Водитель автобуса Ирина Берей четыре месяца работала без сменщика на маршруте № 50 в Первомайском районе. По 12 часов пять–шесть дней в неделю женщина ездила по району, в котором живет: она знала, где и когда садятся мальчики-пловцы, кого надо подождать с работы, а кого провожают на занятия бабушки. В этот Новый год Ирина устроила пассажирам праздник: украсила салон и нарядилась Снегурочкой. Фото выложили в соцсети, и на женщину обрушилась волна народной любви. Корреспондент НГС поговорила с водителем о том, каково работать на «неженской» работе и находить в себе силы дарить пассажирам праздник.
«Я подъезжала, они меня фотографировали»
Ирина за четыре месяца практически беспрерывной работы без постоянного сменщика на маршруте № 50 многих пассажиров узнает в лицо. Ее пассажиры тоже запомнили.
— Наверное, они привыкли, полюбили отношение к ним: что близко к остановкам подъезжаю, бабушкам наклоню автобус, дождусь каждого. Более индивидуальные отношения с ребятишками. Они говорят, это «наша мама» ездит, — смеется Ирина.
К детям Ирина относится особенно бережно: открывает им переднюю дверь, чтобы они не мешали взрослым, и дети чаще всего остаются на передней площадке.
На работу Ирина встает в четыре утра, к шести идет в ПАТП, там проходит медицинский и технический осмотр и выходит на смену — двенадцать часов за рулем автобуса. По возвращении в гараж она, как правило, тратит еще полтора–два часа на уборку салона и проверку технического состояния автобуса.
— Работаю я не первый год и поэтому знаю, что, когда чисто и всё опрятно, люди заходят с другим отношением. У них нет даже повода поскандалить, возмутиться — сразу же меняется настроение, — объясняет водитель.
Перед Новым годом Ирина украсила салон — она так делает много лет. Впервые салон автобуса она украсила в Гурьевске, где тоже работала водителем. Там однажды даже проходил конкурс на лучший украшенный салон, для которого Ирина потратила серьезную для себя сумму — закупила гирлянды и украшения. Вложения окупились: она заняла первое место и получила премию. После переезда в Новосибирск Ирина сохранила свою традицию, а в этом году добавила к антуражу костюм Снегурочки. Пассажиры заметили — даже просили сфотографироваться. Водитель не отказывала.
— Люди подходили и говорили, что у них испытание такое: увидел Снегурочку — надо сфотографироваться. А ребятишки постарше стояли и ждали мой автобус. Его издалека было видно — он украшен. Я подъезжала, они меня фотографировали. Я им махала и улыбалась, — рассказала Ирина.
Ирина поставила себе цель: «зажечь искорку Нового года». Она видела, что многие пассажиры хмурятся на остановках, а ей хотелось видеть больше улыбок. Поэтому 25 декабря она начала улыбаться сама и махать пассажирам на остановках. Те сначала не понимали, а потом привыкли. И стали отвечать долгожданными улыбками. Для своих любимых пассажиров — детей Ирина готовила в качестве подарков мандарины и конфеты.
Когда фото Снегурочки появилось в ВК-группе «Моя Первомайка», многие стали благодарить водителя за настроение и отметили, что Ирина всегда хорошо водит. Комментарии ей пересылала племянница — сама Ирина соцсетями не пользуется. Некоторые пассажиры стали в ответ дарить подарки: звезду на елку, снеговика, коробки конфет.
Ее постоянные пассажиры, маленькие пловцы, на Новый год подарили Ирине значок с ее именем для салона автобуса, к которому была приколота трогательная, написанная детским почерком записка: «Тетя Ира самый лучший водитель».
В МКП «НГТ», где работает Ирина, еще три женщины-водителя — некоторые, призналась сибирячка, подхватили ее идею. Так веселых Снегурочек за рулем автобусов стало больше.
После Нового года костюм Ирина сняла, но украшения в салоне решила оставить до Старого Нового года. А прямо перед праздниками у нее появился сменщик Дима, который на радость женщине с вниманием относится к чистоте в салоне.
«Это моя детская мечта»
Ирина утверждает, что жизнь должна быть вечным праздником. Но пришла она к этому не сразу. Она рассказала, что ее старший сын погиб, не дожив до 18 лет, — семья тогда жила в Новокузнецке. Какое-то время Ирина думала, что ее жизнь окончена.
— Потом я поняла, что нужно просто-напросто хлопнуть дверью и пойти дальше. У меня свое предприятие рекламное было, но я не смогла быть в замкнутом пространстве. И пошла подметать улицы возле денеров, — вспомнила она.
В какой-то момент Ирину уговорили выйти работать начальником отдела кадров. Работа с людьми ей понравилась, но бросать подметание улиц она не захотела.
Через некоторое время Ирина переехала из Новокузнецка в Гурьевск. У нее было два высших образования: педагогическое и экономическое, но в Гурьевске они оказались не нужны — в городе много угольных разрезов, вакансии — для людей технических специальностей. Тогда Ирине и пригодилось водительское удостоверение категории D, которое она получила совсем молодой — тогда у них в семье был свой автобус.
Папа Ирины тоже был водителем, но для дочери хотел другой жизни. При этом нередко брал ее с собой в рейсы, и Ирина вместо детского сада ездила с отцом в «спальниках» в машинах.
— Мне сказали, что в ПАТП всех берут, я и пошла. Быть водителем автобуса — это моя детская мечта. Сейчас мне родственники предъявляют, что я столько училась, чтобы стать «шоферюгой». А я отвечаю, что они сами меня так воспитали. Когда-то же должен настать момент исполнения детской мечты? — рассуждает сибирячка.
В Гурьевске Ирина работала на пазиках и на больших автобусах, ездила в городе и по трассам. Так у Ирины появилось огромное уважение к расписанию, и нарушать его она не позволяет себе и сейчас.
В Новосибирск Ирина переехала около пяти лет назад — решила уехать подальше от смога и плохой экологии, а младшему ребенку дать больше возможностей. Сейчас дочь Ирины учится в четвертом классе.
— В новосибирском ПАТП было негласное правило, когда я отправляла документы: не брать женщин. Я здесь оказалась первой. Видимо, с моими работодателями связались, — улыбается водитель.
«Как скатилось предприятие, если бабу наняли»
Первое время жизнь в Новосибирске была тяжелой. Сначала Ирина работала по «полсменки»: утром проводила время с ребенком — водила дочь в школу и на кружки. А после обеда садилась за руль и ездила до ночи.
Тяжело было и прижиться в большом мужском коллективе — Ирине пришлось доказывать свои знания и опыт.
— Они за спиной говорили: «Как скатилось предприятие, если бабу наняли», — вспоминает Ирина.
Но усилия были не напрасными, и со временем отношение и к ней, и к женщинам вообще на предприятии поменялось — теперь у Ирины три коллеги-женщины, которые «пересели» на автобусы из троллейбусов.
Ирина продолжает учиться: вникает глубже в технические вопросы, чтобы не стоять на дорогах с поломками. Во время вождения женщина никуда не торопится — в комментариях в «Моей Первомайке» сразу несколько человек отметили, что Ирина всегда едет аккуратно и безопасно.
Ирина вспоминает, что отец постоянно называл профессию водителя «тюрьмой за спиной»: на нем всегда лежит ответственность за автобус и за жизни людей. Сегодня за смену она перевозит больше тысячи пассажиров.
— Мы больше летчиков перевозим, а это считается самой ответственной работой. Представляете, за сколько жизней нам приходится отвечать? Ответственность давит, — призналась она и тут же иронично добавила: — Я иногда удивляюсь: вы дураки, вы кому доверили такое транспортное средство? И главное, без кондуктора, без всего!
За несколько месяцев пассажиры привыкли к графику Ирины, а она подстроилась под них и выучила расписание некоторых «постоянников». Ирина знает, что на одной из остановок надо притормозить и подождать пару минут — выйдут дети из бассейна. А немного дальше в автобус садятся школьники, занимающиеся борьбой.
— Если я раньше проеду, они будут 10−15 минут ждать следующий автобус. А для чего? Они же замерзнут. Поэтому я чуть-чуть притормозила, их собрала, и мы поехали. В графике всё равно время есть, — объяснила водитель. — Я знаю, где у детей дополнительные занятия и где бабушки выводят своих внучат — туда приезжаю на две минуты позже.
В жизни Ирина тоже соблюдает четкий график — говорит, что это помогает ей выдерживать непростую нагрузку.
— У меня мужики спрашивают: «Как так можно работать?». А я рассуждаю, что мужчина сильный, но больше на коротких дистанциях. Он спринтер. А женщина может на длинные дистанции. А самое главное, с душой к работе относится, — считает сибирячка.
Свою работу Ирина любит, но рассуждает и о других возможностях и строит разные планы. И признается, что ее муж считает, что ей подошла бы работа организатора праздников.
Что еще почитать по теме?
«Я бы ушел, но некуда»: водитель муниципального автобуса — об условиях работы и о том, почему пассажиры мерзнут на остановках.
«Просто мы романтики»: как супруги 25 лет работают водителями трамваев.
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе.