
Жители Новосибирска чаще стали выбирать для передвижения троллейбусы
Новосибирцы с появлением новых троллейбусов «Горожанин» стали чаще предпочитать электротранспорт городским автобусам. Это обострило и без того давние сложные отношения между водителями этих двух видов транспорта. На какие уловки идут и те, и другие ради прибыли, почему водители автобусов чувствуют себя более ущемленными и что говорят о ситуации в мэрии Новосибирска, региональном ГАИ, а также эксперты — в материале НГС.
«Раньше ходили гробы на колесиках»
Жители Новосибирска стали чаще ездить на троллейбусах — по данным мэрии аж на 3% в 2024 году по сравнению с 2023-м. В пресс-центре мэрии отмечают, что увеличение объема перевозок напрямую связано с покупкой новых троллейбусов с автономным ходом. Власти напомнили, что с 2022 по 2024 год Новосибирск получил 258 единиц этого транспорта. В итоге жители пересели с автобусов на электротранспорт.
— Раньше ходили гробы на колесиках, сейчас — новые, чистые, внутри красиво и тепло. И не стоят, как автобусы, по 20 минут на площади Маркса или площади Калинина. Я даже если сажусь в автобус, а следом подъезжает троллейбус, следующий по аналогичному маршруту, выбегаю и пересаживаюсь. Тем более, троллейбусы сейчас ходят вполне себе регулярно. А в автобусах, пока они стоят у метро, можно умереть, — отметила читательница НГС Наталья.

По мнению некоторых новосибирцев, в городских автобусах они не всегда чувствуют себя безопасно
Новосибирец Дмитрий из плюсов пользования электротранспортом назвал более аккуратную езду водителей. По мнению мужчины, водители автобусов чаще ездят на высокой скорости и любят резко тормозить в пробках или перед светофором.
Что говорит статистика
В департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска корреспонденту НГС сообщили, что в городе сейчас работает 14 троллейбусных маршрутов из 247 единиц подвижного состава и 743 автобуса на 59 маршрутах по регулируемому тарифу.
По итогам 2024 года троллейбусы перевезли 53,6 миллиона пассажиров, автобусы — 97,8 миллиона пассажиров. Таким образом, в 2024 году в среднем один троллейбус перевез 217 тысяч пассажиров, один автобус — 131,6 тысячи пассажиров.

В прошлом году в ДТП с участием общественного транспорта Новосибирска погибли 12 человек
В ГАИ Новосибирска НГС уточнили, что всего с начала 2025 года в городе произошло 12 ДТП с участием общественного транспорта. В них пострадали 14 человек. 9 ДТП из 12 произошли с участием автобусов, в которых получили травмы 10 человек. Троллейбусы за прошедшие дни 2025 года стали участниками аварий четыре раза, в них пострадали четыре человека. При этом в тот же период 2024 года статистика была хуже — 17 ДТП, в которых погибли 2 человека и пострадали 28.
В 2024 году произошло 133 ДТП с участием общественного транспорта, в которых пострадали 170 человек, а 12 человек погибли. Из них в 81 аварии участвовали автобусы. Происшествия с автобусами унесли жизни 10 человек, 105 человек пострадали. 20 аварий случились на дорогах Новосибирска за прошлый год с участием троллейбусов, в которых 28 человек пострадали, а трое — погибли. При этом, в ГАИ Новосибирска НГС не смогли пояснить, сколько раз водителей троллейбусов и автобусов штрафовали за превышение скорости и прочие нарушения на дорогах.
«Калымят все»
Водитель троллейбуса № 4 Амир (имя изменено по его просьбе) признался: он регулярно попадает в неприятности по вине водителей автобусов, курсирующих по смежным маршрутам. Нередко, по словам мужчины, случаются ссоры на дорогах.
— Например, на Сибиряков-Гвардейцев постоянно подрезают, «рога» (штанги) из-за них слетают с троллеи прямо у перекрестков — приходится лезть, поправлять, а это время. Бывает, выходим, ругаемся, даже толкаемся, — признался НГС мужчина.
Алексей, водитель автобуса, курсирующего на одном из муниципальных рейсов Новосибирска отметил, что конкуренция между водителями троллейбусов, муниципальных и коммерческих автобусов была всегда преимущественно из-за выручки, а в последнее время только усугубилась.
По мнению Александра, виноваты бывают и водители «рогатого» транспорта, но у водителей автобусов возможностей маневров для этого все же больше. При этом конфликты случаются и между водителями троллейбусов и автобусов, и между водителями коммерческого и муниципального транспорта.

Водители и автобусов, и троллейбусов нередко калымят
— Калымят все. Коммерсанты даже с нами гоняются, с водителями муниципальных автобусов. Я их пропускаю, а они все летят вперед. По Красному проспекту носятся, чтобы побыстрее встать на конечной в очередь, — замечает наш собеседник.
Мужчина добавил: интервалы у новых троллейбусов стали небольшие (примерно 10 минут), поэтому водители коммерческих автобусов на конечных остановках выжидают дольше, чтобы собрать больше пассажиров. В свою очередь троллейбусы забирают какую-то часть пассажиров в пути, которую накопили автобусы, ожидая на конечных и простаивая на крупных транспортных узлах.
Из-за этого, объясняет Алексей, на дорогах и те, и другие водители устраивают гонки. Плюс ко всему, отмечает водитель, в последнее время часто на троллейбусных маршрутах работают иностранцы, которые «дерутся за каждую копеечку. Соперничество, замечает Алексей, обострилось также с появлением новых троллейбусов.

По мнению водителя автобуса, троллейбусы предпочитают, в том числе, из-за возможности проехать бесплатно
— Например, с автобусного маршрута № 60, который на площади Маркса отстаивается, стали уходить водители. Троллейбусы всех пассажиров забирают, потому что они не стоят по 20 минут — люди сели и дальше поехали. Зачем сидеть 20 минут в автобусе и ждать, когда можно спокойно ехать? Тем более, там комфортно, тепло и чисто, — рассуждает водитель автобуса.
Также мужчина отмечает, что многие выбирают для проезда новые троллейбусы из-за возможности проезжать в них «зайцем» благодаря онлайн-оплате. По мнению водителя, 50% пассажиропотока, особенно в часы-пик, пользуются такой уловкой, чего нельзя сделать в автобусе, где есть кондуктор.
«Рыба гниет с головы»
Член общественной палаты Новосибирской области Михаил Большов в разговоре с корреспондентом НГС отметил, что проблема конкуренции среди водителей троллейбусов и автобусов существует давно, а водители в погоне за пассажирами включаются в так называемую игру — им уже не столь важно довезти аккуратно пассажиров, как собрать побольше денег.
При этом, напомнил собеседник, частные автобусы ездят на солярке или газу, и у них гонка за прибылью объясняется этим. Водители троллейбусов ездят на муниципальном контракте и получают деньги независимо от того, сколько они пассажиров перевезут, однако ведут себя также.
— По всем законам природы они должны соблюдать ПДД и спокойно ездить по графику, но водители увлекаются тем, что начинают соревнования — кто больше, кто быстрее. Это проблема руководителей тех предприятий, которые не проводят с коллективом должную работу, не устраивают ликбезы по правилам перевозки. Проблема существует вплоть до департаментов, которые находятся под руководством мэрии, — уверен Михаил Большов.
Кроме того, по мнению спикера, городским экипажам автобусов и троллейбусов руководство выдает ЦУ для заработка денег, которые не учитываются в бюджете.
— Я слышал, что водителям муниципального транспорта дано негласное указание привозить определенные деньги, которые проходят мимо кассы, то есть с помощью продажи бумажных билетов за наличку. Проверить я, к сожалению, эту информацию не могу. Думаю, проверять должны уполномоченные органы, — рассуждает наш собеседник.
По мнению Михаила Большова, если такая схема существует, логично, что водители начинают соревноваться, чтобы заработать эти деньги. Но больше всего, заключил Михаил Большов, в этих гонках страдают пассажиры.
В последнее время новосибирский транспорт претерпевает большие перемены — это и внедрение карты «Сбер Тройка», и удорожание проезда после Нового года, и пертурбация многих городских маршрутов как летом 2024 года, так и сейчас. Все перемены вызывают у горожан противоречивые чувства.