзавод Ирменский» не повышал цены, и сегодня его молоко продается почти на 15 % дешевле, чем у лидеров рынка.

При этом Мария Бей утверждает, что из-за повышения цен доля ВБД и «Юнимилка» в продажах молочных продуктов не уменьшились.

Аналогичная ситуация и в большинстве других магазинов. Кое-где разница в цене между ВБД и «Юнимилком» с другими поставщиками еще выше. Например, в «Универсаме» на ул. Ленина вчера молоко 2,5%-ной жирности марки «Летний день» («Юнимилк») стоило 34,5 рубля, «Веселый молочник» — 35,6 рубля, а «Ирменское» такой же жирности — только 26,6 рубля.

В любом случае, сегодня компании, которые могут предложить более низкую, чем у лидеров рынка, цену, получают заметное преимущество. Если им удастся убедить покупателей, что их продукт ничуть не хуже разрекламированных федеральных брендов, покупатели могут переключиться на него, и к проблемам политическим у ВБД и «Юнимилка» добавятся трудности вполне рыночные.

Стас Соколов

Фото gettyimages.com (1), автора (2), Сергея Ляшко (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы