Мобильное приложение Wheely — международный конкурент фирм такси — начало работать в Новосибирске. Компания, принадлежащая сыну экс-губернатора Пермского края, договорилась с десятком новосибирских транспортных компаний о том, чтобы их водители приезжали по первому зову пользователей Wheely на новых представительских авто и не брали с клиентов ни копейки. Зачем новосибирцам придется внести данные своей банковской карты в еще одну базу данных, как работает «Вили» и сможет ли этот сервис составить конкуренцию новосибирским таксофирмам, узнал корреспондент НГС.БИЗНЕС.
В прошлую пятницу, 18 июля, у новосибирцев появилась возможность заказать автомобиль с водителем через специальное приложение для смартфонов Wheely. Владелец компании «Уилли-Сервис», сын бывшего пермского губернатора, житель Швейцарии Антон Чиркунов, подчеркивает в многочисленных интервью, что его клиенты не заказывают такси — они вызывают автомобиль с личным водителем. Аналогичную возможность «Вили» уже предоставляет жителям Лондона, Москвы, Петербурга, Самары, Перми и Казани.
«Во всем мире помимо привычных служб такси существуют компании-перевозчики, оказывающие услуги по краткосрочной аренде автомобилей, — объясняет директор по маркетингу Wheely Сергей Калюжный. — Мы помогаем таким компаниям рационально использовать их «флот», который раньше без дела простаивал большинство времени и открыть доступ обычным людям к комфортному передвижению на этих автомобилях на коротких расстояниях».
говорит Сергей Калюжный. — Поэтому мы целый месяц, до 18 августа, предлагаем любому желающему хоть каждый день совершать по 2 поездки в день. Если стоимость поездки меньше 500 руб., она будет полностью бесплатной, если больше 500 руб., то клиент заплатит только то, что сверх 500 руб.».
Чтобы воспользоваться сервисом, нужно установить приложение Wheely из Google Play, App Store или магазина Windows Phone, ввести адрес электронной почты, номер мобильного телефона и данные банковской карты. «Мы не храним данные карточек клиентов, они все хранятся в Альфа-Банке», — уверяет Калюжный, показывая письмо за подписью начальника отдела электронной коммерции банка. После регистрации в системе, в приложении можно вызвать водителя к точке на карте или конкретному адресу с указанием адреса места назначения или без такового. Также можно указать время подачи автомобиля и выбрать один из двух доступных тарифов: «Экспресс» (280 руб. за первые 20 минут, далее — 14 руб. в минуту) или VIP (1700 руб. за первый час, затем 29 руб. в минуту). В первом случае к вам приедет Toyota Camry, во втором — автомобиль представительского класса (скорее всего, Porsche Cayenne). «После завершения поездки водителю платить не нужно», — объясняют в Вили. Деньги спишутся с карты, а на адрес электронной почты придет чек с описанием поездки. По словам г-на Калюжного, сейчас его компания заключила договоры с 12 новосибирскими фирмами, названия которых он не раскрывает.
«Чтобы стать нашим партнером необходимо располагать подходящим автомобилем, быть профессиональным водителем, иметь статус индивидуального предпринимателя, пройти обучение и аккредитацию «Вили», — добавил Калюжный.
Корреспондент НГС.БИЗНЕС воспользовался сервисом Wheely во время обеденного перерыва. Система довольно быстро прислала SMS о том, что заказ принят, затем в приложении на карте появился значок движущегося в сторону пункта отправления автомобиля. Кроме того, на экране были указаны номер авто, его марка и имя водителя. Машина приехала на 15 минут раньше указанного системой времени. На улице ожидала новая черная «Камри». Машина не была идеально чистой снаружи — на черном фоне явно выделялись густые следы от высохших дождевых капель. Внутри было чисто. Водитель сидел на своем месте, дожидаясь пассажиров, затем признался, что журналисты — его первые клиенты за историю работы с «Вили», перезвонил кому-то, спросил, как заставить приложение на смартфоне работать, и тронулся с места.
«Сегодня мне позвонили, спросили, мол, хочешь поработать, я сказал, что хочу, — все равно машина стоит, так чего бы не попробовать», — объяснил водитель, добавив, что про специальный отбор, тестирование и инструктаж от «Вили» он ничего не слышал.
Владельцы транспортных компаний разделились в оценках перспектив успеха Wheely. «Я разговаривала с представителями этой компании — говорит менеджер компании «Авалон» Елена Корнеева. — Работать по заказу — значит, договор нужно заключать заранее. Бизнес такси контролируют одни органы [власти], работу по заказу — другие, отчетность разная, документооборот разный. В Новосибирске это не будет работать — Очень маленький город. Людям такого не надо. Мы пробовали — ну не идет». «Ребята молодцы, схема хорошая, наверняка найдутся и клиенты, и партнеры, но, например, нам эта схема не показалась выгодной, — считает руководитель компании «Авторитет Авто» Тимофей Иконников. — У нас минимальный заказ — 2–3 часа, и загрузка достаточно высокая, но те, у кого простаивают машины — а такие фирмы есть, — наверняка будут рады возможности сократить издержки».
«Нашими услугами в 90 % случаев пользуются корпоративные клиенты, — объясняет директор VIP такси «Персона» Дмитрий Горячев. — Частные лица — это 10 %, соответственно ставка на частных лиц ни коим образом не повлияет на распределение долей рынка». «Рынок такси в Новосибирске очень развит, здесь высокая конкуренция, но люди не готовы платить на 200 руб. дороже, чтобы 15 минут ехать в более дорогой машине», — соглашается с коллегой директор такси «Лидер» Вячеслав Шевченко. Он добавил, что
мобильное приложение Rutaxi, через которое можно вызвать машину без звонка диспетчера, обеспечивает 5–7 % всех заказов и без полноценной диспетчерской о захвате рынка также можно не мечтать.
Несмотря на низкую долю заказов через приложения, новосибирский рынок услуг такси уже давно привлек внимание компаний, позволяющих заказать машину со смартфона. Лидеры в области таких услуг — GetTaxi и Яндекс.Такси — конкретной даты выхода в Новосибирск они не называют, но признают, что заинтересованы в том, чтобы начать работать в сибирской столице. «Рост конкуренции — это всегда хорошо для рынка, — резюмирует Дмитрий Горячев из «Персоны». — Когда появляются игроки с международным опытом, от этого выигрывают и конкуренты, и потребители».
Кирилл Маковеев
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2)