Премьер-министр Михаил Мишустин на прошлой неделе заявил, что в росте цен виновата жадность торговых сетей. Публике такое заявление наверняка понравится, ведь именно в этих сетях и делают покупки абсолютное большинство жителей России. Однако, по мнению обозревателя НГС Стаса Соколова, за такими заявлениями не стоит ничего, кроме популизма и желания найти крайних.
Это случается всякий раз, когда цены на тот или иной продукт (или сразу несколько) вдруг начинают расти. Чиновники разных уровней гневно обличают торговцев, устраивают показательные рейды по магазинам торговых сетей. А сами торговые сети смиренно «признают проблему» и даже обязуются сами, за свой счет держать эти самые цены в узде. Хотя бы какое-то время, пока шум не уляжется. Потом продукты дорожают вновь, и всё повторяется. Относиться к этому серьезно, по-моему, давно уже не имеет смысла.
Могут ли торговые сети взвинтить цены?
Розничная торговля — это далеко не единственный элемент того, что называется товаропроводящей цепочкой. Более того, отдельно взятый ритейлер вообще не способен повлиять на цены гречки, сахара или яиц. То есть торговать ими в убыток он, конечно, может, но вот нажиться за счет непомерно высокой наценки — нет.
И причина тому очень проста: конкуренция. Возьмем Новосибирск. Здесь сейчас действует две международные, четыре федеральные и четыре крупные региональные (не новосибирские) торговые сети. Да еще кое-что осталось от местного ритейла. Повысить цены именно на уровне магазина можно, только договорившись об этом со всеми участниками этого рынка. Что невозможно просто физически. А сделав это только в собственных магазинах, торговая сеть добьется лишь того, что покупатели уйдут к конкурентам. Причем купят у них не только гречку и растительное масло, но и многие другие товары (раз уж пришли).
Я далек от того, чтобы идеализировать торговцев. Они с радостью продадут нам товар с 200-процентной маржой. И даже делают это периодически, но речь там идет не о муке или сахаре — супермаржинальными товарами, как правило, оказываются какие-нибудь снеки, шоколадки, жвачка и прочие товары импульсного спроса. Но основной доход торговым сетям приносят даже не они. Получение прибыли в розничной торговле сегодня основано на тонкой игре, которая происходит в торговом зале. Думаю, каждый из нас бывал в ситуации, когда общий итог на кассе несколько превышает наши расчеты. Но, изучив чек, мы понимаем, что никакого обмана нет (хотя и такое случается), — просто мы набрали в корзину товаров, которые не планировали покупать. Для этого торговые сети изощряются как могут: подбирают освещение нужного оттенка, делают специальные выкладки, даже нередко имитируют скидки (когда продукт, стоящий везде 100 рублей, продается с дисконтом 40% по 94 рубля). Но вот чего торговые сети точно не могут, так это взять и поднять цены на какой-то массовый продукт. Ну то есть поднять-то они могут, но ничего, кроме убытков, от этого не получат.
Почему же тогда всё дорожает?
Для этого есть масса факторов. Наша экономика все-таки остается относительно открытой, а значит, произведенные в России товары можно поставлять на экспорт. Эти поставки даже являются предметом гордости. Сейчас, например, наша страна стала крупнейшим экспортером пшеницы на мировой рынок. В прошлом году объем этого экспорта превысил 57 млн тонн (для сравнения, СССР, наоборот, активно импортировал зерно с середины 70-х, достигнув к 1984 году антирекорда в 44 млн тонн). Но цены на подобное сырье постоянно колеблются в зависимости от массы факторов. И если цены на гречку, растительное масло или пшеницу поднимутся во всем мире, они вырастут и в России. И прежде чем возмущаться (почему они гонят на экспорт, могли бы дешево внутри страны продавать), ответьте на простой вопрос: готовы ли вы лично отказаться хотя бы от 10% зарплаты ради того, чтобы потребители товаров и услуг предприятий, где вы работаете, смогли покупать их дешевле. Вопрос этот, понятно, адресован тем, кто что-то производит.
На всякий случай (вдруг это кому-то непонятно) поясню, что любые запреты экспорта, административное сдерживание цен и т. д. приведут только к тому, что цены вырастут еще больше. Ведь те, кто эти продукты производил, получат ясный и недвусмысленный сигнал: продукта на рынке слишком много, нужно снижать производство. Ну кто-то получит сигнал, а кто-то просто разорится, потому что не сможет обслуживать взятые под закупки оборудование, горючее и т. д. кредиты. Он-то рассчитывал на то, что сможет продать свой товар дороже.
Кстати, что там с бензином и газом?
Для того чтобы понять, насколько смехотворны надежды на то, что государство может и хочет «обуздать цены», достаточно время от времени заезжать на АЗС (как вариант — быть потребителем природного газа). За последние 20 лет цена барреля нефти сорта Брент то взлетала до почти 130 долларов то падала до 26. И как это отразилось на ценах бензина в России? Да никак вообще. Ну, то есть, когда цены на мировых рынках росли, увеличивалась и цена бензина. Но когда они снова стали падать, горючее дешевле не стало. А ведь отличие от сахара или яиц, рынок ГСМ контролируется государством сразу на нескольких уровнях. Во-первых, через акциз (значительная часть цены литра бензина на автозаправке идет в бюджет). Во-вторых, крупнейшие компании на этом рынке («Роснефть» и «Газпром») напрямую принадлежат государству, которое контролирует рынок горючего на всех стадиях — от скважины до АЗС. А теперь, внимание, вопрос: когда последний раз цена бензина на заправке ощутимо падала? А ведь сделать это можно было, что называется, по щелчку пальцев — все рычаги у государства для этого есть. Но, по всей видимости, нет желания. Да и зачем, если можно просто периодически рассылать по торговым сетям грозные письма и устраивать показательные проверки ценников.
Что же делать?
Единственное действенное средство борьбы с ростом цен — это рост производства и конкуренция. Вспомните прошлогоднюю историю с медицинскими масками. Когда они внезапно стали нужны всем (позаботиться о закупке заранее государевы люди как-то не удосужились, хотя эпидемия бушевала уже не первый месяц), то цены за этот кусочек ткани с резинками взлетели выше 30 рублей за штуку. В результате шить эти маски начали все кому не лень — и медицинские, и простые тканевые, и многоразовые дизайнерские. И очень быстро дефицитный товар появился везде, и цены на него обвалились до нынешних нескольких рублей. А если бы тогда чиновники проявили твердость и установили бы какие-то фиксированные цены, дефицит мог бы ощущаться до сих пор. Ну как-то же умудрился СССР превратиться из зернового экспортера (каким была Российская империя) в импортера. И напротив, давно ли вы видели в продаже импортную курятину? А ведь когда-то «ножки Буша» едва ли не жизнь людям спасли.
И еще. Чтобы не заботиться о колебаниях цен на гречку, сахар и муку, населению страны нужно иметь достаточно высокий жизненный уровень. Возьмите доллар и евро — их курс друг к другу тоже находится в постоянном движении. И что, вы думаете жители Франции или Германии периодически бегут к обменникам, чтобы купить или продать доллары? Да ничего подобного, там это хоть как-то волнует лишь компании, занимающиеся международной торговлей. Поверьте, и у нас человеку, который зарабатывает хотя бы 50–60 тысяч рублей в месяц (и не имеет ипотеки), уже не так важно, сколько там стоит гречка или сахар. Он просто подходит к полке и берет пакет. Проблема вовсе не в росте цен, а в том, что у нас слишком много людей, вынужденных считать каждую копейку. И в том, что людей таких становится всё больше.
Пока чиновники разных уровней изображают борьбу с ростом цен, обычному покупателю остается только выбирать между разными магазинами. Обозреватель НГС сравнил цены на продукты первой необходимости в четырех крупных сетях, представленных в Новосибирске. Оказалось, что в каждой можно найти товары дешевле, чем у конкурентов, но общая стоимость корзины была разной.
Согласны с автором?