В середине октября в торговом комплексе «Голден Парк» должен начать работать магазин сети «Ашан Сити». Французская сеть пришла в Новосибирск в самом конце 2007 года и за это время успела стать одним из ключевых игроков местного рынка, имея всего один объект в ТЦ «МЕГА». О том, чем новый магазин будет отличаться от уже работающего гипермаркета и как себя чувствует «Ашан» в Новосибирске, НГС.БИЗНЕС рассказал директор-коуч «Ашан Сити» Иван Мартинович.
Справка: Группа Auchan основана во Франции в 1961 году Жераром Мюлье. Управляет 537 гипермаркетами в 13 странах мира. Оборот в 2009 году составил 31,7 млрд евро. В России работает с 2002 года, сегодня открыто 23 гипермаркета и 13 магазинов «Ашан Сити». По данным рейтинга газеты «КоммерсантЪ» «Топ-50 российского ритейла», оборот компании в России в 2009 году составил 3,9 млрд долларов. «Ашан» считается одним из лидеров российского рынка по эффективности использования торговых площадей. По оценкам Retailer Magazine, оборот с квадратного метра (универсальный показатель эффективности) в российском «Ашане» в 2009 году составил 14,5 тыс. долларов в год (для сравнения: аналогичный показатель в «Ленте» — $7,4 тыс., METRO C&C — $8,2 тыс., у группы «Холидей» — $5,2 тыс.).
Чем будет отличаться «Ашан Cити» от работающего уже гипермаркета (ассортимент и цены)? Является ли этот формат чисто российским или он присутствует и в других странах?
Не хочется пока раскрывать все карты, но в «Ашан Cити. Голден Парк» будут представлены инновационные технологические решения, которых не было еще ни в одном подобном гипермаркете. Какие именно — можно будет увидеть на открытии. Главные же отличия «Ашан Cити» от классического гипермаркета «Ашан Новосибирск» заключаются, прежде всего, в разности форматов.
Во-вторых, «Ашан Cити» гораздо меньше по площади, чем классические магазины, от 3000 до 6000 кв. м. В-третьих, ассортиментная линейка в «Ашан Cити» уже, чем в классике, и основной упор в ассортименте сделан на продовольственные товары. Ну и, конечно же, оформление магазина отличается от привычного «Ашан». Цены же будут полностью соответствовать политике широкого дискаунта.
С чем связана почти годичная задержка открытия магазина (само здание ТЦ давно построено)?
Задержка была связана с согласованием документов между нами и арендодателем, но теперь все в порядке, и мы готовимся к открытию.
Каков предположительный ареал покупателей «Ашан Cити»? По вашим оценкам, насколько далеко могут поехать туда люди (учитывая удаленность самого этого района)?
Мы, прежде всего, нацелены на жителей близлежащих районов. «Родники», «Снегири» и «Юбилейный» — современные спальные районы, которые активно расширяются и отстраиваются. Мы надеемся, что «Ашан Cити» значительно сократит время, которое жители тратят на дорогу до магазина, и мы будем очень рады их видеть в качестве наших постоянных клиентов.
Изменилось ли потребительское поведение в этом году (по сравнению с прошедшим — кризисным)? Стали ли люди больше покупать более дорогих продуктов, увеличились ли продажи в целом?
Действительно, ситуация стабилизировалась. Люди стали чаще приходить в «Ашан», клиентов стало больше, но нельзя сказать, что покупательская корзина сильно увеличилась. Наши клиенты стали более внимательно относиться к тому, что они покупают, стали более экономными.
Какое место занимает новосибирский «Ашан» в российской сети компании? Как его показатели соотносятся с показателями, например, омского магазина?
За почти три года работы «Ашан Новосибирск» показал хорошие результаты. Ежегодно компания «Ашан» подводит итоги работы всех гипермаркетов «Ашан» в мире.
По результатам 2009 года «Ашан Новосибирск» занял первое место в мире (среди гипермаркетов площадью более 10 000 кв. м) по прогрессу товарооборота и количеству проданных товаров.
Мы считаем этот регион перспективным, поэтому и открываем еще один магазин.
Как «Ашан» борется с очередями?
Мы постоянно работаем над тем, чтобы сократить время ожидания наших покупателей в очередях. На сегодняшний день нами разработана специальная система работы кассовой зоны. Менеджерами заранее составляется расписание, в какие часы сколько касс должно работать. Здесь учитываются время суток, будний день или выходной, сезонность, праздничные дни.
Данные о загруженности касс менеджеры получают от самих хозяек касс, которые в течение всего рабочего времени постоянно указывают, сколько человек стоит в очереди.
Эта информация позволяет составить график работы наиболее правильно и распределить рабочую нагрузку персонала. К тому же помимо обычных касс во многих магазинах мы ввели систему касс быстрого обслуживания, которые позволяют клиентам с небольшим количеством покупок пройти как можно быстрее.
Как вы оцениваете опыт работы студентов в новосибирском магазине? Сколько могли получать эти сотрудники?
В «Ашан Новосибирск» студенты работают как в штате, так и в студенческом отряде. Если говорить про штатных сотрудников, то студенты ничем не отличаются от других. Мы рады, что к нам приходят молодые специалисты, и стараемся поддерживать их. Со студенческим отрядом мы активно сотрудничаем, ведь мы таким образом получаем помощь в те периоды, когда клиентов очень много, а студенты — практический опыт работы. Многие из них потом приходят на постоянный контракт.
Отслеживаете ли вы цены конкурентов, и если да, то приходится ли магазину менять ценовую политику (если можно назовите пару примеров товаров, цена на которые была опущена таким образом)?
Да, мы отслеживаем цены конкурентов, и в некоторых случаях нам приходится менять ценовую политику. Но здесь нужно быть очень осторожным. Иногда наши конкуренты могут применять метод компенсированной маржи, либо делая наценку очень низкой, либо торгуя в минус на одни виды товаров и увеличивая маржу на другие товары. Наша политика предполагает низкую наценку на все товары ассортимента, таким образом, покупатель может на те же средства приобрести больше товаров.
Стас Соколов
Фото автора