В татарском селе Юрт-Акбалык на краю Новосибирской области чуть больше 200 жителей. Молодежи тут почти нет — после окончания школы все уезжают в Колывань, Новосибирск, Томск и другие города покрупнее. А в маленьком селе, где из развлечений — отдых на речке Уени и старенький клуб с редкими дискотеками, им быстро становится скучно. Этим летом в Юрт-Акбалыке станет еще на пять человек меньше, разъедутся выпускники 9-го класса (10-го и 11-го классов здесь нет) местной школы — единственной в селе. Корреспондент Ксения Лысенко и фотограф Александр Ощепков побывали на сельском последнем звонке — главном празднике школы, где всего 7 учителей и 23 ученика.
Суета в Юрт-Акбалыке началась еще вечером, накануне последнего звонка. Пока учителя старательно вырезали цветы из бумаги для украшения небольшого спортзала школы, ее директор Вильлюр Мавлютов воевал с технологиями.
— Старшеклассники сдали контрольную работу по биологии, а у нас, учителей, началась спецоперация: в полдевятого дали пароли, коды от КИМов, пока мы их распечатывали, дети сели, за час написали. В восемь вечера пришли коды от ответов и критерии оценки. Мы вот сели вечером с учителями — нужно было на ноутбук скачать станцию и через станцию, через сканер всё это вбить в программу. На второй день надо было всё распечатать и с флешкой везти в Колывань сдавать, — с улыбкой рассказывает он.
То, что для обычной городской школы — рядовая ситуация, для учителей в селе — настоящее испытание. Особенно в Юрт-Акбалыке, где связи почти нет, а интернет в школе работает не всегда. Поэтому даже во время каникул в школьном дворе полно детей и подростков. Не от тяги к знаниям, объясняет директор школы, а ради интернета — школьники пытаются поймать слабенький сигнал роутера.
Время — девять утра, до праздника остается два часа, но Вильлюр Рафикович уже в костюме. Дел невпроворот, и, несмотря на то что выпускаются всего пять учеников (четверо сдают экзамены и получают аттестаты, пятый выпускник из-за особенностей здоровья получит справку об окончании школы), он торопится в школу.
Суетятся и в доме, где живет выпускница Гуля. Девочка — старшая в семье Ирины и Фаиля Мавлютовых. Они приходятся родственниками директору школы Вильлюру Рафиковичу — тоже Мавлютову. По его словам, сейчас почти все школьники в Юрт-Акбалыке так или иначе друг другу родня, пусть и далекая.
— В пятом классе мы в клубе праздновали, а сейчас будем в школе. Там всё стандартно — стихи, поздравления, выступления, за столом с родителями посидим. Нас же всего пять человек. Но в пятом классе было больше, восемь, — рассказывает Гуля. — Одна девочка уехала в Томск, у одного пацана проблемы были, он в Кожевниково уехал (Томская область. — Прим. ред.), а еще один — ну он просто по другой форме учиться стал. Там сложности со здоровьем.
Гуля считает, что ее классу даже повезло. Пять человек — это много для их школы, а вот некоторые ученики помладше — единственные в классе. Например, Гулин брат — шестиклассник Рушан. В седьмом классе тоже одна-единственная ученица на всё село. Из-за этого маленькие классы часто объединяют и обучают вместе на таких предметах, как ИЗО.
С классом Рушана такая же история, как и с Гулиным, — когда-то в нем было четыре ученика, но потом семьи начали уезжать в Новосибирск. Так Рушан остался единственным 12-летним ребенком на всё село.
— Да потому что остались тут люди 73, 74, 75 годов рождения. И старики остались, — вмешивается в разговор Фаиль, папа Гули и коренной житель Юрт-Акбалыка. — Много было у нас мужиков, которые не женились по каким-то обстоятельствам. Маменькины сынки, которые не могли от матери оторваться. Мать командовала ими, вот они и не женились, детей не завели. До сих пор с матерями живут. Много таких, это портит всё. Нельзя сыну много внимания уделять, потому что это заразительная вещь вот с такими последствиями.
Сам Фаиль рассчитывает отдать своих сыновей в кадетский корпус, а Гулю — учиться на бухгалтера. Девочка и сама хочет заниматься бухучетом — она подробно рассказывает, как уедет учиться в аграрный колледж Колывани на три года, будет жить в общежитии и параллельно учить языки (в школе Гулин класс изучал немецкий). А уже потом она уедет в Новосибирск, чтобы найти работу по профилю.
— Думаю, чтобы найти хорошее место, надо где-то лет пять стажа. Поработаю, получу опыт, займусь бухучетом, ну с компьютером буду работать. А не просто кассиром каким-нибудь. Специальность уже будет. Я именно так хочу, — мечтает вслух Гуля.
— Единственная проблема, что для нас, многодетных, в хороших вузах никаких льгот нет. Вот сейчас я на бухгалтерию ее отправляю — это мне всё на платной основе надо, — добавляет Фаиль.
Он рассказывает, что в Колыванском колледже есть несколько бесплатных направлений, например, агрономия, а за учебу на бухгалтера придется платить около 40–50 тысяч в год:
— Я все-таки подстраховался насчет этого. Их маткапиталы я не израсходовал, а этот дом построил сам, своими силами. Работал на пилорамах, выписывал лес, короче, бился с утра до ночи. Вот окна чтобы купить, пришлось быка зарезать, крышу покрыть — телочку. Ну вот так, как говорится, я подгадывал, подсчитывал, в общем, своими силами пробились.
Пока взрослые внизу обсуждают финансовые вопросы, Гуля с ее подругой и одноклассницей Алиной на втором этаже наводят последние штрихи. Разбросав на полу палетки с тенями, баночки румян и яркие блески для губ, они смотрят видео с красиво накрашенной девушкой из «ТикТока», пытаясь повторить ее макияж на себе.
— Я не отказываюсь от того, что буду приезжать сюда как на дачу на выходные. Но оставаться тут не хочу, в селе и работы нет, — отвечает Гуля на мой вопрос о том, планирует ли она после Колывани и Новосибирска возвращаться в Юрт-Акбалык.
— А мне просто не нравится, — пожимает плечами выпускница Алина. Она планирует переехать в город и учиться в радиоколледже. От поездки в Новосибирск её отделяют несколько экзаменов.
Что происходило на празднике в школе
— В большую жизнь идем, и ты, и я, чтоб там осуществить свои мечты. Мы все взволнованы и чуть-чуть грустны, и кажется, сейчас не до весны, — поставленным голосом читает с листка высокая восьмиклассница Зарина. Позже она со своей подругой из седьмого класса (той самой, которая единственная в классе) исполнит танец под какой-то задорный трек из «ТикТока» — это часть праздничной программы последнего звонка.
Пусть школа и сельская, но здесь постарались сделать всё «как в городе» — для зрителей поставили стулья в спортзале, пригласили гостей и родителей, исполнили гимн России, родители станцевали со школьниками под «Родительский дом — начало начал», а девятиклассники даже выпустили в небо воздушные шарики.
— Ничего же, да, получилось? — шепотом спрашивает меня классная руководительница 9-го класса Марина Викторовна, кивая на бумажные украшения зала. Она — относительно новый человек в Юрт-Акбалыке, приехала сюда 2–3 года назад из Новосибирска. Говорит, что оставила там трехкомнатную квартиру, а татарское село выбрала из-за мужа — он очень рвался сюда.
В школе она преподает ИЗО — учит детей с 1-го по 8-й класс черчению, рисует натюрморты, проводит уроки рисования на открытом воздухе. В Новосибирске она тоже была учителем ИЗО, правда, вела уроки в школе с художественным профилем.
— Хорошие у меня дети, хорошие. Дружелюбные, доброжелательные. Деревенские, они даже интереснее, что ли, потому что дружнее и непосредственнее, — говорит Марина Викторовна.
Вместе с Гулей и Алиной выпускаются мальчишки Тимур и Радик. Мама Радика рассказывает, что он — единственный ребенок в семье, а потом ей будет очень не хватать сына, который собрался учиться в Колывани.
— Но я уже выяснила, тут автобус в Колывань каждые понедельник, среду и пятницу ходит. Ну а в выходные он ко мне приезжать будет. Я так и сказала: «Сына, будешь маму видеть очень часто», — смеется она. — Ну а как? Ему всего 15, конечно, мне страшно за ребенка.
Сумма в 40 тысяч рублей за обучение для семьи Радика неподъемная, поэтому он пойдет учиться на агронома.
— Чуть с грустинкой праздник, у девятого класса выпускной. Ну и что, что первоклассник, школьный праздник — значит, мой, — нараспев читает поздравительные стихи первоклассник.
Первый класс в этом году заканчивают всего два ученика — мальчик и девочка, а потому в поздравительную часть «от малышей» включили второй и третий классы. Дети сидят на первом ряду, болтают ногами и едят шоколадки, которыми задарили старшеклассников. Всего в «началке» не больше 6–7 человек.
За час поздравительной программы с напутственным словом выступили директор, первая учительница, Марина Викторовна, а вслед за ней и оставшиеся пять учителей. Выпускникам желали ясного ума, крепких нервов на экзаменах и не забывать родной край. А в завершении вышли на старое деревянное крыльцо для памятного фото. Все выпускники и гости без труда поместились у двери с надписью над ней «Рахим итегез».
Людей на празднике могло бы быть больше, но, как замечает Вильлюр Рафикович, половина восьмого класса уехали на заработки в лес.
— Тут в лесу где-то уборка идет, делянки убирают. Вот, видимо, таким образом и решили подзаработать — тысяча рублей в день, — объясняет он отсутствие мальчишек. — Вот сейчас пятерых выпущу, в следующем году нас шесть выпускников будет. И всё. Дальше я посмотрел, по одному, по два человека выпускать будем. И будущих первоклассников тоже — один-два человека. Не осталось почти детей.
На прошлой неделе мы побывали в одной из лучших школ города — школе № 82. Поздравлять выпускников с окончанием школы пришёл мэр Анатолий Локоть. Взгляните, как последний звонок проходил в центре Новосибирска.