В начале этого года Новосибирск после шестилетнего перерыва вернулся в Высшую лигу КВН – большой телевизионный «масляковский» КВН. В январе «СТЭПиКо», команда родом из НГТУ, по итогам XVIII Международного фестиваля команд КВН в Сочи прошла в Высшую лигу, в апреле вышла в полуфинал, который состоится осенью. В интервью корреспонденту НГС.РЕЛАКС участники «СТЭПиКо» Алексей Альчиков и Роман Гацкий рассказали о специфике новосибирского юмора, о маленьких причудах и больших амбициях.
Справка: В Высшей лиге КВН успели отметиться три новосибирские команды. Первой была команда КВН НГУ, подарившая российскому телевидению таких звезд, как Татьяна Лазарева и Александр Пушной, второй –«Сибирские Сибиряки», в которую вошли КВНщики из НГУ и томские «Дети лейтенанта Шмидта». Третьей новосибирской командой в Высшей лиге стала «СТЭПиКо», появившаяся в 2002 году после объединения двух команд из НГТУ – «Степ» и «Контраст».
Скажите, у новосибирского юмора есть какие-то специфические особенности? Как, например, у одесского…
Роман: Есть, конечно. Новосибирский юмор интеллектуальный!
Алексей: Если вспомнить легендарную команду НГУ, которая несколько раз становилась чемпионом, то у нее главной отличительной чертой была именно интеллектуальность юмора. Это политика, это знаменитая шутка «партия, дай порулить!», которая уже стала притчей во языцех... Мы тоже стараемся шутить тонко.
Чем еще отличается команда «СТЭПиКо»?
Алексей: Кроме текстового юмора, на наш взгляд, мы выделяемся из команд, которые присутствовали в этом году в Высшей лиге, сильной энергетикой и актерской игрой.
Роман: А еще мы хорошо поем.
Алексей: Да, в последнее время есть такая тенденция – все меньше поющих команд. Раньше пели все, а сейчас в Высшей лиге поет половина команд или меньше. А у нас всегда есть вокальные номера.
У вас есть запретные темы для шуток внутри команды? Когда один шутит, а другой с серьезным лицом говорит: «Нет, мы об этом не шутим»?
Алексей: Такого нет. Есть только общие темы, на которые не принято шутить. Допустим, религия. Или президент. Есть же какой-то этикет внутренний, который работает не только в КВНе, но в и любой юмористической передаче. У нас нет каких-то особенных табу. Мы избегаем пошлости, но ее и не пропустят, так что это была бы пустая трата времени. То же самое относится к религиозным, национальным вопросам…
Сколько времени отнимают юмористические дела?
Алексей: Все время, постоянно, всегда! Когда мы в городе, мы постоянно собираемся и пишем. На игру приезжаем дней за восемнадцать до самой игры. И первые две недели пишем, пишем, пишем… Дней за шесть начинаем все это разводить, обыгрывать, ставить на ноги. А после игры приезжаешь домой и спишь двое суток, не вставая.
У «СТЭПиКо» есть излюбленные объекты для шуток? Что вам кажется особенно смешным в окружающем мире?
Алексей: Нам особенно смешной кажется сама жизнь человеческая. Мы берем любые ситуации из жизни, вплоть до непридуманных - того, что случилось со мной или, например, с Ромой. Смотришь вокруг и столько всего смешного...
Что вас смешит сейчас из ваших собственных, фирменных шуток?
Алексей: О, про букварь без буквы «р» расскажи!
Роман: Одному мальчику подарили букварь…
Алексей: Ой, не надо страшное рассказывать!
Роман: Да, это очень страшная история… Номер по страшной истории у костра. Парни сидят и рассказывают друг другу страшные истории. И вот одна про то, как одному мальчику подарили букварь без буквы «р»…
Алексей: И что?
Роман: (страшным голосом) Он УМЕ…!
Алексей: А вот еще одна, моя любимая шутка, основанная на рекламе. Случай в магазине. Заходит покупатель, обращается к продавцу: «Скажите, у вас есть «Причуда»? – «Да, я сплю голым».
Когда вы готовите шутки, вы больше думаете о том, чтобы произвести впечатление на жюри или о том, чтобы «взорвать» зал?
Алексей: Жюри – это тоже зал. И если действительно получилось смешно, то смеяться будут все. И даже если члены жюри что-то недопоняли, а в зале смеются до упаду, то и оценки будут хорошие. По-настоящему смешная шутка понятна всем. Надо ориентироваться на широкую публику. Тем более мы сейчас работаем в телевизионном формате и надо, чтобы смешно было и бабушке в Воронеже, и подростку в Архангельске. Телеэфиры накладывают определенные рамки – стараешься, чтобы было доступнее для народа.
В Интернете полно восхищенных отзывов от поклонников «СТЭПиКо»…
Алексей: Если честно, я крайне редко бываю на этих форумах. Последний раз месяц назад зашел, посмотрел. И ни с кем там не переписываюсь. Мы подозреваем, что кому-то нравится, кто-то поклоняется (дружный смех). Даже создали форум, где общаются между собой, обсуждают… Кстати, у нас на следующей неделе открывается официальный сайт команды.
Как вы оцениваете будущее КВН? Может ли так случиться, что его популярность постепенно сойдет на нет?
Алексей: Мы желаем этой доброй, славной игре долгих лет успеха.
Роман: В КВН по-прежнему играют везде: в школах, в институтах. Поэтому есть кому заменить старшее поколение.
Алексей: Популярность у передачи остается. У меня, правда, есть личные подозрения, что в последние год-два эта популярность немножко ослабла.
Роман: Но это из-за общего количества юмористических передач… Сейчас очень большое предложение чего угодно, большой выбор…
Алексей: Но КВН – это базис. Основная часть тех, кто участвует в юмористических передачах, – это выходцы из КВН. КВН – источник всего. Вот так!
Елена Полякова
Фото www.amik.ru