С чемпионата мира по каратэ-кёкусинкай новосибирская спортсменка Мария Панова вернулась дважды титулованной. Впервые в российской истории она завоевала звание чемпионки мира. Свою соперницу в финальном бое она отправила на татами ударом ноги в голову — до этого она проигрывала ей два раза на разных чемпионатах. В Венгрии собралось более 500 участников из 54 стран, но лучшим бойцом турнира как среди женщин, так и среди мужчин также признали Марию Панову — за серию проведенных боев. Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал о коронном ударе чемпионки мира из беседы.
Справка: Мария Панова родилась в Колпашево Томской области. Окончила Новосибирскую специальную среднюю школу милиции МВД России и работает в линейном отделе внутренних дел аэропорта «Толмачёво». Старший лейтенант, офицер милиции. Каратэ-кёкусинкай занимается с 9 лет, последние пять — под руководством Александра Васильева. Первая серьезная победа — первое место на первенстве России в Волгограде в 2005 году, затем победа на чемпионате России в Тамбове в 2006 году. В 2008 году стала третьей на чемпионате Европы в Киеве.
Как проходил чемпионат и легко ли вам досталась победа?
Я провела 4 боя, и все они были очень тяжелые. Второй и третий бой мы с соперницами шли на равных, и я думала, что до финала не дойду. Второй бой выиграла по весу, третий дрались весь регламент, и судья присудил победу мне. И в финал вышла с россиянкой из нашей же команды — Марией Афанасьевой, которой до этого я проигрывала 2 раза: на чемпионате России и чемпионате Европы за выход в финал. Но мы очень серьезно готовились именно к бою с ней и одержали чистую победу — по иппон. По-русски: отправив соперницу в нокаут.
На чемпионате Европы в 2008 году таких тяжелых боев не было. В России очень маленькие спортсмены по сравнению с венграми. Они почти все на полголовы нас выше и на 10 килограммов тяжелее. На чемпионате мира я впервые почувствовала, что такое сильные удары. В России женщины так не бьют: венгерка, с которой я встречалась в одной четвертой, была очень сильной и высокой. В нашей подгруппе сильными конкурентами были Канада и Швеция, а Япония быстро сдалась.
Мария Афанасьева была сильным раздражителем?
То, что я ей два раза проигрывала, конечно, очень задевало и сильно хотелось выиграть. Было заметно, что она уверена в победе — пройдет на ничьей, обойдя по весу. Мы же настроились выигрывать и отрабатывали эту комбинацию два месяца.
Мария, вы чемпионка мира: первые ощущения и эмоции?
Эмоций было очень много, потому что лично у меня было много сомнений, тренер был более уверен. Когда я выиграла и увидела соперницу лежащей на татами, я не могла в это поверить. Было очень много радости: за себя, за тренера, за команду.
Как давно вы занимаетесь каратэ, почему у вас появилось такое желание?
Я занимаюсь с девяти лет, инициатива была моей, когда недалеко от дома открыли секцию. Я понимала, что у меня получается, и я могу выигрывать.
Как много вы тренируетесь и не мешает ли это учебе или работе?
Я тренируюсь 5 раз в неделю, перед турниром мы занимались 3 раза в день. Школу милиции я уже закончила, и там проблем с совмещением не возникало. Сейчас работаю в линейном отделе внутренних дел в аэропорту «Толмачёво». Старший лейтенант, офицер милиции. И мы хотим оформить заслуженного мастера спорта: в 22 года это было бы очень хорошо.
За счет спорта вы, наверное, больше зарабатываете, чем за счет службы?
Каратэ не олимпийский вид спорта, поэтому деньги здесь небольшие.
Часто ли бывают травмы?
Тьфу-тьфу-тьфу, мне везет. Меня еще ни разу ни нокаутом, ни нокдауном никто не побеждал. У меня очень хорошая комплекция: я не худая и не толстая, жилистая, и мы очень хорошо готовимся. В основном, девушкам «пробивают» живот и печень, ноги и голову. Мне пробивают только ноги — так, как выигрываю я, у меня еще не выигрывали.
Не мешает ли каратэ личной жизни? Мужчины не боятся?
Спорт у меня на первом месте, конкретно и серьезно о личной жизни я сейчас не думаю.
А не говорят, что это не женский вид спорта?
Обычно люди не думают, что я занимаюсь каратэ или вообще могу быть чемпионкой. Когда смотрят на меня в кимоно и на сами бои — совсем другое дело. Нужно смотреть, когда человек в кимоно, когда он дерется, когда он на татами. Там это не выглядит как женский вид спорта.
Если тебе на улице встретится 80-килограммовый мужчина, который захочет сделать что-нибудь нехорошее, — справишься? В реальной жизни не приходилось обороняться?
Нет, я не боюсь этого и всегда уверенно себя чувствую, потому что знаю, что могу ударить туда, куда не ожидает человек с плохими намерениями. И очень сильно. У меня не было таких моментов в реальной жизни.
Твоих соперниц уносили с поля боя без сознания, как часто? Я видела финальный бой с Марией Афанасьевой, и этот удар в голову…
Это мой коронный удар, который мы очень серьезно и тщательно отрабатываем. Когда идет серия жестких одиноких ударов, соперница начинает опускать руки и голова остается открытой. И следует удар «вертушкой». Это не первый нокаут — я делала такое на Кубке России в Барнауле, тогда девушку увезли в больницу. И в борьбе за третье место на чемпионате России, после того как Мария не пустила меня в финал, так же положила соперницу.
На чемпионате мира мне удалось это сделать с Марией Афанасьевой. Когда мы с ней сидели потом рядом, она правда не понимала, где находится и с кем дралась. Ее беспокоил один вопрос: «Маш, скажи, пожалуйста, мне надо еще драться или нет?». Нокаут был сильный, и от удара пяткой у соперницы вылетел зуб.
Кого ты считаешь сильными соперниками, и есть ли у тебя кумир?
Кумира у меня нет, а сильными соперниками считаю только Россию. И хотя это японский вид спорта, мы уже побеждаем родоначальников. Хочу в следующем году съездить на чемпионат Европы в Люксембург и доказать всем, что мы лучшие.
Елена Сафронова
Фото kyokushinkai.nsk.ru