28 октября поговорим в прямом эфире НГС с гендиректором «Синара» об одежде и ее стоимости
Елезов Алексей Борисович — генеральный директор ОАО «Синар». Родился 30 апреля 1946 года, окончил Новосибирский электротехнический институт (ныне НГТУ) по специальности «Самолетостроение». Начал карьеру на заводе им. В.П. Чкалова слесарем-сборщиком. В 1986 году был назначен генеральным директором Новосибирского производственно-швейного объединения им. ЦК Союза швейников (сейчас ОАО «Синар»)
Ива Аврорина:
Добрый день, уважаемые зрители, слушатели и читатели НГС.
Мы начинаем прямой эфир с гендиректором «Синара» Алексеем Елезовым.
Ива Аврорина:
Перед началом онлайна Алексей Борисович сказал, что надо вначале сказать, что такое «Синар». Но мне кажется, что это то, что знают практически все в нашем городе.
Ответ:
Я не думаю. По городу — да. Но «Синар» — это не только г. Новосибирск. У нас на сегодня 32 магазина, достаточно больших форматов, общей площадью 7,5 8 тыс. м. Из них только 12 магазинов в г. Новосибирске. А 20 магазинов — Екатеринбург, Тюмень, Омск, Барнаул, Томск, Кемерово и т.д. 30 % от нашей годовой реализации делает оптовый отдел. 2 больших оптовых склада с для нас неплохими объемами: в Москве и в Санкт-Петербурге.
Ива Аврорина:
«Синар» начал сотрудничество с датской компанией PWT Group. И в ваших магазинах появилась мужская одежда новых брендов: Shine, Bison, Jacks и Lindberg. Что это за одежда? Вы здесь выступаете как ритейлеры или это разработано по вашему дизайну? Какая связь у «Синара» с этими марками?
Ответ:
Вы начали с самого конца нашей истории ассортиментной.
Ива Аврорина:
Мы начали с самого свежего информационного повода.
Ответ:
Вообще мы занимаемся размещением своих заказов. Всё на одной фабрике сделать невозможно. Занимаемся уже более 10 лет. У нас очень тесные связи с Украиной до сих пор.
Ива Аврорина:
А где именно там производство?
Ответ:
В Киеве. Они нам производят достаточно большое количество в год трикотажа, женского и мужского. Причем этот трикотаж делается исключительно из итальянской высококачественной шерстяной нити. Мы давно работаем с Белоруссией по отшиву сорочек мужских. На ряде предприятий РФ тоже шьем то, что не можем охватить в своем производстве.
Ива Аврорина:
Почему не Китай?
Ответ:
Сейчас и в Китае шьем тоже под нашим брендом.
Ива Аврорина:
Что вы там шьете?
Ответ:
Пуховики, утепленные куртки, трикотаж, дешевый, но неплохого качества, женские платки, палантины — достаточно большой ассортимент, и все под брендом «Синар» либо вторым брендом нашим Sono — это более дорогостоящая продукция премиум-класса.
Ива Аврорина:
Какой процент от общего объема продукции отшивается в Новосибирске, какой в Китае и т.д.?
Ответ:
В наших магазинах мы продаем сопутствующий товар под брендом «Синар» — это примерно 20 % занимает, и 10–12 % — просто сопутки, которые не под брендом «Синар». Допустим, нижнее мужское белье, колготки, носки. Потом в ассортименте у нас в магазинах и сумки есть, и головные уборы, мужские и женские, —тоже не нашего бренда, не нашего производства. То есть доля сопутствующего товара занимает у нас 30–32 %, а остальное — чисто наше производство.
Ива Аврорина:
Из вашего производства под брендом «Синар» мы можем выделить, какой процент шьется только в Новосибирске?
Ответ:
Чисто нашего, который делается в Новосибирске на фабрике «Синар» (ул. Серебренниковская, 14), мы продаем 70 %. А сопутствующий товар под брендом и не под брендом «Синар» составляет 30–32 %.
В Новосибирске отшивается мужское пальто — демисезонное, утепленное, зимнее…
Ива Аврорина:
Все пальто, которые продаются в магазинах «Синар», отшиваются в Новосибирске?
Ответ:
Это все наши пальто. Костюмы, брюки, пиджаки (классика, кэжуал) тоже только в Новосибирске. Женские пальто (демисезонные, межсезонные, облегченные, зимние, с воротником, без воротника) — тоже в Новосибирске. Плащи, мужские и женские, — тоже в Новосибирске.
Ива Аврорина:
То есть основной ассортимент отшивается в Новосибирске?
Ответ:
Да, он дает 70 % от нашей общей реализации.
Ива Аврорина:
И переходим к сотрудничеству с датской компанией.
Ответ:
Мой сын занимается ритейлом Как-то 2 года назад он был на выставке в Берлине и увидел в том числе эту интересную фирму PWT. Год назад группа товарищей и он… Кстати, у нас работает коммерческим директором, в феврале будет 2 года, серб очень опытный, который работал и с Nike, и с Zolla. Они поехали посмотреть ассортимент более подробно, договорившись в Берлине. И мы сделали первый заказ, который получили в сентябре этого года.
Ива Аврорина:
Это значит, что вы закупили одежду, которую они там сами разработали, сами отшили…
Ответ:
Да, по их образцам.
Ива Аврорина:
Дизайн не ваш?
Ответ:
Нет.
Ива Аврорина:
То есть такая же одежда может быть и в других каких-то сетях?
Ответ:
Под другим брендом, да.
Ива Аврорина:
То есть вы только название бренда сменили?
Ответ:
Да, мы под своим брендом.
Ива Аврорина:
Она идет как Sono или как «Синар»?
Ответ:
Как «Синар».
Демьян:
Кто и как придумывает имена вашим пальто? Такие, как Пахом, Луиджи, Пантелей, Чезаро, Федосей, Лоренцо. Как вы решаете, кто - Спиридон а кто - Адриано?
Ответ:
У нас есть экспериментально-технологический центр, который и дает эти названия.
Ива Аврорина:
А почему они такие забавные?
Ответ:
Они разные. Они и итальянские, и греческие, и русские. Мы с номеров моделей перешли уже примерно лет 17-18 как.
Ива Аврорина:
Перебрали все имена, и остались только Пахом и…
Ответ:
А чем Пахом плохой?
Ива Аврорина:
Ничем. Просто интересно, как происходит процесс. Смотрят на пальто и думают: как-то по итальянски оно выглядит, пусть будет «Адриано», например; а это прямо вылитый «Пахом». Чем руководствуются, когда название дают?
Ответ:
У нас «Адриано», и «Ламберто», и «Бочини», и «Пьер», и Петр был.
Ива Аврорина:
И даже просто «Володя» был и «Олег», и т.д. Просто имена — они же всегда несут какую-то эмоциональную окраску. Интересно, это случайно выбирается или как?
Ответ:
Особой окраски нет. Люди работают. Кому, может быть, что нравится и т.д. У нас же большая группа конструкторов. Два художника-модельера и большая группа конструкторов. Я в этот процесс не влажу. Зачем это надо? Не царево это дело. Смешно было бы влазить в этот процесс. Я могу сказать мнение о нашей коллекции, когда идет просмотр, но говорить: это ты убери, вот это это… Есть для этого покупатель оптовый и торговля наша, которая должна дать оценку и сделать заказы. Так что влазить в такие вещи, так же как в подбор ткани верха и внутреннего содержания (подклада, клеевых и т.д.), генеральному директору — это просто навредить самому себе. Нельзя этого делать.
Ива Аврорина:
То есть у вас с делегированием полномочий все отлично?
Ответ:
Для руководителя это самый сложный вопрос. Я не делегирую полномочия только с точки зрения финансов всех наших потоков.
Ива Аврорина:
То есть подобрали людей. Эти выбирают имена…
Ответ:
Есть зам по маркетингу, который ведет все это направление. За ней закреплены разработка коллекции, подбор материалов, доставка, логистика вся и т.д.
Ива Аврорина:
И вы с нее уже спрашиваете?
Ответ:
Я таких предприятий не знаю, чтобы кто-то из руководителей вмешивался в такие вещи.
Гавриил:
Планируете ли вы развивать интернет торговлю и выходить на Алиэкспресс?
Ответ:
Пока нет. У нас немного другая стратегия. Несмотря на кризис, который начался в 2014 году, в этом году идет, на мой взгляд, в следующем году будет еще сложнее, но я запретил на фабрике говорить слово «выживание». Мы в 2014 году открыли большой магазин в Уфе, ТРЦ «Планета». В феврале этого года открыли в «Ауре» и в Красноярске, в «Планете», — 2 больших магазина. 29-го числа, то бишь завтра, открываем в «МЕГЕ» Екатеринбурга.
Ива Аврорина:
Вы в «МЕГУ» зашли все-таки?
Ответ:
Зашли. Причем эти 3 магазина, которые я назвал, и в «МЕГЕ» — с совершенно новой концепцией.
Ива Аврорина:
Чем она будет принципиально отличаться?
Ответ:
Принципиально всем отличается: оформлением, выкладкой, оборудованием. И второе — нельзя сделать новой концепции магазин и не заниматься ассортиментом. PWT — пример того, что мы занимаемся новым наполнением. Хотим привлечь более молодую группу покупателей.
Ива Аврорина:
PWT во всех магазинах?
Ответ:
Нет. В новых магазинах, на Серебренниковской. То есть мы называем магазины нового формата — раз, и второе — магазины 1-го класса называем, т.е. в крупных тоже ТЦ. Но у нас же еще street-магазинов много. Поэтому не во всех магазинах.
Ива Аврорина:
В какой ценовой группе эта датская одежда?
Ответ:
Она разная. Есть куртка за 19 900, которую мы очень неплохо продаем — люди видят ткань, модель, качество изготовления. И есть за 8 тыс. У них разные бренды. Так же как «Синар» и Sono. Поэтому задача не просто открыть новые магазины, которые требуют больших инвестиций, а дальше затраты и инвестиции на новый ассортимент и обновление этого ассортимента.
Ива Аврорина:
Если взять одежду датской группы PWT и одежду «Синара», качество сравнить можете?
Ответ:
Когда был специалист у нас на фабрике в этом году, когда он увидел наши изделия, взяли несколько образцов. И в конце ноября приезжает байер из Дании, чтобы рассмотреть возможность пошива у нас под их брендами.
Ива Аврорина:
По их дизайну?
Ответ:
Наш дизайн, наш подбор тканей, но под их брендом. Это оценка нашей продукции?
Ива Аврорина:
То есть — есть шанс, что ваша одежда будет продаваться в Дании под их брендами?
Ответ:
Будет или нет — неизвестно, но приезжают.
Без бахвальства скажу, что особенно немцы когда приезжают, мы же с Италией работаем, с немецкими фабриками по тканям различного рода, их устраивает цена, и они понимают в производственном качестве, дизайне, они покупают наши изделия в нашем магазине на Серебренниковской.
Ива Аврорина:
Сейчас с упавшим рублем это вообще получается выгодно.
Ответ:
Для них, да, им очень выгодно. У нас в целом выросли цены на 12–15 %.
Ива Аврорина:
У вас при этом импортная составляющая чуть ли не 80 % в изделии, если говорить про материалы.
Ответ:
Больше.
Ива Аврорина:
А каким образом тогда?
Ответ:
Снижаем маржу.
Ива Аврорина:
И при этом вы запрещаете говорить слово «выживание»?
Ответ:
Как можно говорить слово «выживание»? У нас нет кредитов. Это о чем-то говорит сегодня для производства? У нас есть маленький депозит. У нас есть нормальный запас готовой продукции. Сегодня я закрою производство — я могу прожить полгода на дебиторке из складских запасов и сопутствующего ассортимента, и нашего ассортимента. О каком выживании мы говорим, если мы открываем магазины, и только в этом году вбухаем минимум 40 млн, это только на открытие магазинов, не говоря еще о заполнении ассортиментом. Ведь в каждом магазине примерно 8–10 млн товарного запаса. Какое выживание?
Ива Аврорина:
Вы говорите, что 2016 год будет тяжелее, чем 2015-й. Вы падение спроса ожидаете на следующий год?
Ответ:
Об этом говорят везде и каждый день. Но в любом кризисе — и мы с вами уже 3-й переживаем кризис, — кто-то умирает, а кто-то развивается.
Ива Аврорина:
У вас конкуренция по качеству с Европой, по ценам — с Китаем. Не опасаетесь, что люди, столкнувшись с нехваткой денег начнут покупать менее качественную одежду, привезенную откуда-то?
Ответ:
Даже не знаю, как вам ответить на этот вопрос. Опасаться этого нельзя, надо это видеть, чувствовать и делать так, чтобы этого не было в действительности.
Ива Аврорина:
Что вы делаете, чтобы у «Синара» продажи не просели в 2016 году?
Ответ:
Новые магазины, новый ассортимент, изменение оформления магазинов в ТЦ. Сегодня покупатель проходит мимо витрины в той же «Ауре» и видит магазин «Синар», и многие, кто знает магазин «Синар», допустим, даже по «Версалю», и видит разницу, конечно, он туда зайдет. При нынешней ситуации у нас рост 6 % — это, мне кажется, для легкой промышленности говорит о многом. Для оборонки это ничто, поскольку на оборонку кидают деньги огромные сейчас, и зарплаты там как минимум в 1,5 раза выше, чем сейчас на «Синаре». Но для нас это много значит. Мы даже в сопоставимых ценах идем, т.е. без новых магазинов, 98 %. Чуть больше 8 тыс. штук наших изделий, которые производит фабрика «Синар», мы продали больше в прошлом году. Мы больше распродажи устраиваем. Мы же видим, если в рынок мы по цене не попадаем, мы не продадим ничего, поэтому мы снижаем свою маржу и вынуждены это делать.
Владимир:
Здравствуйте, Алексей Борисович!
Почему очень мало шьется костюмов и пиджаков больших размеров (58,60,62)?
Связывался с отделом рекламы, ответили такие костюмы шились 4 года назад и продались за десять дней.
И приходится деньги уносить в "китайские или турецкие" магазины. Или подымать подпольное производство.
Мне очень нравится продукция вашей фабрики, фасоны и ткани из которых шьете.
Магазин большой, просторный. Обслуживающий персонал внимательный.
Надеюсь, что вы услышали потребителя.
Успехов Вам и предприятию , в нынешнее не легкое время!
Ива Аврорина:
У нас есть вопросы про костюмы на рост от 190 см.
Ответ:
Размерный ряд по мужскому костюму — по 64-й размер у нас есть в магазинах. Другой вопрос, может быть его не устраивают ткани. С ростом в 194 см сложнее. Готов его пригласить на «Синар», может обратиться ко мне, я лично им займусь.
Анна:
А вы сами и ваша семья носите синаровскую одежду? Вот сейчас на вас какой костюм?
Ответ:
За 29 лет работы на «Синаре» у меня один раз только был импортный пиджак, купленный мной в Германии. Это был 95–96-й год. Впервые появилась на готовом изделии мужская ткань с 30 % шелка. Остальное ношу только синаровские изделия.
Марина:
Компания Синар всем известна, как стабильный и надежный работодатель. Но!!! Сотрудников распускают в неоплачиваемый отпуск. Нерабочие пятницы, длительные выходные перед новым годом.... Как выживают ваши люди? Есть ли текучка кадров? И как долго это продлится?
Ответ:
Действительно, в этом году мы 2 месяца не работали по пятницам. Мы не одни такие, это я не в оправдание говорю. И сейчас отпустили на неделю людей согласно КЗОТ с оплатой 2/3 среднего заработка. Что будет в 2016 году, я сказать не могу.
Ива Аврорина:
Вы какие-то прогнозы делаете?
Ответ:
Мы делаем прогнозы. В ноябре должны план производства утвердить. Но жизнь покажет, она же вносит коррективы — сегодня я вышел живой и здоровый, а завтра ногу сломал. Это впервые у нас было. В Белоруссии, недавно наши товарищи были, весь год работают 3-4 дня [в неделю]. Легкая промышленность, я имею в виду.
Ива Аврорина:
Это этот год?
Ответ:
В этом году. Так что ничего удивительного тут нет.
Ива Аврорина:
А текучка в связи с этим? Люди остаются или уходят?
Ответ:
Текучка у нас небольшая. Зарплата почти сохранилась. С 8 ноября мы поднимаем зарплату в среднем на 8 %, несмотря на кризис. Я ни от одного своего коллеги, легковика, отраслевика швейной отрасли не слышал такого. Все заморозили зарплату. Но я чувствую, что людям очень сложно жить.
Ива Аврорина:
Какая у вас текучка?
Ответ:
24 %.
Наталья:
Почему на Синаре такая низкая зарплата? в других швейных организациях минимум 20 - 25 т.р. а здесь с 4 разрядом больше 16 т.р. не выходит. Спасибо.
Ответ:
Она тоже не права. У нас есть и 25 тыс. зарплата у людей. Есть и по 14 тыс., и по 15.
Ива Аврорина:
У тех, кто работает на производстве?
Ответ:
Я про производство говорю, про швей. Поэтому, может, у кого-то есть.
Ива Аврорина:
Средняя зарплата какая?
Ответ:
Средняя — 20,5 [тыс. руб.]. Это не включая руководителей, разумеется.
Роман Анатолич:
Добрый день. Почему цены на одежду производства ОАО "Синар" такие высокие? Речь о магазине "Синар", расположенном на ул. Серебренниковской в г.Новосибирске. Как я понимаю, это фирменный магазин Синара. Если одежда производится в Новосибирске, то почему её стоимость такая же, а иногда выше, чем у импортной одежды аналогичного уровня?
Ответ:
Понятие высокая/низкая цена, больше/меньше, шире/уже — аморфное понятие. Мы считаем, что у нас не выше среднего эконом-сегмента. Для людей, которые имеют небольшие доходы, у нас в ТЦ «Калина» и в магазине на Серебренниковской, 14 открыты дисконт-центры. Там можно купить очень хорошие вещи.
Ива Аврорина:
В дисконт-центры в каких случаях одежда попадает?
Ответ:
Это коллекции прошлых лет. Это проданная коллекция этого года высокой ликвидности с выпаданием размерно-ростовочных шкал, т.е. единичные изделия.
Ива Аврорина:
Ваши сотрудницы, швеи могут покупать синаровскую одежду?
Ответ:
Конечно. Они имеют льготы — 25 % скидки по нашим магазинам. В основном все одеваются у нас наши работники.
Ива Аврорина:
Вы можете описать тех, для кого «Синар» шьет, т.е. покупателя? Возраст, образование, размер.
Ответ:
Разный возраст. Но в основном это люди среднего возраста и чуть выше среднего возраста, со средним доходом. Хотя есть и директора, которые у меня одеваются.
Я постоянно захожу в Zara. Я поражаюсь: цена выше, качество, мягко говоря, никакое. Но при этом там народ — с кульками выходит народ, не пустой оттуда возвращается.
Ива Аврорина:
Чем вы это для себя объясняете?
Ответ:
У Zara от разработки модели месяц, максимум 2 месяца, уже в магазинах у них. Этим Zara, в целом Inditex, отличается от всех остальных производителей. И, конечно, модные вещи у них. Тут очень большое преимущество. Туда и идут в основном женщины. Если у нас на Серебренниковской два равнозначных магазина, 2/3 в объеме продаж дает мужской и 1/3 — женский, то в Zara все наоборот. Женщина идет, молодая, среднего возраста, она знает, что это сегодняшняя вещь, но эта вещь на очень короткий промежуток времени. Зато цена там нисколько не ниже нашей.
Ива Аврорина:
Зато она ультрамодная сегодня. Вчера она увидела это на подиуме, в журнале глянцевом, сегодня она что-то подобное на себя надела. А вы не планируете по этому же пути развиваться? Женщины же больше денег тратят на одежду.
Ответ:
«Синар» с Inditex сравнивать никак нельзя.
Ива Аврорина:
Нет, конечно. Но, может быть, это путь развития? Женщины же одежду покупают спонтанно.
Ответ:
Нет у меня стремления к таким глобальным объемам. Лучше меньше, да лучше.
Ива Аврорина:
То есть «Синар» будет оставаться таким достаточно консервативным?
Ответ:
У нас в России вообще нет таких огромных предприятий, за исключением «Глории Джинс», и то в этом году у них резко упали объемы, раза в два.
Ива Аврорина:
Они, собственно, и вывезли все руководство, управление, по-моему, в Сингапур.
Ответ:
Да, несколько фабрик закрылось. Но они как интенсивно развивались. Я не вижу для себя в этом смысла. Может, уже возраст сказывается.
Ива Аврорина:
То есть ваша политика по женской одежде меняться не будет? Не будете коллекции модернизировать и приближать к трендам?
Ответ:
Два коллекции в год женские выпускаем: пальто, куртки, плащи. Этого вполне достаточно. Причем очень мало моделей повторяющихся. Только единицы, у которых ликвидность доходит до 90 %, и по просьбе нашей торговли и оптовиков мы повторяем. А остальные все новые модели.
Мы в этом году серьезно начали развивать женскую костюмную группу, женские изделия: и платья, и юбки, и брюки, в том числе из трикотажных тканей. В Турции в том числе мы стали заказывать очень хорошие трикотажные ткани. На будущий год мы планируем как минимум в 2,5 раза женской костюмной группы выпустить больше. Пальто, плащи — снижаем объемы, но за счет резкого увеличения женской костюмной группы, чтобы сохранить объемы выпуска.
Ива Аврорина:
Какие-то маркетинговые исследования вы проводили? Насколько это востребовано?
Ответ:
У нас большой отдел маркетинга. Это очень востребовано. По женской костюмной группе мы не можем найти в России поставщиков хороших, года 4-5 уже ищем.
Ива Аврорина:
Тканей?
Ответ:
Нет, готовых костюмов, женских изделий (пиджаки, жакеты, брюки, юбки). Не можем найти, их единицы. И поэтому решили, во-первых, чтобы поддержать свое производство, во-вторых, мы можем это делать.
Ива Аврорина:
В Новосибирске есть та же фабрика «Приз», которая отшивает из тканей другого качества.
Ответ:
Да, есть. Мы берем у них продукцию и продаем у себя.
Ива Аврорина:
У них же ниже стоимость?
Ответ:
Приглашаю в магазин и проведу экскурсию цен наших изделий и «Приза». Нисколько не ниже.
Ива Аврорина:
Школьная форма у вас не является основной продукцией. Но она будет?
Ответ:
Завтра мы получаем огромный контейнер — 26 кубометров ткани специально из Китая для школьной формы. В конце ноября на нашем участке, который в Барабинске, уже начинаем шить школьную форму на следующий учебный год. Для нас она является приоритетным ассортиментом. Когда на «Призе», по-моему, 22 июля был губернатор, мы просили его об одном — чтобы в области вышел документ, нормативный какой-то акт, как должны одеваться школьники.
Ива Аврорина:
Вы его просили, чтобы вышел документ, где была бы четко прописана единая школьная форма?
Ответ:
Нет. Моделей может быть много, ткани должны быть разные.
Ива Аврорина:
А что там должно быть прописано?
Ответ:
Норматив. Например, условно, в этой школе девочки 1–4-го класса ходят в юбках и жакетах серого стального цвета, с этого по другой класс — в другой форме, чтобы мы могли эти вещи собрать. Пример прошлого года. В позапрошлом году у нас осталось очень много изделий для мальчиков (брюки, пиджаки) серого цвета. Мы резко снизили в 2015 году продукцию серого цвета, и с нас стали спрашивать серый цвет. А мы с ноября уже Китаю проплатили все.
Ива Аврорина:
А вы хотите, чтобы вам прописали, какой цвет будет в каждой школе?
Ответ:
В каждой школе нормативный акт с нашего минобразования, чтобы каждая школа определилась для себя. Школа — это не только директор и учителя, это еще родительский комитет. Собрав такую информацию, мы же не одни производим школьную форму. Не форма — она сейчас одежда называется. Форма — это обязаловка, только так и никак иначе, как в Англии, допустим, в гимназиях. А мы говорим о школьной одежде или одежде для школьников.
Ива Аврорина:
Разница в терминологии предполагает, что нормативы какие-то другие могут быть? Например, прописано ли где-то, что ткань, из которой шьют одежду для школьников, должна содержать не более такого-то процента синтетики?
Ответ:
Есть такие нормативные документы у нас.
Ива Аврорина:
Это насколько соблюдается?
Ответ:
На каждое изделие мы имеем сертификат испытания в нашей метрологии. То есть вот одежда — вот документ соответствия нормативам, которые существуют сегодня.
Ива Аврорина:
С компанией, которая является, по сути, монополистом на рынке школьной одежды, вы какие-то методы борьбы планируете?
Ответ:
Я советую задать такой вопрос нашему министерству промышленности и торговли. Как в этом году мы ни бились, ничего не могли сделать.
Ива Аврорина:
А бились как? Что делали?
Ответ:
Все делали. Лично я от имени «Синара» обращался во все органы: в Роспотребнадзор, в прокуратуру. Везде получил отписки. Причем не только я обращался. Я сперва обратился в министерство, а министерство от моего имени отправило в эти органы: и в МВД, и в прокуратуру, и в Роспотребнадзор. Я от них получил все отписки. Так они и проторговали целое лето, и все сошло им с рук. Я не знаю, что будет в следующем году.
Ива Аврорина:
Объединиться с другими производителями одежды для школьников и совместно выступать не планируете?
Ответ:
Как это сделать? Я просто не представляю. Достаточно много школ. Я не представляю даже, как одеваются в районах учащиеся. Раньше был Облпотребсоюз у нас. И через него снабжались все районные центры, были магазины и т.д. Сегодня практически их там нет, они этим не занимаются. Раньше это было чисто государственное предприятие. Сегодня оно, по-моему, чисто частное стало. Мы дойти до них не можем. Выездные торговли мы делать не можем.
Ива Аврорина:
Почему?
Ответ:
Не хватит ни людей, ни транспорта. Ни смысла никакого. Мы пытались в этом году. 2 раза выезжали в Маслянино, 1 раз выезжали в Тогучин. Причем по просьбе министерства промышленности и торговли. Там была большая ярмарка, но себе в убыток. А людей-то отвлекаешь. Машину туда гнать. Как минимум двух человек гнать.
Ольга:
Планируете ли дальнейшее расширение ассортимента?
Ива Аврорина:
Про женскую линейку костюмов, про школьную одежду и про датскую марку мы сказали. Что-то еще планируется?
Ответ:
Нет. То, что я уже сказал. Принципиальное изменение — это резкое увеличение женской костюмной группы в 2016 году по сравнению с 2015-м.
Ива Аврорина:
Ткани для женской костюмной группы чьего производства?
Ответ:
Всякие есть ткани. Трикотаж турецкий. Трикотаж итальянский есть. Костюмная ткань в основном китайская. Турция — трикотажные и костюмные ткани.
Ива Аврорина:
Разработка лекал и моделей синаровские?
Ответ:
Наши, все наши.
Ива Аврорина:
Вы говорите, что начали сотрудничество с датской группой, чтобы привлечь более молодую аудиторию. А привлечь, например, к себе какого-нибудь европейского дизайнера, вы не думали? Ткани вы закупаете качественные, производство у вас отлаженное. Какой смысл покупать одежду в другой стране, а не отшивать это здесь, изменив дизайн?
Ответ:
Всё шить невозможно. Только с этих позиций. Кроме того, есть специализация, начиная от разработчиков (как у нас экспериментально-технологический центр). По той же женской костюмной группе (там значительно больше моделей будет, чем пальто и плащей) год нам понадобился, чтобы это все наработали.
Ива Аврорина:
Это быстрее и эффективнее?
Ответ:
Конечно. Мы видим, что на рынке это востребовано, мы же не будем выпускать на склад.
Константин:
Добрый день. Хочу высказать небольшую реплику по одежде фабрики "Синар". Мне не понятны лекало брюк данной фабрики, который раз сталкиваюсь с тем, что размеры отличаются от других производителей (и более дешёвых). У "Синара" они сидят как-то неудобно и некрасиво. Будет ли у вас работать ателье пошива одежды под размеры клиента ?
Ответ:
Мы занимаемся подгонкой.
Эта беда покупателя — вина продавца-консультанта и старшего продавца-консультанта, который находится в том или ином магазине. У нас есть 4 разные конструкции брюк. Есть итальянские, сильно зауженные. Есть менее зауженные. Есть антропология типа нашей, а мы очень близки к германской антропологии.
Ива Аврорина:
Про это можно подробнее.
Ответ:
Вот условно у вас 50-й размер и 170 см рост. Вы приходите, смотрите, надеваете, а там другая конструкция.
Ива Аврорина:
Есть разные типы фигур.
Ответ:
Да. Есть 2 типа мужской сорочки: прямая и приталенная, а размер-то одинаковый — и длина, и воротника. Взял померил… всё… и говорит «Синар» плохой. Вина продавцов здесь.
Ива Аврорина:
То есть с любым типом фигуры подобрать можно у вас подходящие лекала?
Ответ:
У нас можно. Единственный серьезный вопрос сегодня — это 194 и 200 см рост. Потому что это единичные изделия. Можно отшить и целый год продавать потом. Это мы готовы персонально рассматривать вопрос.
Ива Аврорина:
Максимальные размеры у вас какие? 68-й, 70-й?
Ответ:
По 140-й размер у нас есть. Но это надо смотреть только на Серебренниковской. У менеджера магазина надо спрашивать. Может быть, в магазине нет, но есть на складе, у нас же склад там рядом.
Анна:
Добрый день!
У меня небольшой швейный цех, и постоянно сталкиваемся с проблемой нехватки квалифицированных швей. Есть в коллективе настоящие жемчужины, но все равно рук не хватает, ибо масса проходящих через нас людей имеют крайне низкую квалификацию и мотивацию к работе. Есть ли у вас на предприятии проблема нехватки хороших рук, и если да, то как вы ее решаете?
Ответ:
Это вечный вопрос любого производства. Конечно, есть. Но в целом у нас довольно высокая квалификация. 22-го числа был городской конкурс швей в техникуме легкой промышленности. Три первых места заняли работники «Синара».
Ива Аврорина:
Удерживаете вы их чем, если у вас не самые высокие зарплаты среди швейных предприятий?
Ответ:
Кто вам сказал?
Ива Аврорина:
Нам тут много про это пишут.
Ответ:
Я несколько раз выступал на общих собраниях. Министр торговли сказал, что средняя зарплата на швейных предприятиях 11,5 тыс. Подхожу потом и говорю: вы можете себе представить, что за 11,5 тыс. человек будет работать? Я не могу представить. Значит, платят в черную, 2 ведомости — вот и все. Мы смотрим зарплаты даже с европейской частью. У нас нормальные зарплаты для швейного производства. Для тех фабрик, где по 15–20 человек, там, конечно, может быть другая зарплата, повыше. Но при такой махине, как у нас «Синар», это очень нормальная зарплата. Она маленькая. Я не говорю, что это большая зарплата. Я говорю в сравнении. Это разные вещи.
Ива Аврорина:
Вы говорите, что не можете представить, чтобы человек работал за 11,5 тыс. Но вы говорите, что у ваших швей зарплата начинается от 14 тыс., я правильно запомнила?
Ответ:
С 16.
Ива Аврорина:
А за 16 тыс. можете себе представить?
Ответ:
Значит, это плохой специалист. Потому что есть 25, 20 тыс. люди зарабатывают.
Соколенко (Тамара Михайловна) у нас была Герой Соцтруда на «Северянке». Когда «Северянка» в 88-м году сделала полное перевооружение и поставила конвейерную линию, она не смогла там работать, потому что она уникальный человек с уникальной моторикой. «Северянка» же всегда легкие изделия делала. Она индивидуально работала, у нее была высокая производительность, не зря ей дали Героя Соцтруда. И она ушла в мастера. Потом в мастерах она не смогла сработать. Вот вам пример люди совершенно разные.
И на заводе им. Чкалова, где я в свое время работал, Герой Соцтруда Раиса Удалая была. Как она работала клепальщицей — это просто уникальная женщина. И это в любой специальности. Менеджер по продажам — один хуже, другой лучше, один 30 тыс. зарабатывает на продажах, а другой — 50 тыс., но он продает в 2 раза больше.
Сергей Лик:
Почему в Москве нет нормальных фирменных магазинов Синара вроде Сударя (российская сеть классических костюмов)?
Ответ:
У нас было 2 магазина в Москве. Оба они нерентабельные. Мы не могли встать в ТЦ, потому что там огромная арендная плата и у продавцов зарплаты значительно выше, чем у нас. Мы в прошлом году, в конце года, закрыли 2-й магазин в Москве. Но у нас в Москве есть оптовый склад, и достаточно хорошая реализация у него. То есть наша продукция в Москве есть, и в Подмосковье есть, и в Санкт-Петербурге тоже есть.