Каким насыщенным ни казался бы рынок, на нём всегда есть место для нового проекта, особенно если создателям удастся найти незанятую нишу. От выпускников экономического факультета НГУ можно было ожидать какого-то «хипстерского» или высокотехнологичного бизнеса. Однако Цыдып Жамбалов и его жена Светлана решили пять лет назад открыть точку с национальным бурятским блюдом — буузами. Сейчас в их сети «Хан Буз» уже девять заведений, и как минимум ближайшие десять лет её создатели ничем другим заниматься не планируют. О том, как возникла и развивалась единственная пока в Новосибирске сеть фастфуда с сибирской едой, Цыдып и Светлана рассказали обозревателю НГС.
— Как родилась идея торговать буузами? Это не самое очевидное решение для выпускников экономфака.
Цыдып: Я сам из Забайкалья, родился в поселке в Агинском округе. А Светлана — из Улан-Удэ. В Новосибирск мы приехали в 2003 году учиться в НГУ и с тех пор живем в Академгородке. Учились вместе, только у меня была специализация «менеджмент», а у Светланы — «финансы». После выпуска Света пошла работать в банк, а я учился в аспирантуре и параллельно занимался разными бизнесами. Были и цветы, ёлки — весь набор начинающего предпринимателя. Последним были поставки товаров из Китая. В 2014 году наступил кризис, рубль просел, импорт стал невыгоден. И мы стали думать, что делать дальше.
Светлана: Еще на первом курсе родители прислали мне эмалированную кастрюлю — «буузоварку». И у нас ещё со студенчества была традиция — когда мы собирались, то лепили буузы. Так что когда подвернулось помещение для первого кафе на Жемчужной, мы решили попробовать. Какое-то оборудование там уже было, так что можно было сразу начать работать. Сами лепили, сами стояли за кассой. Сначала мы просто звали всех друзей пробовать, получить обратную связь. Тогда у нас было всего одно блюдо — буузы. И чай.
— В какой степени «Хан Буз» был рассчитан на ваших земляков, тех, для кого это было родным блюдом?
Цыдып: Когда начинали, то буряты указывали, что у нас в названии ошибки. По-бурятски нужно было писать наше название с удвоением гласных — «Хаан Бууз». Но мы изначально не пытались делать какое-то этническое заведение для своих. У нас даже в оформлении минимально используются этнические мотивы. И я рассчитывал на местное население, которое бурятского не знает и им так проще будет произносить. Хотелось подчеркнуть, что это такое современное заведение для всех.
— Для тех, кто все еще не разобрался, объясните сами: чем отличаются бузы от мантов.
Светлана: У нас почти вся начинка мясная. Практически один только фарш и совсем немного лука. И еще в буузах нет специй, кроме небольшого количества перца и соли. Это людям нравится, потому что не все хорошо переносят все эти добавки — зиру, куркуму и так далее, которые можно встретить в мантах.
— Насколько быстро пришло ощущение, что из этого можно сделать большой сетевой проект?
Цыдып: Мы с самого начала думали, что из этого может получиться какая-то сетевая история. Хотя поначалу было тяжеловато. У точки на Жемчужной не было хорошей проходимости. Но главное, тогда люди просто не знали, что такое буузы, а если и знали, то не были готовы приходить только за ними. Но где-то после четвёртой точки стало понятно, что «Хан Буз» может превратиться в настоящую сеть.
— Как вы развиваетесь? Берете кредиты, находите партнеров для отдельных заведений?
Светлана: Все заведения мы открываем только на свои, заработанные уже деньги. После шести лет работы в банке я стойкий противник кредитов не только для бизнеса, но даже для себя лично. У меня нет кредитной карты, и я всегда говорю своим родителями и родственникам, чтобы они сами не брали кредитку и не активировали ее, когда карту присылает банк. Поэтому новое кафе у нас появляется только после того, как накопится для этого достаточно средств.
— Насколько централизовано у вас производство? Что делается на месте и что вы привозите на точки готовым?
Цыдып: Когда сеть начала расти, мы сначала думали, что буузы будем делать централизованно и отправлять по заведениям в заморозке. Но выяснилось, что слепленные на месте — вкуснее, в них больше сока, и люди это чувствуют. Сейчас у нас есть цех, но туда вынесены просто заготовительные работы: очистка и нарезка овощей, приготовление теста. Салаты мы вообще отдали на аутсорсинг — их делает по нашему заказу другая компания. А буузы в каждом кафе лепятся на месте.
Светлана: У нас много ручной работы, и в этом есть сложность, потому что бузы должны выглядеть одинаково везде, а делают их разные люди. Но мы стараемся научить сотрудников единому стилю. К тому же у нас есть такой ресурс, как вахтовые работники, которые приезжают из Бурятии. Там куда больше людей, которые умеют делать буузы с детства, для них это наработанный навык. А поскольку уровень зарплат там ниже, то всегда можно найти желающих выехать на заработки.
— У вас очень сжатый список блюд. Менялся ли он за эти пять лет, пока существует сеть?
Цыдып: Незначительно. Почти сразу к буузам добавились пара супов и салаты. Потом мы ввели лапшу, она вписалась хорошо. Пытались расширить меню за счет блюд китайской кухни, но в результате почти все убрали, потому что люди их не брали. Сейчас есть желание попробовать ещё раз. Но уже с четким пониманием, что если что-то добавлять, то что-то нужно будет убирать. Это необходимо, чтобы поддерживать скорость обслуживания.
Светлана: Мы понимаем, что нельзя пять дней в неделю есть одно и то же. Но мы пришли к тому, что просто ввели дополнительный суп дня. И считаем, что в том формате, в котором мы работаем, блюд должно быть совсем немного, только так можно поддерживать стабильность качества и свежесть продуктов. Потому что если заведение предлагает 10 салатов, то всегда что-то продается хуже, что-то лучше. Значит, вы должны что-то делать с продуктами, которые остались в конце дня. Мы, например, их просто списываем.
— Приходилось ли уже сталкиваться с какими-то проблемами, вызванными государственными органами: Роспотребнадзор, пожарные и так далее?
Светлана: Да нет, если всё делать как нужно, то проблем не возникает. Там же тоже люди работают, и у них нет цели как-то нам помешать. В заведении на Димитрова после проверки пришлось переделывать систему вентиляции. Но это было обоснованное требование. У нас же кухня, и запахи не должны идти в офисы, которые расположены в этом здании.
— Головная боль рестораторов сегодня — сервисы отзывов, прежде всего «Фламп». Приходится ли сталкиваться с откровенной клеветой или необъективностью?
Светлана: На «Флампе» люди бывают очень эмоциональны. Человек может ходить к нам долгое время и быть всем доволен, а потом вдруг написать разгромный отзыв и поставить единицу. Например, за прошлый месяц у нас был 21% негативных отзывов (с оценкой от 3 и ниже). Так вот обоснованных, там, где наши сотрудники действительно нарушили какие-то стандарты, из них оказалась примерно половина. Остальное — просто какая-то эмоциональная реакция, которую невозможно предугадать. Кто-то не так посмотрел, не так сказал и так далее. Вообще, есть ощущение, что людям, которые пишут отзыв, иногда просто хочется внимания. В этом смысле «Фламп» — полезный инструмент, который позволяет такое внимание оказать. Часто ведь недовольство возникает потому, что человек просто не знает, что может решить свою проблему на месте. Например, если у вас есть претензии к блюду, то вы можете обратиться к кассиру и его заменят.
— Есть намерения продавать франшизу, выходить в соседние регионы?
Цыдып: Предложения о франчайзинге начали поступать еще после первого года работы. И мы, поддавшись общему настроению, даже составили франчайзинговое предложение и уже вели переговоры. Но решили, что пока не готовы. Потому что для франчайзинга нужно быть готовым передать не только логотип и рецептуры, а всю технологию, которая должна быть отработана до мелочей. Думаю, мы вернемся к этому вопросу чуть позже. Что же касается регионального развития, то думаю, у нас ещё в Новосибирске есть огромный потенциал. Нашим заведениям достаточно всего 100 квадратных метров площади, и таких площадок в городе можно найти ещё много. По нашим оценкам, в Новосибирске можно открыть около 30 «Хан Бузов», так, чтобы они не мешали друг другу и были востребованы. Самое главное — это цель и хорошая команда, которая у нас уже сформировалась.
— Не было желания сделать бурятский ресторан, какое-то более престижное заведение?
Цыдып: Первые годы — да, особенно когда знакомые узнавали, что «Хан Буз» — это наш проект, и реагировали в духе «так это ваша забегаловка». Я так оскорблялся тогда. А мне хотелось бы, конечно, себя с Денисом Ивановым ассоциировать, чувствовать ресторатором. Но года через три пришло осознание, что кормить людей простой, вкусной и доступной едой — это тоже круто. И сейчас, когда у нас уже есть 9 филиалов, пришло четкое понимание, что ближайшие 10 лет точно мы будем заниматься только «Хан Бузом». Думаю, что нужно разделять бизнес и желание поесть в хорошем ресторане. Если мне иногда захочется посидеть в приятном месте, я лучше просто пойду в «Спаркс», например. Это явно обойдется значительно дешевле, чем открывать дорогой ресторанный проект.