На субсидирование льготных автокредитов выделено 1,5 миллиарда бюджетных рублей. Соответствующее постановление правительства было опубликовано на днях. На деле банки приступили к их выдаче еще с начала апреля. А конкуренция за заемщиков привела к тому, что ставки по автокредитам стали даже ниже ипотечных.
Принятое властями решение о субсидировании ставок по автокредитам направлено на стимулирование спроса на автомобили и поддержку предприятий отечественного автомобилестроения. Всего на эти цели будет выделено 1,5 миллиарда рублей. Планируется, что с апреля по декабрь 2015 года в рамках программы будет продано 200 тысяч автомобилей, что обеспечит не менее 10% продаж на российском рынке новых легковых автомобилей в 2015 году.
«Из-за непростой ситуации, которая сложилась на автомобильном рынке, спрос на легковые машины упал, – высказался премьер-министр Дмитрий Медведев. – Нам необходимо из этой ситуации вырулить, поскольку она отражается негативно и на самих производствах, предприятиях, на рынке занятости и людях, которые хотели бы приобрести новые автомобили. Запуск обновлённой программы льготного автокредитования позволит, надеюсь, стабилизировать хотя бы частично спрос на автомобили, загрузить мощности заводов дополнительно на 200 тысяч автомобилей – это большая цифра. Таким образом, мы сможем помочь людям с покупкой личного автотранспорта и сохраним тысячи высокотехнологичных рабочих мест».
Несмотря на то, что постановление было подписано лишь во второй половине апреля, банки уже вовсю начали выдавать кредиты по данной программе. «С первого дня работы программы выдачу льготных автокредитов начали отделения банков, традиционно оформляющих примерно 80% всех кредитных продаж автомобилей в России», – рассказали в Минпромторге.
На сегодняшний день подтвердили свое участие в программе более 80 российских банков. В их числе как крупные российские, так и региональные кредитные организации. В частности, кредиты выдают ВТБ 24, Сетелем Банк («дочка» Сбербанка), ЮниКредит Банк, Русфинанс Банк, Фольксваген Банк РУС, Росбанк, Кредит Европа Банк, Уралсиб, Локо-Банк и другие.
По последним данным ведомства, с 1 по 12 апреля было заключено более трех тысяч договоров. Всего банки приняли более 26 тысяч заявок на приобретение автомобилей в кредит по льготной ставке, половина из них была одобрена.
Как показал опрос, проведенный нашим сайтом в апреле 2015 года, каждый девятый (11%) горожанин планирует купить новый автомобиль и считает программу льготного автокредитования нужной. 42% горожан сами не планируют ею воспользоваться, но полагают, что кому-то она окажется полезной. Каждый четвертый (26%) опрошенный уверен, что программа несвоевременная, так как кризис – не лучшее время брать кредиты. Еще 10% респондентов считают, что такая поддержка вовсе не нужна.
Напомним, программа льготного автокредитования распространяется на легковые и легкие коммерческие автомобили 2015 года выпуска, стоимостью до миллиона рублей и массой до 3,5 тонны. При внесении предоплаты в размере не менее 20% от стоимости машины ставка по кредиту будет снижена на субсидируемый государством процент в размере 2/3 ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора (сегодня – 14%). Срок кредита – до 36 месяцев. Модели автомобилей, размер ставки до скидки и прочие условия кредитного договора банки определяют самостоятельно.
Если в начале апреля средняя ставка по льготным автокредитам с учетом предоставляемой скидки составляла 12,32%, то к середине месяца она снизилась до 12,04%. Сегодня на рынке есть кредиты дешевле 10% годовых. В частности, ряд кредитных организаций анонсировали минимальную ставку по таким кредитам на уровне 9,57-9,7%. Это даже меньше, чем ставка по ипотеке с государственной поддержкой, которую ряд российских банков готовы выдавать под 10,5%.
«Конкуренция по данному виду программы между участниками рынка аналогичная классическим программам, то есть основные игроки поделят рынок в аналогичной пропорции по отношению классическим программам, – рассказал директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков. – В основном конкурентная борьба происходит на поле процентных ставок, в силу того, что условия госпрограммы для всех едины и игроки могут предложить лишь льготные процентные ставки, субсидированные по условиям Минпромторга».
Руководитель направления отдела развития программ кредитования физических лиц Связь-Банка Оксана Заварзина считает, что конкуренция в рамках госпрограммы есть, но не такая явная, как по базовым программам банков. «Минпромторг определил границы предельно максимальной возможной ставки по автокредиту без учета субсидии. Так что процент ставки у всех банков, участвующих в госпрограмме, будут примерно на одном уровне», – поясняет она.
Предполагается, что дешевыми автокредитами россияне смогут воспользоваться до конца этого года. Однако, по мнению некоторых экспертов, деньги могут закончиться раньше, а выделенной государством суммы хватит до конца третьего квартала 2015 года.