Минфин России подготовил поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие перераспределение доходов от штрафов за нарушение ПДД в пользу федерального бюджета. Согласно проекту, который был одобрен правительственной комиссией, регионам будут оставлять только 75% сумм штрафов, тогда как оставшиеся 25% будут направлять в федеральный центр. Корреспондент НГС пообщался с экспертами и попытался выяснить, почему власти решили пойти на такой шаг и как это отразится на экономике регионов.
Что это значит и как будет работать
Сегодня все штрафы за нарушение ПДД остаются в доходной части бюджетов российских регионов, но Минфин России планирует это изменить. Как пишет РБК, регионам предложили оставить только 75%, а остальные 25% направлять в федеральный бюджет.
По данным казначейства, в 2023 году бюджеты регионов получили от штрафов за нарушение ПДД 119,2 миллиарда рублей.
Распределение доходов от штрафов ПДД обсуждается на фоне повышения самих штрафов с 1 января 2025 года. Соответствующие изменения, которые внесут в КоАП, уже приняли в Госдуме. Суммы штрафов в среднем могут увеличиться в 1,5 раза — за нарушение правил применения ремней безопасности, за вождение в нетрезвом виде, за превышение скорости и другие нарушения ПДД.
«Это дестимулирует любые местные инициативы»
Для регионов такая инициатива Минфина в канун Нового года, когда уже прошли утверждения планов социально-экономического развития и бюджетов всех уровней, — как «ножом по сердцу». Об этом НГС заявила старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН и доцент НГУ Ольга Валиева.
— Суммы там немалые: по одним только штрафам за нарушение ПДД Новосибирск в свое время собирал по полмиллиарда рублей. И у регионов оставался стимул ставить камеры и следить за порядком на дорогах. Позиция Минфина «махать кулаками» после всех утверждений сводит на нет мотивацию местной власти — и не только по вопросам сборов неналоговых доходов, — прокомментировала она.
По словам экономиста, когда федеральные власти ведут себя непредсказуемо по отношению к регионам, это дестимулирует любые местные инициативы и развитие. Это «бьет по рукам» и в целом формирует у регионов «выученную беспомощность», потому что при таком подходе региональные власти будут чаще обращаться за федеральными субсидиями.
— Логика тут определенная есть: раз суммы штрафов подняли на 50%, логично, что часть суммы федеральный бюджет захочет забрать себе на реализацию целевых программ и на «выравнивание» экономического развития страны, — отметила Ольга Валиева.
Она также добавила, что доля денег со штрафов в бюджет составляет около 3–5%. Но дело, по ее словам, даже не в суммах, а в общем отношении федерального центра к регионам.
— Сегодня вы штрафы забрали, а завтра налоговые доходы. Та же модель начинает действовать и по отношению к муниципалитетам: забирают у регионов, а они, в свою очередь, забирают у районов и городов, — подчеркнула экономист.
Желание федерального центра забрать деньги у регионов нанесет большой ущерб их экономике — такого мнения придерживается финансовый аналитик Михаил Беляев.
— В условиях, когда федеральному бюджету нужны деньги, власти начинают задействовать все источники, которые только возможно. На мой взгляд, это нанесет исключительно большой ущерб. Региональные бюджеты и так очень сильно напряженные, денег серьезно не хватает. Забирать у них средства и сажать на такой скромный паек — неправильно, нецелесообразно и недальновидно, — объяснил НГС Михаил Беляев.
Специалист считает, что для развития экономики необходимо повышать самостоятельность регионов, но это не делают уже много лет.
— Регионы и так лишены самостоятельности в условиях того, что у нас иерархическое государство. Привыкли при каждом решении обращаться к центру: «Можно что-то построить? Можно что-то сделать? Если можно, то дайте денег». Это неправильно, — подчеркнул Михаил Беляев.
«Воспитательные цели»
Один из экономистов на условиях анонимности предположил, что инициатива Минфина связана не с желанием забрать деньги у регионов, а с «отладкой бизнес-процесса».
— Насколько я понимаю, доходы со штрафов в регионах в среднем — около 1,5–2 миллиардов рублей в год. Забирать у региона 250–300 миллионов рублей — это не те деньги. Скорее всего, суммы, которые собираются, не нравятся центру — маловато, — предположил собеседник НГС. — Идея, вероятно, заключается в отладке бизнес-процесса, это воспитательные цели.
По словам экономиста, федеральные власти намерены сначала поднять размер штрафов, а затем отладить процессы — так поступлений в бюджет должно стать больше.
— Такое чувство, что сейчас регионы подзабили на это, так что их вернут в чувство централизацией, — отметил специалист.
Экономист при этом считает, что суммы, которые федеральный центр планирует забирать, — «полная ерунда в глобальных масштабах».
Политолог, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в разговоре с НГС отметил, что федеральному бюджету сейчас очень сильно нужны деньги — это связано в первую очередь с большими военными расходами.
— С деньгами у федералов из-за военных расходов не очень хорошо — до этого им уже поступили все дополнительные деньги от повышения НДФЛ. Возможно, это желание — прецедент, все повышения должны идти в федеральную пользу, — предположил Михаил Виноградов.
НГС отправил запрос в Министерство финансов РФ с просьбой прокомментировать ситуацию.
Ранее НГС писал о том, что ждет россиян после налоговой реформы.