Общественный транспорт в Новосибирске — это когда в морозы холодно, в дождь мокро, а в +30, конечно же, жарко. Наш транспорт как будто не приспособлен к комфорту. Корреспонденты НГС решили проверить, так ли это, а если и так, то где хуже: в трамвае, троллейбусе, метро, электричке, автобусе или маршрутке. Мы также посмотрели, как себя ведет новенький «Горожанин» в такую погоду, и чуть не упали в обмороки. Садитесь поудобнее перед прочтением и не забудьте взять веер.
«Не открывайте окна при работающем кондиционере»
На новенький троллейбус «Горожанин» было больше всего надежды. Транспорт оснащен кондиционером. Но как только троллейбус № 36 подъезжает к остановке «Лазурная», становится понятно, что всё немного хуже, чем в мечтах. Все форточки открыты, а водитель на остановке открывает и двери. Это даже с учетом, что троллейбусы оснащены кнопками, с помощью которых открыть дверь может сам пассажир.
На первой остановке троллейбус пустой. На улице во вторник, 25 июня, не было такой абсолютной духоты, как в понедельник. Периодически дует ветерок, так что находиться в теньке вполне комфортно. Но как только заходишь в троллейбус, сразу погружаешься в мир духоты.
Мы достаем термометр, который нагревается до 30,4 градуса. На открытом окне надписи: «Не открывайте форточки при работающем кондиционере». Как рассказывает постоянная пассажирка «Горожанина» Александра, окна открывают сами люди, и по этой причине водители выключают кондиционер.
— Я месяц в прошлом году общалась с пассажирами, просила их закрывать окна. Тогда мы ездили с кондиционером, — рассказывает Александра.
«Горожанин» разочаровал больше всего именно из-за высоких ожиданий. После троллейбуса мы идем в трамвай № 13, в котором о кондиционере даже не слышали. Все пассажиры выглядят взмокшими. Воздуха из небольших окон поступает немного.
— Я с пересадками еду. В трамвае невыносимо. Но есть автобусы, где работает кондиционер. Это под номерами 96 и 36, — рассказывает пожилая пассажирка. Через пару минут езды она достает салфетки, чтобы промочить лоб.
Одна сторона в трамвае немного свободнее — там светит солнце. Первое измерение температуры показывает 31,3 градуса. Но по дороге термометр мы не убираем, и на солнце он нагревается до 34 градусов. В какой-то момент фотокорреспондент НГС не выдерживает и идет в проход перед дверью — там есть хоть немного воздуха.
На трамвае доезжаем до Октябрьского рынка, где пересаживаемся на автобус № 98. В 10 утра он переполнен, и приходится встать у двери. Пассажиров так много, что приходится максимально избегать контакта, чтобы не прикоснуться своей мокрой кожей к чьей-то чужой.
Одна из женщин протискивается сквозь толпу к выходу, а как только выходит на остановке, то делает глубокий выдох. Голова в переполненном автобусе начинает немного побаливать, а запасенной воды становится всё меньше и меньше. Термометр показывает +32,1 градуса.
«Электричка — лучше всего летом»
После душного автобуса метро кажется благословением. На станции там всего 24,8 градуса, в вагоне чуть побольше — 26,3 градуса. Но все окна открыты, и пассажиров обдувает ветер такой силы, что развеиваются волосы. Под землей люди выглядят намного бодрее. И кажется, что это идеальное место, но в голову приходят воспоминания про станции в час пик в жару. В это время глаза режет от острого запаха пота.
Из метро пассажиры выходят вполне свежие. Некоторые идут напрямую к электричкам. Солнце уже с утра поднялось и накалило всё вокруг. Спрятаться в тени на станции «Речной вокзал» почти нереально. Мы покупаем билеты до станции Новосибирск-Главный и находим пустую скамейку, на которой хоть немного можно передохнуть.
В вагоне открыты окна, но особенность окон в электричках — они совсем не запускают ветер. Одна из пассажирок достает веер и обмахивается им. Это не единственный способ новосибирцев выживать в жару в общественном транспорте. В одном из трамваев девушка обмахивается тетрадью, а некоторые используют ручной вентилятор, который стоит пару сотен рублей. Многие едут, вцепившись в бутылки воды.
Пассажирка с веером едет из пригорода.
— Электрички летом лучший транспорт. Где-то ремонт, где-то аварии, и стоять в пробках невозможно, — рассказывает корреспонденту НГС сибирячка.
В электричке температура достигает +32,4 градуса. Духота уже настолько сильная, что пот заливается в глаза.
Последний транспорт в нашем эксперименте — маршрутка. На вокзале на остановке приходится постоять около пяти минут в ожидании транспорта. Солнце, которое ненадолго скрылось за облаками, снова начало безжалостно светить. От остановки есть небольшая тень, за которую мы и прячемся. В эти минуты от духоты уже сильно болит голова, а сил на то, чтобы стоять, остается всё меньше. Мечты о холодном душе занимают все мысли.
В маршрутке № 45 люди похожи на потных зомби. Взгляд направлен в никуда, а выражение лица отсутствующее. В маршрутке тоже открыты окна, но это мало спасает. Немного помогает то, что всё стекло обклеено рекламой, и прямых лучей солнца меньше. Температура в маршрутке +33,1 градуса.
Мы ездили на общественном транспорте около полутора часов. Выходя из последнего вида транспорта, который мы решили испробовать, мир у меня начал немного расплываться. И даже спустя несколько часов последствия всё еще ощущались: немного болит голова и чувствуется тошнота.
Корреспондент НГС направила запрос в мэрию Новосибирска с вопросами о кондиционерах.
Жара в Новосибирске будет стоять до конца недели. НГС узнал у врачей, как можно защитить свой организм, почему важно пить минеральную воду и какое влияние высокие температуры оказывают на организм человека.