Фонд «Общественное мнение» провел опрос среди россиян на тему использования услуг интернет-банкинга и мобильного банкинга. Выяснилось, что три четверти россиян не только не пользуются данными услугами, но и не знают об их существовании, пишет Firstnews.ru.
Как сказала на X Международном форуме института Адама Смита «Розничные банковские услуги в России» директор проекта «Человек и деньги» ФОМ Людмила Преснякова, опыт хотя бы единичного обращения к сервису интернет-банкинга имеют всего 13%, услугой мобильный банк хотя бы раз пользовалось 14% россиян.
При этом постоянными пользователями услуг интернет-банкинга является всего 5%, к услугам мобильного банка регулярно обращается всего 3%. Причин низкой востребованности услуг несколько.
«Во-первых, это связано с относительно слабым развитием и продвижением мобильных и онлайн-сервисов банков, а также со слабым развитием инфраструктуры в регионах», – пояснил Firstnews эксперт БКС Экспресс Богдан Зыков. Есть районы, где до сих пор не подведены необходимые коммуникации для сети Интернет.
Вторая причина – недоверие потенциальных пользователей удаленных услуг к новому формату работы и непонимание возможностей новых технологий. Третьим сдерживающим фактором является платность большинства удаленных банковских услуг.
Сдерживает развитие мобильного и интернет-банкинга и страх оказаться в сетях кибермошенников. Только в прошлом году в России из систем интернет-банкинга было похищено около $830 млн, в том числе $70 млн – со счетов физических лиц.
Впрочем, есть и положительная тенденция. По словам Людмилы Пресняковой, с сентября прошлого года доля клиентов, регулярно пользующихся интернет-банком, выросла в два раза. «Думаю, в ближайшие 2–3 года число пользователей мобильного и интернет-банкинга в России возрастет кратно», – прогнозирует Богдан Зыков. Стимулом в первую очередь станет развитие интернет-торговли и рост спроса на платные услуги.