В Новосибирске 27 ноября открылся форум-выставка китайской техники и автомобилей. В «Экспоцентре» на три дня собрались представители десятков компаний поставщиков, китайские делегации и новосибирские власти. Но масштабное по задумке мероприятие практически не собрало посетителей, во всяком случае, в первый день. Корреспонденты НГС побывали на «Глобал Сиб Китай Экспо» (0+), узнали, какие бренды там показывали, кто доставляет китайские автомобили в Сибирь и с какими проблемами сталкиваются дилеры.
В большом зале «Экспоцентра» выставили легковые автомобили, тягачи, спецтехнику и даже мотоциклы. Также на выставке собрались компании, которые продают китайское автомобильное масло, автозапчасти и занимаются лизингом. Выставка китайской техники, кажется, четко попадает в интерес публики. Хотя и утром в день открытия людей совсем немного. Зал выглядит полупустым.
Участники делают фото со спецтехникой, садятся внутрь салонов автомобилей и что-то тихо обсуждают. «Наверное, заключают сделки», — подумалось мне. На входе посетителей встречает девушка и предлагает игристое.
Вообще, все собрались здесь, если верить официальной цели мероприятия, чтобы укрепить партнерство России и КНР. Организаторы форума хотят создать платформу, где бизнес обеих стран сможет встретиться, обменяться идеями, ресурсами и опытом.
«У всего рынка стагнация и падение»
Китайские легковые автомобили давно вошли в нашу жизнь, и если раньше путались в десятках неизвестных марок, то теперь легко узнаем (и даже читаем) многие из них. К примеру, в самом центре зала был гордо выставлен новый Tank 700. Эту новинку блогеры называют заменой «Геликов». Стоит «китаец» на официальном сайте больше 8 миллионов рублей.
Привлекает внимание китайская Toyota bZ3. Да, это та самая «Тойота», но собранная в Китае, а не в Японии. Это полностью электрический автомобиль, заряда у него хватит на 500 километров в мягком климате, в Сибири — на 400–450 километров. Стоит автомобиль 3,2 миллиона.
— Здесь сохранилось тойотовское качество, надежность, безупречность по ходовым характеристикам. По сути, это уже проверенная годами Toyota, — рассказывает представитель компании «Абсолют авто», которая продает эти машины в Новосибирске.
Компания также показала автомобиль Polar Stone 01, который стоит больше 8 миллионов рублей. Даже в багажнике у него есть печка.
— Это для любителей активного отдыха. Его можно дополнить палатками. А в багажнике есть столик и отдел, где можно сделать кипяток. Эту машину покупают и любят те, кто ее попробовал, — отмечает представитель автопоставщика
Новосибирская компания «Альбион Моторс», также приехавшая на форум, как официальный дилер продает одни из самых популярных китайских брендов в России — Exeed. Также они представляют бренд Dongfang.
Генеральный директор «Альбион Моторс» Елена Марисина объясняет, что сейчас китайские автомобили попадают в Россию двумя путями: «параллельным» импортом и через официальное дилерство.
На выставке компания представила пикап от Dongfang, флагман Exeed — VX и самую популярную машину этой марки RX.
— Сейчас у всего рынка стагнация и падение. В 2023 году было лучше. Из-за экономических особенностей и ключевой ставки идет падение продаж, — отмечает Елена Марисина.
Она добавила, что вопрос падения рынка автомобилей не про «„китайцев“ или не „китайцев“», а именно про покупательскую способность жителей.
«Доставляем технику на разрезы»
Из крупной техники на выставку привезли в основном тягачи, спецтехнику и автобусы. Среди китайских марок есть как давние обитатели российских дорог вроде Shaсman, так и новички на российском рынке. К примеру, это спецтехника LiuGong.
У самого входа в зал стоят автобусы Yutong и желтый тягач Shacman. Эти два бренда в Россию уже 17 лет привозит новосибирская компания «Интерлайн».
— Мы занимаемся поставками напрямую от завода-производителя и также продажей запчастей. Shacman — это ведущая торговая марка по объему продаж и в Китае, и в России сейчас. Мы доставляем технику на разрезы. А все автобусы Yutong, которые вы видите в Сибири, привозим тоже мы, — рассказала сотрудница у стенда.
Как отмечает представительница компании, в последние два года продажи у компании растут. Китайская техника закрывает потребность промышленных компаний в грузовиках, так как на российские марки очередь доходит до года.
«Боятся вторичных санкций из США»
Неожиданно на выставке оказались мотоциклы. Сюда привезли два китайских бренда: Kovi и Gaokin. Дмитрий Андрианов, представитель брендов, объясняет, что у них разная философия. Kovi больше про спорт, а Gaokin — про городской стиль. Впрочем, широкому кругу ни марки, ни изделия ни о чём не говорят.
— Особенность Gaokin в том, что этот завод мотоциклы выпускает как хобби, наверное. Основной их бизнес — выпуск двигателей для спецтехники Caterpillar, Cummins и судовые двигатели, — рассказал Дмитрий Андрианов.
Эти мотоциклы доставляют в Сибирь уже полтора года. И если в начале дела шли хорошо, то в этом году всё пошло на спад. За год представители бренда продали всего 600 мотоциклов, хотя план был — 1000.
— Это из-за санкций происходит. Китай не вводит санкции, но из-за американских санкций китайские банки боятся работать с Россией. Они боятся переводить деньги из России до ключевого клиента, то есть до нашего партнера. Боятся вторичных санкций США, — объясняет Дмитрий Андрианов.
При этом, по словам Андрианова, пересадить российских мотоциклистов на китайские бренды не так сложно. Незнакомые мотоциклы состоят из привычных комплектующих. Тормоз, например, там такой же, как в европейских и японских моделях. При этом с китайскими мотоциклами в России сейчас проще в плане запчастей, так как есть возможность их доставлять.
Что еще почитать по теме?
Элитная Белоруссия и новые «китайцы»: как изменились цены на бытовую технику и что сегодня продают в магазинах.
«Проиграли конкуренцию китайцам». Автоэксперты — о возвращении в Россию корейских и японских машин.
Послать на три буквы. Тестируем впечатляющий кроссовер VGV, который стоит как Lada Vesta.