7 сентября поговорим в прямом эфире НГС с сотрудниками «Яндекса» о поисковом поведении новосибирских пользователей интернета и о сибирских разработчиках
Яндекс открыл офис в Новосибирске в 2010 году. Среди первых сотрудников офиса были преимущественно представители коммерческого департамента. Через три года в Новосибирске появились первые разработчики, а вместе с ними - второй офис компании, в Академгородке. Сегодня в двух новосибирских офисах Яндекса работает больше ста человек, среди которых и разработчики, и менеджеры по работе с клиентами, и специалисты технической поддержки.
Ольга Молодан — региональный представитель компании «Яндекс». Окончила отделение филологии НГТУ, с 2006 года занимается связями с общественностью. C 2013 года отвечает за PR-направление «Яндекса» в Сибири и на Дальнем Востоке, а с недавнего времени еще и в других регионах России. Сергей Бражник — руководитель офиса разработки «Яндекса» в Новосибирске. Выпускник НГУ, опыт работы в IT-отрасли — 15 лет. В «Яндексе» работает с 2013 года. С февраля 2015 года отвечает за развитие региональных офисов в России и СНГ.
Ива Аврорина:
Добрый день, уважаемые зрители, слушатели и читатели портала НГС.
Сегодня в прямом эфире мы поговорим с сотрудниками «Яндекса» о поисковом поведении новосибирских пользователей интернета и о сибирских разработчиках. У нас в гостях Ольга Молодан, региональный представитель компании «Яндекс», и Сергей Бражник, руководитель офиса разработки «Яндекса» в Новосибирске.
Дмитрий Москвитин:
Какой запрос, на ваш взгляд уникальный или исключительно характерный для Новосибирска ?
Какие полезные сервисы могут появиться в ближайшее время?
Ива Аврорина:
Есть что-то, что спрашивают только жители Новосибирска?
Ответ:
Конечно, есть. Так как мы в неделю получаем более 24 млн запросов от жителей Новосибирска и НСО, мы можем общими мазками сказать, что люди ищут, чем люди интересуются. В первую очередь интересуются теми темами, которые широко освещаются. Новосибирцы не остаются в стороне от каких-то федеральных новостей, от событий шоу-бизнеса, от событий политики.
Видно, что новосибирцы больше, чем жители других регионов, интересуются местными событиями. Речь идет не о том, что события Новосибирска и новосибирцы интересуются. Речь идет о том, что если где-то жители других регионов могут не так часто спрашивать про свой город и события в своем городе, то новосибирцы постоянно нас об этом спрашивают. Интересуются местными группами, местными фестивалями, в предвыборное время интересуются нашими политиками, выборами и т.д.
Конечно, новосибирцы не остаются в стороне от таких серьезных тем, как, например, скачки доллара. Люди спрашивают не только какой сегодня курс и где купить выгоднее, но и, конечно, их волнует будущее — они спрашивают о том, что будет, ищут мнения экспертов по этим вопросам.
Новосибирцы очень хорошо отражают нашу сибирскую специфику. Сейчас время грибников уже, конечно, подходит к концу, но в августе было много вопросов про то, как мариновать грибы, как отличать грибы.
От сезона к сезону мы видим изменения. Есть такая вещь, как сезонность. Если зимой люди спрашивают про какие-то вещи, связанные с морозом, то летом они ищут совершенно другие.
Ива Аврорина:
У вас достаточно объемная картина интересов новосибирцев. Как-то сегментировать это можно?
Ольга Молодан:
Есть вопросы популярные и есть вопросы «всплесковые». Когда мы говорим про популярные запросы — как правило, это топ-10 тем, которые популярны всегда. Они не зависят ни от чего: ни от времени года, ни от того, что происходит с нами, ни от того, что происходит в мире. Среди этих тем — погода, какие-то «взрослые» темы, игры компьютерные, социальные сети (часто в поисковик вводят название сети, чтобы перейти на ее сайт). Эти темы составляют небольшой блок. Несмотря на то что эти темы являются популярными, это совсем небольшой процент.
Ива Аврорина:
Примерно сколько?
Ольга Молодан:
Это примерно до 10 %.
Все остальные темы — те, которые рождаются здесь и сейчас. Они очень разные, поэтому как-то их сегментировать, разложить на некий топ-5 невозможно. Интерес к ним возникает, потому что происходит что-то яркое в мире. Это те темы, которые и характеризуют нашу жизнь. Потому что тот топ популярный не меняется, он довольно стабильный и непоказательный.
Летом каких-то кулинарных запросов больше, потому что люди готовят то, что они сумели вырастить у себя на огороде.
Алексей Александрович:
Какое место в объёме запросов занимают запросы "для взрослых"? Как они меняются в течение года?
Ответ:
Со «взрослой» темой все довольно просто. Она входит в топ-10 популярных тем. Она не занимает 1-ю строчку, но интерес к этой теме довольно стабилен и не меняется в зависимости от сезона или еще чего-то.
Дмитрий Москвитин:
Какие полезные сервисы могут появиться в ближайшее время?
Ответ:
Сейчас «Яндекс» — это несколько десятков сервисов. Если раньше мы были в основном поиском, то сейчас это такой персональный технологичный помощник. Мы помогаем людям добиваться их цели. Человек с помощью «Яндекса» может не просто найти какую-то информацию и получить ответ на свой вопрос, он может решать еще много задач. Он может вызывать такси, совершать онлайн-покупки — он может делать очень многое.
Мы традиционно не раскрываем наших планов. Мы любим радовать наших пользователей новым сервисом именно в тот момент, когда он появляется. Сервисы будут появляться и новые, и сервисы будут приходить те, которые сейчас уже широко известны и успешно работают в других регионах. Поэтому, да, новосибирцы ждите, будем вас радовать.
Ива Аврорина:
А какие сервисы работают в других регионах, а у нас их нет?
Ольга Молодан:
Много таких сервисов.
Den:
Здравствуйте. Мне, как думаю и многим другим, не нравится маркетинговая политика Яндекса. Когда Яндекс-браузер, поиск яндекс по умолчанию, идет в качестве опций во многих программах. Многие пользователи просто не замечают (забывают) снимать галочки при установке. В результате приложение Яндекса и поиск Яндекса оказывается на компьютере.
Собирается ли Яндекс менять данную политику продвижения своих сервисов?
Ответ:
К сожалению, эту политику мы поменять не можем. Потому что это дань времени. Если мы уйдем из этого канала дистрибуции, т.е. распространения наших продуктов, то ее займет какой-нибудь наш конкурент. К сожалению, какого-то хорошего решения здесь нет, кроме того, чтобы смотреть, какие галочки вы ставите, когда ставите любимый софт.
Ива Аврорина:
У «Гугла» это есть?
Сергей Бражник:
Говоря про конкурента, я немножко намекал на эту компанию. Даже не первые мы это придумали. Это пришло из-за границы с этим Большим Братом и успешно тиражировалось им до того, как мы вступили в эту игру. Если мы уйдем, это место будет занято.
Николай:
Когда будет ликвидирована функция рекламы по предыдущим запросам? Ведь это просто раздражающий идиотизм. Например я искал телевизор. Я его купил, но еще год мне Яндекс будет подсовывать предложения телевизоров. Занимая место на экране. Вызывая раздражение. Не можете сортировать разовые запросы и периодические? Уберите функцию. Не надо за меня решать, что я хочу видеть на экране. Будет нужно - спрошу.
Ответ:
Спасибо за вопрос, его часто нам задают. У нас в Яндекс.Директ есть возможность сказать нашему алгоритму: спасибо, больше не надо — я купил, мне это не интересно, эта реклама спамовая или противоречит законодательству.
Ива Аврорина:
Каким образом это сделать?
Ольга Молодан:
Схема очень простая. Я использую это регулярно, поэтому у меня сложно найти какую-либо контекстную рекламу, которая за мной гуляет. Как только появилось сообщение, которое вам неинтересно, в правом верхнем углу при наведении курсора появляется крестик. Нажимаете на него. Выпадает еще одно окно, где написано: «Я не хочу это видеть потому, что…», и затем перечислено ряд причин. Вы должны отметить ту причину, почему вы не хотите больше это видеть. Поверьте, после этого реклама вас больше не будет преследовать.
Дальше вы будете искать что-то другое, мы будем предлагать вам то, что, как нам кажется, вас заинтересует, вы будете снова говорить, что это не то. Соответственно наш алгоритм будет изучать вас все лучше и лучше и выдавать вам более релевантные запросы и предложения. Поэтому, помогая себе, вы помогаете и нашей большой машине, которая умеет очень многое, но еще большему хочет научиться.
Сергей:
Появится ли Яндекс-Мастер в Новосибирске?
Ива Аврорина:
Или это секрет?
Ответ:
Я бы не стала называть это секретом. Я бы навала это неким подходом нашей компании. Мы не любим давать обещания, что-то кому-то говорить, что да, мы придем тогда-то, тогда-то или тогда-то. Мы объявляем все в момент запуска.
Город Новосибирск является миллионником, одним из тех городов, в котором нам хочется, чтобы сервисы «Яндекса» были максимально близко к пользователям, максимально локальны и удобны и помогали людям добиваться их цели. Сервис «Мастер» хорошо зашел и в Екатеринбург, и в столицы.
Ива Аврорина:
Что такое сервис «Мастер»?
Ольга Молодан:
Это сервис, который помогает вам справиться с какими-то бытовыми вопросами. Вы можете вызвать мастера на дом или еще что-то. Это все тоже осуществляется через интернет. Так, как мы мы привыкли вызывать такси через приложение, вы можете вызвать себе и мастера, который поможет вам дома улучшить какие-то вещи.
Anonim:
Добрый день! Вопросы следующего характера:
1) каким образом происходит настройка Яндекс.Директ и выдача рекламных материалов по интересам/полу/предпочтениям при условии, что обозреватель не сохраняет куки-файлов. Постоянная выдача в директе и маркете женской одежды и юбок для девочек - это нормально?
2) кто программирует «Умную строку Яндекс»? Сопряжена ли выдача «Умной строки», «Яндекс.Директа» и новостей с голосовыми распознованиями сервисов операторов связи на базе ключевых слов и как эта особенность настраивается? Есть ли возможность её исключить?
Ответ:
Если пользователь отключил куки в своем браузере, то наш алгоритм не может понять, что это за человек и нарисовать его профиль. За профиль выбирается тот, кто наиболее часто появляется у нас в интернете. Это девушка, которая как раз ищет некоторую одежду, и поэтому показывается эта реклама.
Ива Аврорина:
То есть если вы отключаете куки, вы получите набор предложений для девушки, которая ищет одежду?
Сергей Бражник:
Скорее всего. Профиль, конечно, меняется. Есть и сезонность, и все с этим связанное, но так как машина не понимает, что же за персона перед ним, соответственно, делается предположение, что это самый частый профиль, который есть.
Ива Аврорина:
А самый частый профиль — это барышня с запросами про одежду?
Сергей Бражник:
Да, по крайней мере на тот момент, когда Anonim искал что-то в интернете.
Что касается второго вопроса насчет умной строки Яндекса. Если я правильно понимаю, то здесь вопрос про умную строку в Яндекс.Браузере, т.е. про те подсказки, которые получаем, начиная вбивать какое-то слово. Допустим, «сериал» — и мы получаем «Игра престолов». Эта технология завязана на Яндекс.Поиск. Данные берутся наиболее актуальные из базы поисковой выдачи, которая на ближайшее время самая актуальная. Соответственно все, что сейчас трендово в поиске, мы получаем в умной строке.
Есть еще часть вопроса насчет интеграции умной строки Яндекс.Директа и новостей с голосовым распознаванием сервисов операторов связи. Если я правильно понимаю вопрос, то технология видится следующим образом: что мы все под колпаком, наши разговоры по сотовому разбираются и после этого передаются в Яндекс, чтобы показать релевантную рекламу. Насколько я знаю, ничего такого у нас нет. Мы используем свои технологии, но с операторами связи настолько не дружим. Для распознавания клиентской базы какого-нибудь довольно большого оператора потребуются довольно большие мощности, которые, по моим оценкам, будут сравнимы с мощностями нашего поиска. Это как-то очень высокотехнологично.
Андрей:
Купил Samsung 6S и хотел установить на нем браузер и почту от яндекса. Однако все пути установки требуют регистрацию гугла и согласия с их условиями конфиденциальности, что для меня не приемлемо. Неужели яндекс не может работать без гугла? Где гарантия, что моя почта в яндексе не сливается в США?
Ответ:
Это пример в рамках наших отношений с «Гуглом» и ФАСом. В феврале мы подали заявление в ФАС. Нам кажется, что «Гугл» недостаточно честно ведет конкурентную борьбу. Есть платформа Android, которая сейчас устанавливается на 80 % всех смартфонов, которые продаются в России. Это очень популярная платформа, «Гуглу» удалось сделать ее такой. Она популярна в первую очередь за счет того, что она открытая. Но при этом часть этой платформы закрытая. Когда производители телефонов выбирают себе платформу, они берут платформу Android, берут ее открытую. Но при этом такая часть, как магазин приложений, система уведомлений, находится в закрытой части. Когда вы ее устанавливаете, идут другие сопутствующие вещи, такие как поиск, браузер и многое другое. Соответственно производители телефонов вынуждены играть по тем правилам, которые диктует «Гугл». Нам кажется это не очень честным, поэтому мы обратились в ФАС. Надеемся, что ФАС разберется в этой ситуации. Сегодня, к слову, очередное слушание по этому делу. Но пока ситуация такая, что мы не можем диктовать условия и работать без соприкосновения с «Гуглом», когда речь идет об Android.
Ива Аврорина:
Что «Яндексу» мешает сделать свою платформу?
Ольга Молодан:
У нас есть своя платформа.
Ива Аврорина:
Она неконкурентноспособна по отношению к «Гуглу», если 80 % выбирают гугловскую платформу?
Сергей Бражник:
У нас действительно платформа. Она построена на базе того же Android, потому что он открытый. Эта платформа называется Яндекс.Кид. Она полностью локализована под Яндекс, т.е. все сервисы Яндекса бесшовно интегрированы в эту платформу, и очень удобно ею пользоваться — читать погоду, использовать почту, браузер использовать и т.д. Но тут есть 2 момента, препятствующие ее распространению. Первое — «Гугл» не дает возможности нам работать с вендорами, с поставщиками устройств, чтобы мы устанавливали ее на эти устройства.
Ива Аврорина:
Как не дает?
Сергей Бражник:
Это как раз одна из частей нашего запроса в ФАС. Договоренность «Гугла» с производителями заключается в том, что если производитель хочет поставлять свои устройства по всему миру, то он должен и в конкретной стране поставлять устройства от «Гугла».
Ива Аврорина:
Но это же нормальная конкуренция — есть большая компания, которая распространена по всему миру, и есть местная, у которой возможности меньше.
Ольга Молодан:
Нюанс в том, что изначально мы столкнулись с тем, что «Гугл» не разрешал производителям устанавливать наш поиск на главном экране устройств. Потом появились ограничения по отдельным приложениям, таким как Яндекс.Браузер. И в конце концов мы получили запрет на предустановку наших приложений. Есть несколько компаний, в договорах которых с «Гуглом» прописано, что они не могут совершать предустановку Яндекса, соответственно, конечно, они идут и устанавливают «Гугл». Но тем не менее мы видим, что интерес пользователей все равно есть. Сейчас 43 % на Android идет установка Яндекса. То есть человек покупает свой телефон и затем… Это человек должен как минимум знать. Ситуация похожа на то, когда вы приходите в магазин и видите только черный хлеб. Вам кажется, что больше ничего нет. На самом деле есть и белый, и булочки, и много чего. Но вам об этом надо как-то узнать. Они лежат вон на той полочке. Здесь ситуация ровно такая же. Когда пользователь берет телефон, он пользуется, как правило, тем, что у него предустановлено, — если у него нет какой-то привычки, если у него нет какого-то понимания, что он хочет именно так, а не иначе. Мы хотим, чтобы у нас была возможность предоставлять выбор пользователю: и чтобы булочки и хлеб лежали рядом, чтобы пользователь мог сам выбрать. Мы надеемся, что ФАС разберется с этим, потому что есть специальные службы, которые контролируют этот процесс, и это дело как-то завершится.
Константин:
Здравствуйте! Интернет обошла информация о том, насколько разная выдача показывается Яндексом и Гуглом при одних и тех же запросах. В частности, "часы пескова". Скажите, вы намеренно корректируете и цензурируете выдачу поисковых запросов по политическим темам?
Ответ:
Спасибо за вопрос. Это прекрасный вопрос, на его примере мы можем очень много всего рассказать. Цензуры нет — это первое. Причем цензуры нет ни в каких наших сервисах — будь то поиск или новости, в которых часто тоже пытаются углядеть какие-то вещи.
Что касается конкретного примера с часами Пескова. Да, действительно, появилась такая информация, что выдачи были совершенно разными. Информация появилась в соцсетях. Оперативно мы ответили. В социальных сетях были наши официальные комментарии, потом это ушло в прессу, и можно это найти. Эта конкретная разная выдача объясняется ошибкой. Это был старый индекс, и он выдавал такую информацию. Мы всё оперативно поправили, поэтому сейчас и автор вопроса, и многие другие могут проверить, что же будет, если вбить в Яндекс «часы пескова». Там вы увидите часы Пескова, те самые дорогие часы, которые произвели фурор.
Ива Аврорина:
А что было изначально?
Ольга Молодан:
Была ошибка, был старый индекс, который выдавал действительно другую информацию. Была история, которая собирается по запросу, и эта информация не была актуальной. «Часы Пескова» — это тот запрос, которого не было до какого-то момента. Потом произошло событие, он появился. Но Яндекс в этом моменте не успел немножко и выдавал то, что выдавал до этого, не учитывая информацию. Вот такая ошибка была. Мы ее признали, мы ее исправили. Можно ее проверять.
Конечно, никакой цензуры нет. Мы как никто другой заинтересованы в том, чтобы выдача была корректной, потому что за нами следят миллионы глаз и даже больше, и любая наша ошибка становится публичной. Пример с часами Пескова показывает, что такой, казалось бы, нюанс может перейти в такую историю. Мы стараемся быть актуальными и выдавать полную картину дня, будь то в Новостях, или полную картину истории, будь то в Поиске.
Ива Аврорина:
Как работает сервис Новостей? Есть ли там какое-то цензурирование?
Ольга Молодан:
Яндекс.Новости — это сервис-агрегатор. У нас нет собственной редакции, у нас нет собственного мнения, мы не пишем тексты, мы не решаем, какие тексты главные и как формируется картина дня. Все те новости, которые появляются в топе, — это те новости, которые обсуждают и которые появляются в авторитетных СМИ нашей страны. Подчеркиваю про страну, потому что картина, например, в Яндекс Турции будет совершенно другая — картина дня в Яндекс Турции будет сформирована турецкими СМИ.
Чтобы попасть в Яндекс.Новости, нужно стать партнером компании. Что такое партнер. Нужно отправить свою заявку. Наши ребята очень внимательно проверят — СМИ ли вы, не блог ли вы, например. Есть ли у вас редакция. Оперативно ли вы публикуете информацию или вы появились только в преддверии какого-то события, хотите достичь какие-то цели и исчезнуть. Такие источники нас не интересуют. Нас интересуют СМИ, которые работают изо дня в день, которые публикуют информацию полную, оперативную, с подробностями, комментариями, с не только своим мнением, но и с привлеченными экспертами. У нас есть несколько критериев, по которым мы оцениваем СМИ. Это и оперативность, и полнота картины, и еще многие другие.
Ива Аврорина:
Какие?
Ольга Молодан:
Мы их все не раскрываем, чтобы нельзя было, как-то на этом играя, стараться влезть в топ, давя на ту правильную кнопку. Если говорить просто, это авторитетные СМИ. Если НГС авторитетен в Новосибирске, оперативен, всегда идет с какими-то комментариями, его цитируют (цитируемость СМИ — тоже важный критерий), то он, естественно, всегда появляется одним из первых в важных новостях города. Соответственно, вот так вот формируется наш топ.
Ива Аврорина:
Что подразумевается под авторитетными СМИ? Наличие комментариев обязательным ли условием является (вы говорите — комментируемость)?
Ольга Молодан:
Цитируемость, я сказала.
Ива Аврорина:
Нет, вы сказали «комментарии».
Ольга Молодан:
Экспертные комментарии я имела в виду.
Ива Аврорина:
Каким образом это оценивается? Анализируются тексты?
Ольга Молодан:
Да, конечно. Когда СМИ подает заявку к нам в службу Яндекс.Новостей, сотрудники «Яндекса» смотрят и следят какое-то время за этим СМИ. Мы не включаем по первому зову источник в список.
Что касается авторитетности, то сюда включается оперативность, наполняемость сайта (мы смотрим, чтобы была обновляемость у ленты новостей), цитируемость (мы смотрим, насколько этот источник цитируют другие СМИ, насколько новость с этого источника способна разойтись). Есть еще ряд критериев.
Ива Аврорина:
Засекреченных?
Ольга Молодан:
Они засекречены, но какое-то представление о них точно есть. В разделе Яндекс.Новости «О сервисе». Там можно почитать о том, как стать партнерами. Каждый из этих критериев имеет вес, но не хочу, не могу и не буду раскрывать формулу, благодаря которой можно стать главным СМИ. Вы должны просто качественно работать. Если вы работаете качественно, вы совершенно точно будете попадать в эту новостную ленту.
Андрей:
Здравствуйте! Хотелось бы узнать, на каком основании внедряются новые решения в плане дизайна интерфейса сервисов Яндекса. Понятно, что, наверное, не Новосибирское отделение за это отвечает, но все же интересно узнать. Отвечает ли за это какой-то конкретный специалист или группа специалистов, используются ли фокус-группы, или тестирование проводится на пользователях? Учитывается ли мнение пользователей и куда по этому поводу обращаться, если, например, мне не нравится или неудобно какое-либо решение?
Ответ:
В «Яндексе» есть целый отдел дизайна, в котором работают десятки людей, у которого есть свой начальник. Это не закрытая информация. У нас есть арт-директор, его зовут Костя Горский. В этом отделе сосредоточена вся экспертиза по интерфейсам, по удобству использования сервисов и продуктов Яндекса. Именно здесь люди придумывают, как будет выглядеть та или иная страница. Именно здесь проводятся фокус-группы — это обязательное условие. Более того, мы часто используем подход, так называемое AB-тестирование, когда мы разным группам выдаем разный интерфейс либо разный функционал, чтобы проверить, что лучше работает, что больше нравится нашим пользователям. Есть подходы, когда мы перед каким-то большим запуском тестируем финальный вариант на части аудитории. Например, раскатываем страницу поисковой выдачи на 5–10 % аудитории. И смотрим обратную связь, статистику. У нас много аналитиков, которые работают вместе с дизайнерами, вместе с маркетологами, с продукт-менеджерами, — со всеми теми, кто создает продукт. Эти аналитики обрабатывают информацию о том, стало ли лучше, удобнее, как пользователь воспринял тот или иной продукт, какую-то новую функциональность. Мы очень серьезно, по-взрослому подходим к интерфейсам и вообще к функционалу наших продуктов.
Ольга Молодан:
При том что у нас есть такая сильная внутренняя служба, мы очень трепетно относимся и к мнению наших пользователей. В первую очередь им пользоваться, им должно быть удобно. Мы рады, когда люди пишут нам, и пишут негатив в том числе. Есть форма обратной связи на каждом нашем сервисе. Если у вас есть боль, пожалуйста, расскажите нам об этом. Именно на ваше мнение мы и ориентируемся.
Раз уж коснулись дизайна, в двух словах хотела бы сказать, что в этом году у нас в рамках наших образовательных проектов (у нас их очень много) появилась школа дизайна. Так же как и все остальные наши проекты, это бесплатный проект. Мы видим потенциал дизайна в России, поэтому хотим помогать ярким начинающим дизайнерам эту профессию постигать, становиться лучше, в том числе и с помощью нашего опыта и наших специалистов. Школа эта находится в Москве, но можно откликнуться, можно попробовать попасть в число тех студентов, которые получат знания в школе дизайна «Яндекса».
Сергей Бражник:
Первый набор школы дизайна был недавно выпущен с большим успехом. Всем очень понравилось. Вообще про образовательные инициативы «Яндекса» — у нас в компании культивируется некое понимание кармического долга перед индустрией насчет образования в целом. Это не обязательно образование дизайнеров. Это образование и проджект-менеджеров, и специалистов-разработчиков. У нас есть школа разработчиков интерфейсов, школа анализа данных, школа менеджеров Яндекса, также школа дизайна. Мы стараемся индустрии нести свои знания, рассказать свой опыт, поделиться. Надо заметить, что после этого люди расходятся по рынку. Понятно, что какая-то часть этих людей приходит в «Яндекс», но все-таки бóльшая часть их уходит на рынок. Мы считаем, что это правильно и так должно быть.
Ольга Молодан:
Кто, если не мы. Мы должны помогать.
Владимир М.:
Представлен ли Яндекс (как поисковик и новостной сервис) в других странах, кроме России, Украины, Белоруссии и Казахстана?
Ответ:
Мы представлены в Турции. Это большой проект Яндекса. Для нас это целый вызов. Мы пришли на рынок, где господствовал один игрок, его мы уже упоминали, на 100 %. Язык и культура этой страны совершенно разный по сравнению с нашим славянским набором.
Ива Аврорина:
Почему именно Турция в таком случае?
Сергей Бражник:
Именно поэтому.
Ива Аврорина:
Вам просто было интересно работать с тем, где так много несовпадений? Или потому что это популярное место у российских туристов?
Сергей Бражник:
Туризм здесь совершенно ни при чем. Тут 2 важных аспекта. Первое — рынок полностью покрыт Большим Братом.
Ива Аврорина:
Вы конкурента называете Большим Братом?
Ольга Молодан:
Сергей так называет.
Сергей Бражник:
Я его так называю.
При этом качество поиска, качество результатов именно в этой стране просто ниже плинтуса в тот момент, когда мы пришли туда.
Ива Аврорина:
Почему? «Гугл» одинаково работает на территории разных государств. Что значит качество поиска низкое?
Сергей Бражник:
Там совершенно другой язык. Второй аспект, почему мы туда пришли, — там язык абсолютно отличный от английского и от русского.
Ива Аврорина:
И сформулировать так свой запрос, чтобы это приводило к адекватному результату, у людей не получалось, вы это хотели сказать?
Сергей Бражник:
Люди не стараются соответствовать поисковому движку. Они и не должны. Они должны задавать запросы своим обычным естественным языком. А вот уже поисковая система должна соответствовать.
Ива Аврорина:
И их обычный язык не слышали и не считывали поисковики, да?
Сергей Бражник:
Да. Выдача была совершенно неправильная — это раз. А второе — качество локальных сервисов, которые были на тот момент в стране у нашего конкурента, тоже желало лучшего.
На данный момент у нас в Турции очень хорошее качество поиска, которое, по независимым оценкам, превосходит нашего конкурента.
Ива Аврорина:
А по пользователям какое соотношение сейчас в Турции у вас и у «Гугла»?
Ольга Молодан:
Конечно, мы уступаем «Гуглу», уступаем очень сильно. Но та динамика, которую мы показываем из года в год…
Ива Аврорина:
Сколько вы уже в Турции?
Сергей Бражник:
4 года.
Ольга Молодан:
Та динамика, которую мы показываем, те проценты, которые нам удается каждый год оторвать, очень ценны. Если двумя словами резюмировать то, что говорил Сергей, это потенциал. Мы чувствовали потенциал рынка. Нам удалось предложить не только поиск, но и локальные сервисы. Когда мы приходим в какую-нибудь страну, мы стараемся не просто сделать поиск, а дальше сами. У них есть «Карты», есть «Маркет», есть очень многие сервисы, к которым привыкли мы в России. Мы не задумываемся о том, что при запросах учитывается морфология и очень много всяких вещей. В Турции они получили все то же самое. Поэтому им нравится, что они получают ответы очень быстро, что они могут решить свои задачи очень быстро, прийдя в «Яндекс». Если совсем подвести черту под этим вопросом, то Украина, Казахстан, Белоруссия, Россия и Турция — это те страны, где мы представлены совершенно полноценно.
Ива Аврорина:
Каково соотношение пользователей «Яндекса» и «Гугла» в России, и в частности в Новосибирске?
Ольга Молодан:
Как и по всей России, у нас больше пользователей. Соотношение — порядка 55 % пользователей в Новосибирске предпочитают «Яндекс». Про «Гугл» точной цифры не скажу — это их цифра, им и озвучивать. Но совершенно точно мы являемся лидерами, и нам удается удерживать это. При этом мы относимся к «Гуглу» как к сильному конкуренту. И только в конкуренции этой мы можем дать пользователям больше, как на любом конкурентном рынке.
Василий Курбатов:
Сергей, здравствуйте!
Скажите пожалуйста, когда планируется выпустить обновление для Яндекс Навигатора на платформе Windows Phone? И если позволите, когда Яндекс догонит 2Гис в плане подробности карт?
С уважением, Василий
Ответ:
Василий, спасибо за вопрос, но я, к сожалению, не могу назвать точные данные, потому что мы не анонсируем выпуски обновлений до того, как они состоялись. Я могу вам честно сказать, что это будет скоро. Скорее всего, в этом году.
Насчет подробностей, аналогичных «ДубльГИСу»… Оля, ответь, пожалуйста.
Ольга Молодан:
Мы постоянно работаем над качеством наших карт. Если пользователи сравнят, то они становятся все более подробными. Более того, мы запустили этой весной Единые карты. И пользователи «Яндекс» знают, что есть такая вещь, как «Народные карты». Каждый пользователь может придти и отрисовать свой любимый район, свой любимый город или деревню. Он это делает на специальном приложении в Яндекс.Картах. После этого наши специалисты смотрят, подтверждают, сверяют с источниками открытыми, со снимками. После проверки тщательного того, что отрисовал народный картограф, эта информация попадает в общую карту. Тем самым мы видим, что все более подробными становятся карты. Как нам кажется, мы не уступаем 2ГИСу и стараемся с ними конкурировать. Понятно, что 2ГИС более привычен, более популярен в Новосибирске в первую очередь за счет того, что эта компания родилась и выросла в Новосибирске. Но при этом нам, конечно, важно, чтобы пользователям было удобно пользоваться «Картами» в том числе и в нашем родном городе. Мы будем становиться все лучше.
Если вы заметили какие-то ошибки, сообщайте о них, пожалуйста. Есть и в «Навигаторе», и в «Картах» прекрасная кнопочка «Сообщить об ошибке». Мы видим, что все больше народа оставляет обратную связь, и она учитывается. И приходите, конечно, в наши «Карты», рисуйте свои любимые районы, и пускай их увидят люди.
федор:
выскажу свое может субъективное мнение. раньше при поиске любого товара заходил на яндекс маркет и без проблем находил нужный. сейчас такое ощущение что количество предложений в маркете уменьшилось и приходится пользоваться другими источниками
Ива Аврорина:
Что случилось с Яндекс.Маркетом?
Ответ:
С Яндекс.Маркетом ничего не случилось. Он продолжает развиваться. Более того, у него продолжает появляться новый функционал. В частности летом в «Маркете» появилась доставка. Сейчас когда вы заказываете товары на Яндекс.Маркете, именно мы несем ответственность за то, чтобы товар был доставлен. Вы можете собрать несколько товаров из разных интернет-магазинов, они к вам придут единой посылкой. По субъективному восприятию отдельного пользователя говорить довольно сложно, но количество предложений, в том числе и в Новосибирске, растет. Растут и категории: появились детские товары, появилась одежда, поэтому те бренды, которые вы искали раньше в разных интернет-магазинах, можно сейчас прийти и выбрать, подобрать себе коллекцию осеннюю на «Маркете» и получить единой посылкой.