Фриганством (от английского free — свобода, и vegan — вегетарианец) в Новосибирске занимаются немногие. Но некоторые уже как минимум больше года время от времени устраивают рейды по помойкам и магазинным мусорным контейнерам в поисках не сильно испорченной еды. Нет, это не бомжи и не нищие, а вполне обеспеченные и молодые люди — в хорошей одежде и с постоянной работой. Одних на, казалось бы, отчаянные поиски пропитания толкает банальная экономия, других — жалость к затраченным ресурсам, а третьи вообще презирают объевшееся общество, которое выбрасывает в баки нормальную, по их ощущениям, еду. Обозреватель НГС пообщался с новосибирскими фриганами и узнал, где и зачем ищут просрочку, а психологи и диетологи объяснили, откуда у людей появляются такие желания — оказывается, к этому склонен любой горожанин.
«Есть люди, которые любят природу, любят наш мир и видят, что его сильно транжирят. Много ресурсов люди выкидывают — они идут в никуда, и из-за этого и считается, что есть много продуктов и вещей, которыми ещё можно пользоваться, но их выкидывают. Я отношусь больше к этому типу людей. Меня это привлекает больше из каких-то нравственных побуждений», — объясняет принципы фриганства 29-летний житель Новосибирска Евгений Фальковски.
Мужчина работает в одном из музыкальных магазинов города. Он рассказал, что занимается фриганством 1,5–2 года с тех пор, как узнал о таком термине и признался, что не боится есть еду, которая побывала в мусорке.
«По сути, человек может есть всё что угодно и
по природе человеку свойственно есть просроченные продукты. Обезьяны, например, едят протухшие фрукты, потому что они лучше перевариваются.
Есть, конечно, опасные продукты, которые лучше не брать. Это продукты животного происхождения: мясо, яйца, молоко. Потому что очень серьёзно можно отравиться — там образуются опасные виды плесени, которые губительны. Остальное — фрукты, сладости, печеньки, хлеб — это всё можно спокойно брать. <...> Есть примеры, когда берут рыбу — у неё икру вырезают, а саму рыбу выкидывают. Мясо рыбы стоит гораздо дешевле, и с ней никто не хочет заморачиваться и просто в помойку [выбрасывают]», — говорит он.
«Идеология в экономии, но экономии не материальной, в плане денег, а в плане природных ресурсов, поскольку выкинутые продукты росли где-то, изготавливались, на них затрачивали энергию, человеческий труд. Ради одной булочки много-много ресурсов затрачивается», — добавляет другой новосибирский фриган Данил (он попросил не указывать фамилию). Он работает в рекламе и занимается фриганством около трёх лет.
В беседе с корреспондентом НГС фриганы признались, что искать просрочку в Новосибирске сложно — некоторые магазины обносят свои мусорные контейнеры заборами и даже обливают отходы хлоркой. На помощь приходят рестораны фастфуда и личные договорённости с работниками супермаркетов.
«Найти еду, на самом деле, можно много где. Если речь идет именно об отходах, то это кафе, «Макдоналдс», где могут оставить что-то на столе — бывало, попадалась нетронутая еда. Супермаркеты, где на задних дворах в мусорные баки выкидывают очень много еды: от простого хлеба с молочной продукцией, до тортов с алкоголем. <...> Я лично находил и нахожу всяческие фрукты и овощи, хлеб и молочную продукцию, иногда алкоголь находил, торты... В принципе, что угодно можно найти, редко когда какие-нибудь крупы. Чаще всего это то, что имеет маленький срок годности. Молоко пастеризуют, поэтому вредных бактерий там нет, а испорченность проверяю на запах.
Часто люди не понимают, видя меня, опрятно одетого и роющегося в мусорном баке.
У людей много предрассудков на эту тему, от того такое непонимание», — рассказал Данил.
«<...> Для нас в городе это сложновато делать, потому что до нас долго доходит всё это. В Питере и Москве бесплатные кафе открыли, где выставляют еду, люди берут это всё. Либо много договорённостей заводят с владельцами кафе, ресторанов, закусочных, где просто в определённое время выносят еду, а люди приходят забирают. У нас это на уровне: там, какая-нибудь помойка за «Горожанкой», а там тусуется куча бездомных. Есть такие магазины, «Ашан», например, — там не выкидывают это всё в помойку, это выносят и ставят рядом. Договорённость, наверное, такая есть, что кто-то заберёт. Просто с этим аккуратно обращаются. Но есть такие магазины, вроде «Пятёрочки», которые жёстко не любят, когда кто-то у них в помойке рядом копается. У них помойки обнесены забором, и они на замке, иногда специально ещё посыпают химикатами, чтобы никто не брал. Это, получается, ни себе ни людям», — недоумевает Евгений Фальковски.
По словам Евгения, движение фриганов в Новосибирске ещё недостаточно активно — фриганством занимается его жена и несколько знакомых, в том числе вегетарианцы, которые эмоционально воспринимают снисходительное отношение людей не только к животным, но и к еде. Данил говорит, что такое движение популярно среди неформалов, приверженных к темам защиты природы. А среди взрослого поколения — бабушки, но ими движет, скорее, маленькая пенсия, чем мысли об экологии.
Фриганы говорят, что самый безопасный способ спасти еду для них — это договариваться с работниками магазинов и кафе. Иногда им очень везёт.
«Мы как-то кушали в одном заведении и нам дали котлеты мясные. Повар сказал, что просто не то мясо купил и ему некуда его деть, он сам не ест и нам отдал.
Мы ели это недели три потом всё. Мы просто спросили у него, есть ли что-то такое. Это была бургерная на Красном проспекте, я, наверное, не буду говорить название, но это довольно приличное заведение», — поделился Евгений.
Новосибирские ритейлеры заверили корреспондента НГС, что не договариваются с людьми о том, чтобы забирать просрочку. Директор гипермаркета «О'Кей» в ТЦ «Аура» Ольга, которая отказалась называть свою фамилию, пояснила, что просроченные продукты либо отправляют обратно поставщику, либо утилизируют с помощью специальных компаний — зависит от того, что написано в договоре с поставщиком. А в торговой сети «Сибирский Гигант», в которую входят магазины «Мегас», «Горожанка» и «Гигант», НГС рассказали, что из-за жалоб горожан на бездомных все отходы посыпают хлоркой.
В одном из супермаркетов «Ярче!», куда корреспондент НГС пришёл под видом фригана, тоже заверили, что договорённостей с покупателями не заключают, а продукты, у которых вот-вот закончится срок годности, выставляют на прилавки со скидкой. Так, например, поступили с нераскупленным молоком — теперь его можно купить с 50-процентной скидкой.
Диетолог Яков Новосёлов уверен, что никто не будет выбрасывать хорошую еду, и посчитал, что даже еду с прилавков не всегда можно назвать свежей.
«Чаще всего рестораны, наоборот, тухлятину и гнильё до последнего пытаются использовать и продать потребителю. Они выбрасывают уже ту еду, в которой тухлый привкус и гнилой запах уже невозможно замаскировать соусами и приправами. Конечно, там огромное количество общего микробного загрязнения, группы кишечных палочек и других процессов гниения. Во-вторых, выбрасывают они еду не сразу, не выносят это на чистых тарелках, а выбрасывают на улицу — это бактериальное загрязнение, грызуны, насекомые, которые, конечно, тоже успели этим поживиться. <...>
Ничего, кроме попытки показать, что человек не похож на всех остальных, и выделиться именно таким глуповатым способом, здесь я не вижу.
Магазины тоже никогда не выбрасывают слегка испорченные продукты и чуть-чуть просроченную еду. Они, скорее всего, переклеивают этикетки с другой датой. Те продукты, которые уже не купит человек, потому что там явно видно, что они тухлые или начали гнить, — они из них делают салаты, копчёных кур, чтобы замаскировать привкус и запах», — рассказал диетолог. Он добавил, что есть продукты, у которых срок годности составили с запасом, но и их магазины пытаются продать любым образом до последнего.
Пока диетолог резко отзывается о качестве продуктов из помоек, психологи в голос говорят о том, что подобные течения возникают — внезапно — от нехватки у новосибирцев острых ощущений.
«Человек всегда пытается найти оправдания своим каким-то импульсам, — говорит психолог Ольга Хегай. — Я не знаю, насколько это можно назвать целым движением, мне кажется, это не совсем свойственно нашей действительности. Я никогда не видела, чтобы продукты выбрасывали возле наших магазинов. Надо работать с людьми, чтобы понять, как они на это смотрят. У нас таких клиентов практически не бывает. Я думаю, в основе человек пытается оправдать своё поведение, а причины могут быть разные. Бывает и нищета — это чаще всего, а бывает психологическая невыносимость от того, чтобы что-то выбросить».
Ольге Хегай вторит семейный психолог Андрей Зберовский: «В наше время людям остро не хватает эмоций, особенно людям, у которых всё хорошо, всё стабильно. Раньше было понятие «с жиру бесятся», очень точно передающее суть этого процесса. Поэтому
фриганы — это люди, которые себя хотят почувствовать немного охотниками, добывая еду, не зная, получится или не получится. Такая форма поиска эмоций.
Если бы у человека была бы жалость к вещам, то он бы, знаете, боролся за пересмотр процессов производства, вкладывал бы свои деньги в изменение этого процесса, в утилизацию, в передачу каких-нибудь булочек бедным... В общем, занялся бы другими способами решения проблемы».
Фриганы говорят, что не собираются заниматься поискам еды по помойкам всю жизнь, и уверены, что рано или поздно их принципы дойдут до людей.
«Мне кажется, скоро общество должно переработать свои мысли о потреблении, о трате этого всего, найти переработку отходов и как-то начать это использовать с ещё большей эффективностью. Например, чтобы хлеб в супермаркете, у которого уже подходит срок хранения, забирали, чтобы человек увёз, перемолол и кормил этим всем скот. Мне кажется, что-то такое должно появляться», — рассказал Евгений. «Это вопрос времени, когда-то мы придём к тому, что люди не будут выкидывать ничего безрассудно и начнут относиться к планете, как к родному дому, а не как к клондайку ресурсов», — заключил фриган Данил.
Читайте также:
«Задача была — не просто выжить»: новосибирец решил питаться на тысячу рублей в месяц
Кирилл Шматков
Фото Александра Ощепкова (1), предоставлено фриганом Данилом (2), Кирилла Шматкова (3)