Доктор Ганнибал Лектер – имя нарицательное. Утонченный интеллектуал, гурман, каннибал – он всегда был вещью в себе, закрытой и не поддающейся анализу. Тем и был интересен. Когда смотришь «Молчание ягнят» даже в голову не приходит, что у персонажа Энтони Хопкинса вообще могло быть детство. Наблюдавший, чтобы вжиться в роль, поведение кошек и змей, не моргающий перед камерой Хопкинс создал образ не вульгарного кровожадного животного, но и не вполне человека. Теперь загадка доктора Лектера раскрыта. Или нет?
Нелегкая и неблагодарная миссия – играть Ганнибала после Энтони Хопкинса досталась французу Гаспару Улье («Долгая помолвка», «Париж, я люблю тебя»). В целом Улье, – забитый подросток, потом молчаливый студент, на глазах обретающий лоск, спокойную уверенность и чувство юмора доктора Лектера, – вполне убедителен. С Энтони Хопкинсом Гаспар Улье соотносится именно так, как должен соотноситься юноша со зрелым мужем, Ганнибал в начале пути с состоявшимся монстром в расцвете лет. Ганнибал в исполнении Улье пока еще не управляет чувствами зрителей одним взглядом, – но уже тренируется.
Детство Ганнибала, потомка литовских аристократов, прошло в огромном замке (и тут никуда не деться от сказочно-детской ассоциации «замок людоеда»). Жил-был трогательный мальчик с мамой (Ингеборга Дапкунайте) и сестренкой по имени Миша. Но враги сожгли родную хату; оголодавшие фашисты съели Мишу. А для Ганнибала началось практически полностью оставленное за кадром, невыносимое и унылое, – в духе работных домов Диккенса – взросление в советском детском доме под портретом Сталина. Потом объявится тетя-японка, размахивающая самурайским мечом… Справедливости ради, следует отметить, что на экране все вышеизложенное выглядит не так дико, как в пересказе.
«Экзотика» – от советской до японской – вполне вписывается в общую стилистику фильма. «Ганнибал: восхождение» – история в весьма традиционном, даже старомодно-литературном, приключенческом жанре. Мститель выслеживает военных преступников, беглых пособников нацистов. Негодяи подсылают к нему убийц, захватывают в заложники его близких, – а он не сдается.
Информация для зрителей слабонервных: кадров, от которых хочется зажмуриться, будет совсем немного. Информация для зрителей, жаждущих адреналина: фильм никоим образом не относится к очень страшным и даже не пытается таковым быть. Режиссер Питер Веббер («Девушка с жемчужной сережкой») снял историю восхождения Ганнибала неспешно, гладко, с живописно-красивыми вкраплениями. Даже в эпизоде издевательств нацистов над мирным населением фильм остается суховато-бесстрастным; здесь все жертвы – всего лишь статисты, призванные создать исторический фон для биографии Ганнибала.
Что касается загадки доктора, которую по идее должен был раскрыть фильм, то она так и осталось тайной. Чересчур сентиментально и просто на фоне фирменной лектеровской иронии и неоднозначности выглядит прозвучавшее в фильме объяснение: душа маленького Ганнибала умерла в литовских лесах вместе с Мишей. Нам ни на секунду, - хотя бы одним глазком, – не дают заглянуть во внутренний мир маньяка.
Справка: Первая книга американского писателя и журналиста Томаса Харриса, в которой появляется доктор-людоед Ганнибал Лектер – «Красный дракон» – вышла в 1981 году. В 1988 году Харрис издает «Молчание ягнят», а в 1999 году – «Ганнибала».
Первый фильм о похождениях Лектера – «Охотник на людей», экранизация «Красного дракона», – вышел на экраны в 1986 году. В 1991 году режиссер Джонатан Демми снимает «Молчание ягнят» с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом (именно он для многих зрителей стал «лицом» Ганнибала Лектера). В 2001 году Ридли Скотт снимает экранизацию «Ганнибала», в которой Джоди Фостер заменила Джулианна Мур. И, наконец, в 2002 году режиссер Бретт Рэтнер снял вторую (после «Охотника на людей») экранизацию «Красного дракона», завершив трилогию с Энтони Хопкинсом.
В 2006 году Томас Харрис выпустил четвертую книгу о «восхождении» Ганнибала. Предыдущие три книги – в отличие от фильмов – выходили в хронологическом порядке. В последней же писатель обратился к самому началу истории. В «Восхождении» Томас Харрис впервые стал и автором сценария к фильму.
Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС