Октябрьский район — один из первых в Новосибирске, именно на его территории в 1893 году появился поселок Гусевский, где жили строители железнодорожного моста через Обь. До 1929 года район назывался Закаменским — относительно центра города он находился за рекой Каменкой, по руслу которой сейчас проходит скоростная магистраль. За век своей истории район изменился до неузнаваемости, обзавелся небоскребами, мостами и метро, но местами все еще похож на тихий провинциальный городок. Корреспонденты НГС.НОВОСТИ при содействии музея Октябрьского района подготовили фоторепортаж о прошлом и настоящем Закаменки.
Здание театра «Старый дом» — одно из немногих в Октябрьском районе, построенное по проекту известного архитектора Андрея Крячкова. В 1960-х годах было значительно перестроено и приобрело нынешние очертания.


Ул. Добролюбова (до 1930-х годов — Гавриловская) — одна из старейших в Новосибирске. На архивном фото запечатлена в 1970-х годах.


Учебный корпус НЭИС (ныне СибГУТИ) на ул. Кирова, 86. В начале 1990-х корпус был сильно поврежден пожаром и простоял пустым почти 20 лет.


Воднолыжная станция «Динамо» была излюбленным местом отдыха новосибирцев с конца 1920-х годов. Сейчас тут Михайловская набережная.


ДК им. А.С. Попова построен в 1957 году как рабочий клуб при заводе «Электросигнал». Имеет статус памятника регионального значения.


Панорама снята в районе Речного вокзала в 1970-х годах — Коммунальный мост уже давно построен, ул. Сузунская уже стала Восходом, вечное здание «Старого дома» — на своем месте.


Нынешняя площадь Пименова (до революции — Базарная, позже — Октябрьская) в 1970-х годах. На ул. Восход заезжает старенький даже по тем временам «Москвич-400», первый массовый советский автомобиль.


Магазин «Хрустальный башмачок» первоначально был крупным обувным магазином на ул. Гурьевская, 37«а» — недалеко от проходной завода «Электросигнал». Позже на первом этаже здания появились отделы бакалеи и гастрономии.


Универмаг «Октябрьский» в свое время был крупнейшим в районе и воспринимался горожанами как своего рода мегамолл. Архивное фото 1970-х годов.


Элеватор Новосибирского мелькомбината начали строить в 1930-х годах и открыли в годы Великой Отечественной войны. Долгое время он был одним из самых высоких промышленных зданий города — вплоть до постройки гостиницы «Новосибирск» у железнодорожного вокзала.


Завод «Электросигнал» был эвакуирован в Новосибирск в 1941 году из Воронежа и сразу занял целый квартал между ул. Зыряновская, Добролюбова, Нижегородская и Гурьевская. На фото — заводоуправление по адресу ул. Добролюбова, 31.


Станция Новосибирск-Южный заметно преобразилась в последние годы. Ее построили в 1910–1915 годах как станцию на Алтайском направлении — старожилы района до сих пор называют ее «Алтайкой».


Здание Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева на ул. Сакко и Ванцетти, 35 — яркий памятник конструктивизма. Построено в 1930-х годах для силикатного техникума — на протяжении 80 лет здание занимает одно и то же учебное заведение.


Октябрьский (Коммунальный) мост открыт в 1955 году и стал первой всесезонной переправой через Обь — для машин и трамвая. Интересно, что левобережье Оби вошло в состав города еще в 1930 году, и долгое время берега были соединены только железнодорожным мостом и понтонным мостом, а зимой — ледовой переправой.
Фото Александра Ощепкова (справа) и из архива музея Октябрьского района «Закаменка» (слева)
Редакция выражает благодарность отелю River Park за содействие при подготовке фотографий 2 и 6