![Служил в НКВД: смотрим на 77-летний «Харлей-Дэвидсон» — на нём ездили чекисты, и он до сих пор на ходу Harley Davidson WLA-42 | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/af/d9/2dafd92f2fcab4a85710616a363aaa3b/656x438_1:5593_53257f68fe9415daa7820972dfa08147@3000x2000_0xuJfUoUtU_1078405903363372003.jpg.webp)
На НГС мы часто рассказываем о необычных автомобилях новосибирцев, а сегодня у нас редкий мотоцикл Harley-Davidson 1943 года выпуска. Этот экземпляр прошел большой путь — был поставлен в СССР по ленд-лизу, служил в органах НКВД и наконец был приобретен новосибирцем Александром Тэттером. Как говорит владелец, сегодня это один из немногих военных «Харлеев» в оригинальном состоянии и на ходу. Подробности в материале Дмитрия Косенко.
![Двигатель двухцилиндровый четырехтактный нижнеклапанный V-образный | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/ab/49/d8ab49a694d7fc6e0bf3858c8b75671c/656x438_1:5593_22f8dcb7f47838f0e2649d6a3a0b3d13@3000x2000_0x9rNJGhqV_4507191449196509342.jpg.webp)
Это Harley Davidson WLA-42, выпущенный в 1943 году. Он и его нынешний владелец встретились случайно — Александр всегда увлекался мототехникой и историей, а тут подвернулся такой интересный экземпляр.
![Объем двигателя — 738 см3 | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/01/85/6c0185445938fc20f29bf26eaa27b3bf/656x438_1:5593_342a525c7e279d4f9ddb36bdcb265754@3000x2000_0xh42aKaRj_6838182369905881488.jpg.webp)
— Поехали с товарищем в Омск, и, когда приехали, выяснилось, что там у мужчины есть мотоцикл, который он купил. Ну как-то вот загорелось, это же история, у любого мотоциклиста спросите, что такое «Харлей». У меня желание и дрожь в коленках совпали именно с моими возможностями. В юношестве у меня были «Планета-3», «Иж-Планета-Спорт», «Восход».
![Мощность — 23,5 л. с. | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/3f/6e/1b3f6e114916b11b80108846c0b3e986/656x438_1:5593_b6e9e5f348d32e88fce11989708a09d2@3000x2000_0xDTJc6WhC_5281188830571156261.jpg.webp)
Мотоцикл был в оригинальном состоянии, в хорошей сохранности, но не на ходу. «Харлей» числился за органами НКВД, поэтому и дошел до наших дней в целом виде.
![Масса — 220 кг | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/25/90/75/259075622ff00dbec2f84fdb7d0e5a88/656x438_1:5593_9be103b1405ef49821b23763890eaa01@3000x2000_0xStAu30oi_4701597292028593195.jpg.webp)
— Сохранился за счёт того, что был поставлен не в действующую армию, а оперуполномоченным НКВД по Омской области, с запасным двигателем. Был списан. Затем поставлен частным лицом на учёт в ГАИ в Омске.
![Колесная база — 1460 мм | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/45/81/c3/4581c3d27a15da5ff96d784e8552e6f0/656x438_1_8f54c3013ca315438074112719fa192f@3000x2000_0xYXF3ESYD_2520225065243592606.jpg.webp)
Александр вместе со специалистом по ремонту мототехники Игорем Осетровым решил обязательно оживить «Харлей».
![3-ступенчатая коробка передач | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/02/0e/84/020e84bd0ea362b1e27b4ed447d338d0/656x438_1:5593_caa65292486bd1bcf5077f7f8c43163d@3000x2000_0xjrsDSUP5_5679844661614216575.jpg.webp)
— Хотелось его именно завести, чтобы это не просто была оболочка какая-то. Хотелось, чтобы он постоянно был в рабочем состоянии, поддерживать его. Он, естественно, не заводился, но Игорь Осетров сказал: «Александр, не переживай, мы его восстановим». Катушка сгнила, нужно было перемотать катушку, куча всяких моментов, мелочи.
![Объем бака — 14 литров | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/5a/d2/a25ad20ae4a6a65cda081e8b19e2a050/656x438_1:5593_923dcf3f4c2955aa564bcee70bdabc39@3000x2000_0xHxS5PxXd_6062839583920280436.jpg.webp)
Основные ремонтные работы были связаны с поршневой группой и зажиганием, два года ушло на восстановление «Харлея». Пользовались подручными запчастями, подбирали детали по образцам.
![Детали подбирали по образцам | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/f6/5a/fa/f65afa9c105b8e4992d0a32e3dc20f7e/656x438_1:5593_2c7e7b507163cb75994bfec290fa5f95@3000x2000_0xfFGiHTmr_6471760954211048542.jpg.webp)
— Такого не было, чтобы мы заказывали где-то там на «Ебей» оригинальные запчасти. Какие-то запчасти находились здесь. Была проблема с кольцами, с поршневой группой, с зажиганием. Если мы берем, допустим, кольца, этих колец уже именно оригинальных не было, но нашлись один в один такие же кольца, такого же размера.
![Получился мотоцикл, который может ездить и выглядит так же, как и почти 80 лет назад. Все его элементы и узлы: рама, крылья, сиденье, руль, спидометр, бензобак — всё оригинальное, без замен на реплики | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/b1/9f/8bb19f5f86dd3570ff8cb236d9895912/656x438_1:5593_aa52e303e8fae98fb114e979eb7b532c@3000x2000_0xzSNm0XCp_0811673913245194189.jpg.webp)
![Все внешние элементы оригинальные | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/56/e4/21/56e42148b84c49cdb22f49fd9de3f3b0/656x438_1:5593_104d1e05e16a8459a1779447d161bb04@3000x2000_0xbkaXxKfl_2032393355395931536.jpg.webp)
— Все, что на нем сейчас есть, внешняя оболочка, она как была целая, так и осталась, даже ничего не покорябано.
![В музеях есть подобные мотоциклы, но они не на ходу | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/25/a0/ba/25a0bae2f3854f5094627ade040b1832/656x438_1:5593_3b9de73b0b27d6063cb8ef6790373942@3000x2000_0x6C5vT0aR_8081634051535210881.jpg.webp)
— Такой оригинальный вид, начиная с подножки и кончая фарами, — ну их нету в России. Я смотрел, их продают, но кто-то берет седло перетянет новой кожей — это уже не то, уже новодел. Какие-то пружинки меняют, глушитель меняют, вилку меняют, ручки, фары — ну внешний вид отличается. Я не встречал в России, чтобы мотоцикл ездил и был в оригинальных запчастях. В музеях они есть, внешний вид один в один, но они не заводятся, то есть это оболочка пустая.
![Были предложения о продаже за $ 10 тысяч | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/ad/dd/9faddd049884cd02b2cf947fa5b942cc/656x438_1:5593_b2b233e356f05a84d71d86a447efb1c6@3000x2000_0xi0eKvxRA_6831250941948410577.jpg.webp)
— Были предложения продать за $ 10 тысяч. Средняя мировая цена на такие мотоциклы от $ 15 до 25 тысяч в зависимости от комплектности.
![Владелец мечтает, чтобы его раритет находился в какой-то экспозиции, чтобы его видели люди, знакомились с историей | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/64/06/d86406c8db12674098c547526ce8fb27/656x438_1:5593_00e2c8de6fccbf2c5ef50357d8cd225b@3000x2000_0xmTdTW0Xc_8727207871781040697.jpg.webp)
![«Харлей» является частью военной истории | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/b2/a8/f4b2a887999a80a1f1dc76346b715268/656x438_1:5593_4f44e5d08ddecbe2744b0b4b15c88920@3000x2000_0x4LB6BYbr_5894901417202244484.jpg.webp)
— Есть такие мысли, что если бы он стоял не где-то там в загашниках, а чтобы люди смотрели, понимали, что к чему. Это должен быть какой-то музей, с высокой посещаемостью. Это правда история, не было бы ленд-лиза, много бы чего не было. И у того военного поколения этот «Харлей» ассоциируется, естественно, с войной.
На каких еще машинах ездят читатели НГС
Антон приделал на свой Suzuki Carry ковш для расчистки снега и теперь не зависит от дорожников.
Никита ездит на «Мерседесе» 1985 года выпуска, он рассказал, сколько тратит на ремонт. Смотрите на крепкого «немца» здесь.
Мирон Медведев владеет электрокаром Nissan LEAF и экономит на бензине по 10 тысяч рублей в месяц. Обзор машины можно увидеть здесь.
Виктор Бубенщиков за 15 тысяч купил 21-ю «Волгу» 1965 года и ездит на ней на работу. Посмотрите, как круто выглядит его машина.
Новосибирец Семён владеет лимузином, который снимался в «Улицах разбитых фонарей». Теперь ретроавто катает невест за 2000 рублей в час — почитать про него можно тут.
А Евгений Буцкий каждый день ездит на 34-летнем Toyota Crown — смотрим на отличный Toyota Crown 1985 года выпуска.