Вечером 17 января 2024 года на улице Плахотного произошло коммунальное ЧП, которое дало старт целому букету историй: бытовых драм о замерзающих людях, коллективному процессу жителей левобережья против энергетиков и… почти рождественской сказке о том, как одна мелочь может изменить жизнь человека. Правда, не навсегда. НГС вспомнил, как обычный грузчик с Хилокского рынка стал известен на весь мир, воссоединился с любимой семьей, но так и не смог получить российское гражданство.
Не зная брода
17 января 2024-го выдалось почти по-крещенски морозным: температура воздуха опустилась ниже 20 градусов. К этому моменту изрядная часть жителей левобережья уже замерзала: меньше, чем за неделю до этого в Ленинском районе Новосибирска уже рванула старая теплотрасса, без тепла оставалось множество квартир. Вряд ли кто-то думал, что на левом берегу снова рванет — но именно так и вышло.
Порыв на улице Котовского ударил вверх как фонтан. В считанные минуты улицы затопило, несколько человек получили ожоги: несмотря на то, что на улице было очень холодно, вода замерзать не успевала. В воздухе стоял пар, и пересекать проезжую часть, пешеходам приходилось в брод и в слепую.
— Я с работы ехал, вышел и смотрю: что-то народу много, — рассказывал вечером, 17 января минувшего года приехавший в Новосибирск из Азербайджана грузчик Рза Рзаев — Спрашиваю: «Что случилось?» А там труба взорвалась. Впереди туман, просто ужасный, и дети. Кто с мамами, кто-то без, и им страшно. А я ведь сам отец.
Рза бесхитростно, порой путаясь в падежах, но все же понятно рассказывал, как вспомнил, что неподалеку у Ленинского рынка можно найти деревянные палеты и проложил через дорогу импровизированный мостик. Женщин и пожилых людей переводил за руку — уже знал, куда наступить, даже когда фонарик мобильного телефона не пробивал густой туман. Школьников (а у второй смены как раз закончились занятия) попросту переносил на руках.
Он не ждал наград, не видел в своем поступке ничего героического, да и связался с журналистами лишь по одной причине: еще не знакомые с акцентом Рзы, мы записали его имя с ошибкой, которую он хотел исправить.
Мужчина не знал: на следующий день его узнает весь город, а спустя еще несколько дней — весь мир.
Слава
Эффектные снимки, на которых невысокий и щуплый, как подросток, грузчик несет сквозь подсвеченный мигалками туман детей, расходились по интернету. Впечатленные поступком Рзы и еще больше тем, как он не видел в нем ничего сверхъестественного, новосибирцы собрали ему деньги, чтобы мужчина мог повидать оставшихся в Азербайджане жену и дочек. Те, кстати, уже знали о неожиданной известности мужа и папы, причем не от него самого.
Пока Рза полагал, что не сделал ничего особенного, перепечатки хроник коммунального ЧП на Котовского были опубликованы в Азербайджане.
— Это в Instagram* (деятельность соцсети запрещена на территории РФ) выложили, и семья увидела. Дочки позвонили: «Папа, ты молодец, ты герой, ты людей спасал!», — со смесью гордости и некоторого удивления говорил грузчик.
Рзу узнавали таксисты и иногда не брали даже с него денег. Его общества искали журналисты из других изданий.
В мае, прямо со сцены Народной премии НГС Иосиф Пригожин призвал дать Рзе гражданство.
Рза — легальный мигрант, который уважает законы государства, знает его язык и соблюдает правила общежития. Его дети выросли в России и считают Новосибирск своей второй родиной.
На вопрос, где ей больше нравится жить, в Азербайджане или в Новосибирске, старшая дочка грузчика, Ругая, отвечала:
— В Новосибирске. В Азербайджане слишком жарко.
В надежде, что призыв не останется без ответа, мужчина перевез семью и детей все в ту же съемную квартиру. Но почти сразу понял: ничего не изменилось, хотя простые новосибирцы были рады его видеть своим соседом, а руководители низшего звена старались помочь в меру скромных сил (например, девочек оперативно взяли в хорошую школу).
— Я в мэрию письмо написал, они мне ответили, что посодействуют, что в полицию переслали. А потом говорят: «нет оснований». Женщина мне сказала, что, если я хочу гражданство, должен пойти на СВО, бумажку с номером телефона дала. И я не понимаю: если нельзя помочь было, зачем обещать было? — рассказывал Рза Рзаев, который отказался от предложения.
После предыдущей публикации Рзе, по его словам, предложили работать водителем в СГК. Грузчик был вынужден тоже отказаться: зарплату ему пообещали 55 тысяч рублей, а в месяц на семью из 4 человек уходит порядка 100 тысяч.
Год действительно прошел, и яркая вспышка славы и всенародной любви осталось в прошлом, а настоящее осталось неизменным: съемная квартира, 12-14 часов тяжелой работы ежедневно, вид на жительство. Рассчитывать Рзе Рзаеву остается только на самого себя: как говорит он сам, хоть он и маленький, но сила у него есть.
Кстати, снимок фотографа НГС Александра Ощепкова, который запечатлел Рзу Рзаева 17 января занял первое место в номинации «Портрет. Герой нашего времени» на конкурсе имени Андрея Стенина.
* Деятельность Meta Platforms, Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram — признана экстремистской и запрещена на территории России