![Показываем 110-летний лимузин «Руссо-Балт» за 100 миллионов — на таком ездил царь «Руссо-Балт Лимузин» образца 1912 года | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/8d/9c/a98d9c908bfc58bd6b4850cfb57e70b8/656x492_1:5593_b41ff976ec77fd1f2774e2ad45c27594@3000x2250_0xsG9myT0e_9561192748662200331.jpg.webp)
В новосибирском музее «Галерея времени» провели очередной этап многолетнего воссоздания редчайшей модели «Руссо-Балт Лимузин» — все эти машины полностью утрачены, и сейчас возможно только восстановление по чертежам. Реставраторы вручную изготовили блок двигателя и коленвал из 160-килограмовой болванки — подробнее об этой марке и процессе воссоздания у авторедактора НГС Дмитрия Косенко.
![Почти все машины были утрачены | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/fc/70/b9fc70308bf5984a01dfcc24cdc9c8a5/656x492_1:5593_99474cae072840f20bca9c6958d78910@3000x2250_0xVIyUv9vb_6895979422840193460.jpg.webp)
«Руссо-Балт» — это одна из первых отечественных марок автомобилей, производство было налажено в Риге в 1909 году на Русско-Балтийском вагонном заводе. Марка эта легендарная и сейчас высоко ценится — частично сохранился только один автомобиль (он находится в Политехническом музее в Москве), остальные были утрачены в лихие времена Первой мировой и революции. В рижском музее находится еще пожарный автомобиль «Руссо-Балт», но он собран из небольшого количества остатков оригинала, другие детали уже не оригинальные.
![Похоже на карету, да? | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/d9/5d/1ed95d0167d7e8aaf2e5df0208e21d56/656x492_1:5593_9f5ff79ac2f040984de9d241e60cf4d8@3000x2250_0xaZWAoGFT_3941380848476907657.jpg.webp)
— Кузова на этих машинах деревянные, так как это первые машины, до них были только кареты, и здесь используется полностью каретное изготовление кузова. У машин был маленький ресурс, и так как в стране не было мастерских по большому счету, эти все авто были утрачены. Чертежи пропали, оказались в 12 разных источниках, мы покупали в 12 источниках. На сегодняшний день, как мы понимаем, у нас самая большая коллекция чертежей Русско-Балтийского завода, на все модели, — рассказывает Владимир Курдюмов, руководитель музея.
![Моделька автомобиля | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/61/1f/a4611ff2aae1af45bc1e6dba7a77f120/656x492_1:5593_16972a388799229ff8961bf7a61d900d@3000x2250_0xL56biMhs_9647067116139550950.jpg.webp)
Первая модель, которую начали воссоздавать в новосибирском музее — это флагманский лимузин С-24-30НР образца 1912 года. Такой оснащался 4,5-литровым двигателем, имел мощность 30 л. с. и разгонялся до 75 км/ч. Машинами «Руссо-Балт» пользовались царь и члены его семьи.
![Машина была в царском гараже | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/0b/dd/d30bdd89b58b2d1cf66dbe9a859003ab/656x492_1:5593_741126869de0fa808d6ded024ebf4e1c@3000x2250_0xAKlzb3DB_5444641132028553623.jpg.webp)
— Это самая дорогая машина из всей линейки, эта машина была у родного брата Николая II, великого князя, и находилась в царском гараже. Именно в таком цвете она была одна и исчезла никто не знает куда.
![Красный диск — это покрашенное дерево | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/03/b2/6a/03b26a3527c24aa84f8034e6779808e5/656x492_1:5593_b5fd55c315dee65f5a76eb5720283657@3000x2250_0xKGABoaP4_5712647728116363475.jpg.webp)
Колеса на этом автомобиле тоже деревянные — это еще наследие каретного производства, — а шины уже пневматические, с камерами.
![Открываешь и поджигаешь | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/8a/4f/3b/8a4f3beb11da7a00c7bdb8e53000ec32/656x492_1:5593_b5902d3c0729bb8c45f2ccde86e19b78@3000x2250_0xCXjPiSam_9213684341167357648.jpg.webp)
Это сохранившиеся оригинальные газовые фонари, которым более 100 лет. Как они работали — вода через дозиметр капала на карбид (кто помнит карбид из детства?), образовывался газ. Водитель открывал створку фонаря и спичкой поджигал струю из форсунки.
![Фонарь можно снять за ручку сверху | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/14/1b/15/141b15a0642bceb72debb167486c8efc/656x492_1:5593_52e5e3f158ea5b7e9016db11964b8aac@3000x2250_0xR9SBbyV5_6539133824923868034.jpg.webp)
Фонари шли как опция и были съемными — можно было их снять и что-то где-то подсветить.
![Сине-зеленая эмблема завода | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/7c/e0/1e/7ce01e12bea16a7cf41d09379cafff19/656x492_1:5593_f8d3a7a73fec07c83479938a93be06ec@3000x2250_0xRtBEH7RB_7138771803613940726.jpg.webp)
Фирменная эмблема «Руссо-Балта» — город Рига, вагонный завод, отдел автомобилей.
![Символ Российской империи | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/41/c6/4f/41c64fa2fc6ea851c0b3385d779d4a84/656x492_1:5593_f303b78f4f0a3f326e5c5d3562b8743f@3000x2250_0xHDhxeWGS_7264239794366714282.jpg.webp)
Статуэтка на пробке радиатора не хуже, чем у «Роллс-Ройса» — двуглавый орел с короной Российской империи.
![Руль справа, как у «япошек» | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/21/af/1b21aff5b8ed23185ff9796c2a23af91/656x492_1:5593_cd6a8e7e5f6924cde77f9bc198ce164c@3000x2250_0x8LVdvo5h_3499772584178358995.jpg.webp)
Руль в те годы делали справа — водителю нужно было контролировать правую обочину, чтобы не скатиться в кювет. Так что это — «праворулька».
![Отделка потолка | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/17/94/4b17948d0f92c206b44315caf54bc951/656x492_1:5593_915977acf912bb43f7bf9e030d3b9f93@3000x2250_0xZBM6t6nc_6418838726799033849.jpg.webp)
Воссоздать такой автомобиль — это вам не просто отреставрировать какой-нибудь неплохо сохранившийся «Москвич». Тут же все делается с нуля.
![Блок двигателя, 20-я отливка | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/7e/b9/3f7eb95a6eb72d75c22696355695b0d6/656x492_1:5593_9eaff26ee50ea030244f7dab5b5e1bdb@3000x2250_0x9DIlxIsy_2612302229624217197.jpg.webp)
— Почему долго идет реставрация — по двум причинам. Практически процентов 70 запчастей, которые делаются через отливку. То есть нужно литейное производство, у нас в Новосибирске довольно-таки тяжело с этим. Вот мы нашли несколько литейщиков, которые с нами работают. Но, например, отлить блок двигателя — на один блок у нас ушло два года. 19 раз отливали, получался брак. И только на двадцатый раз получилось.
![Коленвал точился вручную | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/79/af/52/79af52fc9cac2a5c1a8120a00ecd35ed/656x492_1:5593_058dd076d1b11465792cee468a494aee@3000x2250_0xyXUmdAi6_6991557252052960492.jpg.webp)
— Коленвал мы изготавливали полтора года, потому что первую болванку, когда начали обрабатывать, ее запороли. Болванка на 160 килограмм, и из нее вот это точится.
![Пневматические шины из Англии | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/41/e1/2b41e129114413724888c7378af40622/656x492_1:5593_a8a9d292a3fff1d136866a99c4b112d5@3000x2250_0xJWjT3XYE_5897400058543507844.jpg.webp)
— Резину мы заказали в Англии. Мы им прислали чертежи, они нам ее сделали. Например, вот про колеса деревянные, технология их изготовления давным-давно утрачена. Именно деревянных. Мы изучили все возможные варианты изготовления колес, которые существуют, потом пробовали несколько раз сделать, тоже полгода где-то у нас ушло.
![Используется только ценное дерево | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/14/3a/50/143a507f2c3847eaeb673bf10d552865/656x492_1:5593_d8912572c280e139f1e6361995020ec2@3000x2250_0xPhs6020J_8808070449939872085.jpg.webp)
— Все вот эти материалы, которые используются — это дуб, ясень и бук. То есть это не сосна, это не береза, а ценные породы, определенной сухости. Мы их заказывали, нам их сушили, привозили, и мы здесь изготавливали. Очень много деталей, которые гнутые, для этого нам пришлось найти и купить парогенератор. В парогенераторе доска сначала вылеживается приблизительно сутки, потом ее достают и в специальном шаблоне ее загибают и оставляют. Как только она высохнет, после этого она эту форму оставляет за собой.
![Заводская табличка | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/dd/b6/2bddb68130dda53e7d30b7b5cecdf85e/656x492_1:5593_f940a3dc2d443b44e40ca4f9afd9109e@3000x2250_0x9PBq8C1F_6462897402274733925.jpg.webp)
— Раму гнули из железного листа. Технологии уже мы отработали на этой машине, и теперь работа быстрее идет, быстрее будут делаться другие модели.
![Моделька зеленого кабриолета | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/77/cc/5b77cc46e20675eff920b4c81deeafbf/656x492_1:5593_ee21a1ef41c46c3be979181417dd270a@3000x2250_0xgqjlgdka_5151277172696468208.jpg.webp)
Да, в планах музея окончить не только красный лимузин, но и воссоздать другие модели, следующим будет такой вот зеленый кабриолет. Конечно, это кропотливая, ручная, финансово затратная работа, и музей сейчас ищет соинвесторов, которые готовы были бы помочь ускорить воссоздание автомобилей. На коллекционном рынке такие авто могут стоить более 100 миллионов рублей.
Почитайте еще, как представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, — показываем экземпляр 1970 года.