
Владимир Холстинин, рок-музыкант: «Все свои лучшие идеи я могу реализовать в группе "Ария"»

Герой этого интервью – персона, которая вызывает бурный восторг у молодых фанатов «Арии» и одновременно уважение у давних поклонников этой, ставшей уже легендарной, группы. Для остальных Холстинин – замечательный гитарист, автор музыки большинства песен и, собственно, основатель «Арии» – фигура неизвестная. Впрочем, наверное, так и должно быть. Можно по-разному относиться и к тяжелой рок-музыке вообще, и к группе «Ария» в частности, и лично к ее лидеру, но совершенно ясно одно: музыкальный стиль heavy metal вполне востребован, а имя Владимира Холстинина уже вписано в историю рок-музыки.
– Владимир, вы – отец-основатель группы «Ария». «Ария» – вполне успешно раскрученный бренд. Но ассоциируется у большинства он прежде всего с Кипеловым, несмотря на то, что Валерий уже пять лет к вашей группе отношения не имеет. Вам никогда не было немного обидно?
– Нет, это обычное дело. «Скрипач» не нужен. Все запоминают вокалиста. Может быть, чтобы этого не допускать, нужно их чаще менять, как Ричи Блэкмор делал. На всем его творческом пути мы имеем фигуру гения, и вокруг него много-много маленьких вокалистов. Но мы всегда хотели повторить судьбу Rolling Stones, прожить на сцене одним и тем же составом.
– Но не получилось...
– Ну да, Валерка решил работать один.
– Правда ли, что изначально «Ария» задумывалась как коммерческий проект?
– Да нет. «Ария» задумывалась как утопический проект. Цензура была такова, что людей выгоняли с работы за кроссовки и длинные волосы, не говоря уже про такую музыку. И все, что мы делали, мы делали для того, чтобы нам было не стыдно перед собой. Мы из поколения «сторожей и дворников». Играть любимую музыку можно было только дома. А если работать на сцене – то петь песни авторов из Союза композиторов. Вот в таких условиях мы и собрали группу. И нам повезло, что, как только мы записали первый альбом, началась перестройка. Подул ветер перемен, понадобилась новая музыка, и чиновники не знали, что делать дальше: то ли запрещать, то ли разрешать.
Так что – нет, мы никогда не были коммерческим проектом. Нам платили одиннадцать рублей с концерта – это на две бутылки водки. Просто сейчас модно любой популярный бренд объявлять коммерческим проектом. Раньше и слова-то такого не было – «проект». Да и многие наши поклонники родились после того, как мы записали первый альбом. Им тяжело понять реалии жизни при коммунистическом режиме – что вообще тогда можно было огрести за слово «коммерция».
– Не секрет, что в «Арии» был период конфликтов. Эти страсти в прошлом?
– Да. Мы с Кипеловым сыграли два концерта, посвященных двадцатилетию нашего любимого альбома «Герой асфальта». Но это все равно разовое сотрудничество. Мне кажется, что Валерка не готов работать в группе. В группе ты всегда должен быть готов к компромиссам.
– А отношения с ним вы поддерживаете?
– Да, поддерживаем. Перед этими двумя концертами с большим удовольствием встретились, отрепетировали. И так иногда созваниваемся.
– Кстати, после разделения «Арии» вы почувствовали, что потеряли часть аудитории?
– Конечно, да. Нам странно было оказаться в такой ситуации, когда люди говорили: «Какое право вы имеете петь песни Кипелова?». Мы недоумевали: «А где вы здесь видите песни Валерия Кипелова? Авторы же мы с Дубининым». – «А ну и что. Он же их первый спел». Ну а если мы не поем? Может, нам вообще музыкой не заниматься? Но все довольно скоро встало на свои места. Сейчас, – я читал опрос в Интернете, – около 60 процентов нашей аудитории вообще никогда не видели «Арию» с Кипеловым.
– И сколько же должно пройти времени, чтобы все встало на свои места?
– Да я думаю, что до конца никогда ничего не встанет на свои места, потому что есть поколение людей, которое выросло на песнях, которые мы записали с Валерием. Я сам точно так же переставал слушать свои любимые группы после смены музыканта. Например, Pink Floyd меня перестал интересовать, когда оттуда ушел Уотерс. Так что я прекрасно понимаю радикально настроенных фанатов.
– Кипелова сменил Артур Беркут. Расскажите немного о вашем вокалисте.
– Он играл лет 10 в группе «Автограф», а потом уехал в Америку и там играл в очень «тяжелом» коллективе. А вернувшись в Россию какое-то время был в группе Zoom, тоже очень тяжелой. То есть душой он всегда был рокером-металлистом.
– Его занесло в «Автограф» случайно?
– Он был молод, ему было 20 лет, и тогда просто еще не было тяжелого металла в России. А вообще, мне кажется, это не его музыка была. Душой он был с нами.
– Значит, ломать его под «Арию» не пришлось. Он органично вписался.
– Да, абсолютно. Он пришел, сразу все спел. Хотя мы очень много посмотрели певцов.
– А как вы его нашли?
– А мы его знали с детства, с тех самых 80-х годов. Он был вокалистом в моем первом самодеятельном ансамбле. Мы где-то три-четыре месяца с ним поиграли. Поиграл он с нами, после чего его заметили и украли у нас... Но мы честно отсматривали всех желающих на место Кипелова.
– Вы какой-то кастинг объявляли?
– Нет, они сами приходили. Музыканты обычно быстро такие вещи узнают.
– Сменим тему. «Ария» в свое время первой из русских рок-групп записала саундтрек к компьютерной игре. Как вам этот опыт?
– Было очень интересно посмотреть на свои песни с другой стороны. То же самое можно сказать и о нашем выступлении с симфоническим оркестром. Мы десятилетиями играем одни и те же песни, нота в ноту, на каждом концерте. В этом смысле наша работа сродни работе музыкантов симфонического оркестра. Только у нас ноты не стоят, мы их наизусть помним. Поэтому любое отклонение от этой дорожки очень интересно. Вот для игры вместо голоса нужно было играть на разных музыкальных инструментах. Что мы только не делали, пытаясь заменить партию голоса! Играли на фортепиано, на акустической гитаре, на электрической, на синтезаторе... Было интересно.
– А почему именно вам предложили сделать музыку к игрушке «Дальнобойщики»?
– Тяжелые машины – тяжелая музыка. Кстати, я, когда езжу в машине, тоже слушаю тяжелую музыку.
– Как складываются ваши отношения с музыкальными телеканалами? Ощущаете ли вы, что последние годы «Арию» не особо жалуют ни на «МузТВ», ни на MTV?
– Да, и ничего не меняется. Я не помню, когда нас последний раз показывали по телевизору. Мы в последнем альбоме даже не стали делать клип, потому что бессмысленно. Мы просто сделали концертную нарезку – и все. На альбоме «Крещение огнем» мы сняли клип на песню «Колизей» и сделали рисованный клип на медленную песню. И все. «Колизей» обошелся нам в 50 тысяч долларов, и мы смогли увидеть его по телевизору несколько раз. После этого мы решили, что больше не стоит выкидывать деньги на ветер. И я не знаю, будем ли делать еще клипы... Телевидение нас удивляет: когда они приходят на концерты, видят полный зал, то говорят: «О! Надо же, у вас полный зал». А мы говорим: «А вы думаете, что если вы нас не крутите, то никто и не придет?» Так что отношения у нас с телеканалами никак не складываются.
– А на радио – то же самое?
– Да. У нас есть одна радиостанция, которая иногда проявляет интерес к нашей музыке. И все, наверное. В Москве есть пара FM-радиостанций, которые крутят тяжелый рок. Остальные крутят либо шансон, либо попсу. Вообще я не очень в курсе, я радио не слушаю, потому что не могу там услышать то, что мне нужно. И телевизор тоже не смотрю.
– Кто сейчас пишет для «Арии»?
– Ну, по поводу музыки – понятно: музыканты группы. А тексты... Сейчас это не только Маргарита Пушкина и Александр Елин. Появилось два новых автора – Игорь Лобанов и Нина Кокарева. Игорь – вокалист группы «Слот», а Нина писала для группы «Мастер». Вот два последних альбома они нам помогли сделать.
– А то, что вам пишут несколько авторов – это вас устраивает? Не пугает возможность стилистического несовпадения песен?
– Нет. Наоборот, если бы писал один автор, то было бы однообразие какое-то. Стилистически все более-менее соответствует. Зато ни одна вещь не похожа на другую. Можно спорить, хорошо это или плохо. Мы сами не знаем. Порой кажется, что надо делать все в рамках одного стиля. С другой стороны, вспоминая альбом, который мы написали с Дубининым вдвоем, «Игра с огнем» – мне лично он кажется немного монотонным по сравнению с «Героем асфальта». Как получается – так получается. Мы же не «проект». Мы не строим каких-то планов – какие песни сочинить, в каком количестве...
– А в таком коллективном творчестве вы себя вполне комфортно чувствуете?
– Коллективного творчества у нас не бывает. У каждой песни один автор музыки, иногда два. Он обычно и делает всю композицию от начала до конца. Потом мы ее разучиваем, и каждый вносит свои коррективы.
– Получается, что в песнях «Арии» музыка важнее текстов?
– Конечно, важнее. Поэтому мы и не учились сами стихи писать.
– А не жалеете об этом?
– Жалеем, конечно. Надо было смелее пробовать себя. Очень многие (тот же Игорь Лобанов) на моих глазах научились писать стихи просто с нуля. Он уже не просто пишет песни для своей группы, а успевает еще и друзьям написать. А мы в очень юном возрасте познакомились с Маргаритой Пушкиной и были очень рады, что профессиональная поэтесса пишет для нашего самодеятельного ансамбля песни. И вот это и сыграло жестокую роль. Роковая ошибка наша была.
– Ошибка?
– Да. Потому что мы сразу целиком и полностью положились на ее профессионализм, и в то время, когда нам простили бы пробы пера...
– ... А сейчас вам уже не простят?
– А сейчас не простят. (Улыбается.) Вот такую планку мы сами себе задали.
– С Маргаритой всегда были гармоничные отношения или..?
– Нормальные всегда были отношения, рабочие. Мы спорили очень часто. У нас в группе вообще не бывает спокойных отношений, потому что люди все собрались довольно амбициозные, креативные. Поэтому обстановка часто бывает накаленной, все спорят, никто не хочет уступать. Потом, в группе несколько авторов. Приходится и этот вопрос решать. Ну да, каждый тянет немножко одеяло в свою сторону. Для первого альбома «Арии» Маргарита написала одну песню, для второго – тоже одну. Абсолютно в нас не верила. Это к вопросу о «коммерческом проекте».
– Она в вас тогда не верила?
– Да. Она говорила: «Это все в стол. Зачем я буду писать в корзину?». Первые два альбома она не верила, что это будет востребовано: «Ну, напишу для вас пару песен – и хватит».
– А Елин?
– А Елин тогда был молодой поэт. Ему нужно было «портфолио», и он взялся за это дело с размахом. Если бы не Елин, нам бы тогда туго пришлось. Единственное, что мы могли сделать – это одну-две строчки предложить.
– Как чаще всего было: сначала музыка, потом она показывалась поэту, либо вам приносили стихи, и уже под них создавалась музыка? Или каждый раз по-разному?
– Сначала музыка. Ну, или тема какая-то задавалась. Иногда Ритка мне давала почитать какую-то интересную книгу... Мы с ней периодически подсаживали друг друга на разные идеи. Но все равно тексты после этого иногда писались больше года. А на текст мы музыку не пишем, потому что получаются романсы или баллады.
– Ну получаются же...
– Нет, это не наш стиль совсем. Все-таки, мы должны либо писать текст одновременно с музыкой, либо писать текст потом.
– Давайте поговорим о заимствованиях. Не секрет, что заимствования в музыкальном мире – вещь почти неизбежная. Нот всего семь, и от этого никуда не деться. Как вы отнеслись к тому, что уже в 80-е годы «Арию»стали называть «русским Iron Maiden»? Это было лестно, это злило или хотелось доказать свою самобытность?
– Конечно, нам очень льстило, что нас сравнивают с Iron Maiden. Особенно когда это говорили не в России, а в Европе. Потому что, когда мы создавали группу, мы вовсе не ставили себе задачу покорить весь мир или создать свою школу, новый стиль. Мы, как и все музыканты, играли в юности кавера. Мы старались сделать это качественно. И потом постепенно процесс самоутверждения перешел в новую фазу. Но в «Арии» сразу было понятно, что кавера мы делать не будем. Однако и открывать новые горизонты, изобретать велосипеды мы не собирались. Кстати, нас сравнивали с разными ансамблями. Мы внешне больше похожи на Iron Maiden, нас тоже пятеро...
– А музыкально вы больше на кого похожи?
– А музыкально – вообще на этот стиль в музыке – хеви-метал 80-х годов: Judas Priest, Iron Maiden, Оззи Осборн, Scorpions. Не так много. Это называлось new wave of british heavy metal – «новая волна британского металла». Вот эта стилистика нам очень по душе. Потому что хард-рок, на котором мы воспитывались и росли – Deep Purple, Black Sabbath, Pink Floyd – эти группы нравились, но мне они казались не достаточно энергичными, не очень тяжелыми, какими-то архаичными. А вот когда я услышал новую волну британского металла, то почувствовал, что это именно то, что мне на самом деле нужно. Хотя я слушаю разную музыку. Например, прогрессив-рок. А сам вот пишу и играю более коммерческую, более простую и доступную музыку по сравнению с progressive, который называют «музыкой для музыкантов».