Строительство развязки в Кировском районе на пересечении Советского шоссе и ул. Петухова вышло на финальную стадию — подрядчик монтирует пролеты через железнодорожный переезд. Самая масштабная после третьего моста дорожная стройка в левобережье обойдется городу более чем в 1 млрд руб. — она послужит дублером Бердского шоссе для тысяч жителей ОбьГЭС, Академгородка и поселка Краснообск. Какие проблемы решит новая развязка, а какие встанут перед городом еще острее — в материале НГС.НОВОСТИ.
В первых числах мая подрядчик ОАО «Новосибирскавтодор» начал монтировать пролетные строения над железнодорожным переездом на ул. Петухова. Строительство ключевой для левобережья развязки, расположенной на въезде в город со стороны Советского шоссе, вышло на финальную стадию. Работы проводятся над рельсами — для их выполнения, по согласованию с железнодорожниками, пришлось на время останавливать движение составов, сообщили в пресс-службе «Новосибирскавтодора».
Путепровод длиной 78 м будет состоять из железобетонных балок, буронабивных свай и монолитных подпорных стенок. После монтажа останется омонолитить балки, устроить гидроизоляцию, уложить асфальт — и развязка будет готова. Подрядчик планирует завершить работы к осени 2014 года. Сейчас на стройплощадке сделана насыпь с подпорными стенками, забетонированы опоры путепровода и перенесено трамвайное кольцо.
Как рассказали в пресс-центре мэрии, после окончания строительства с Винаповского моста можно будет поехать прямо, пересечь ул. Петухова и через путепровод съехать на Советское шоссе. С ул. Петухова на новую дорогу можно будет попасть, сделав правый поворот. С Советского шоссе на Бронные переулки машины будут ехать по уже существующей дороге — ее отремонтируют. На строящейся дороге появятся ограждение и опоры освещения.
О необходимости развязки на южном въезде в город заговорили после реконструкции Советского шоссе. Поток автомобилей, который хлынул по обновленной областной трассе в 2012 году, упирался в длинную пробку на ул. Петухова. Место, где магистраль вливается в четырехполосную дорогу, автомобилисты прозвали «бутылочным горлышком». Пробку на слиянии дорог усугублял железнодорожный переезд — часть технической ветки, которая обслуживает промышленные предприятия на юге города.
В 2012 году контракт на строительство развязки стоимостью 1 млрд 105 млн руб. был заключен с ОАО «Новосибирскавтодор». Через несколько месяцев по решению ФАС его действие было приостановлено — результаты были оспорены московской компанией, вторым участником конкурса. В сентябре 2012 года торги были проведены вновь — контракт снова достался новосибирцам. В последней редакции конкурсной документации стоимость развязки составляет 1 млрд 44 млн руб.
Позже «Новосибирскавтодор» обратился с иском к мэрии, пытаясь расторгнуть контракт и заключить новый, по прежней, более высокой цене. Но 6 мая 2014 года Арбитражный суд отказался удовлетворить этот иск, указав, что в ходе второго аукциона истец добровольно снизил цену на 61 млн руб. — заключать договор по новой цене его никто не принуждал. В ОАО «Новосибирскавтодор» отказались комментировать, на какие работы в результате не хватит средств, — запрос НГС.НОВОСТИ остался без оперативного ответа.
По данным конкурсной документации, городской бюджет рассчитается со строителями в 2015 году. Несмотря на снижение стоимости в 60 млн руб., развязку можно считать одним из самых дорогих дорожных проектов, реализованных в левобережье за последние годы.
В бюджете 2014 года на ее строительство выделено 360,7 млн руб. По размеру вложений путепровод уступает только третьему мосту (750 млн руб. в 2014 году).
Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Валерий Жарков уверен, что строительство развязки завершится в срок — к октябрю 2014 года. По его мнению, когда пропускная способность перекрестка Советского шоссе и Петухова увеличится, проблемы возникнут на других участках. «На стыке ул. Ватутина и Мира нужно будет менять схему работы светофора или конфигурацию самого перекрестка — сейчас мы этим занимаемся, разрабатываем схему», — уверил он. Также в мэрии просчитывают изменение режима работы светофоров на ул. Петухова.
Расширения еще одного узкого места, сопряженного с Советским шоссе, — проезда по плотине ГЭС — в ближайших планах нет, добавил Валерий Жарков.
Александр Бестужев, депутат горсовета из Кировского района, неоднократно сталкивался с пробкой на ул. Петухова, поэтому идею с эстакадой он считает удачной — она позволит городу решить проблему переезда, не разделяя потоки на несколько уровней. Другую конструкцию развязки выбрать было невозможно — техническая ветка, проходящая вдоль Советского шоссе, имеет стратегическое значение, знает депутат.
Михаил Никулин, идеолог скоростного трамвая в Новосибирске, пояснил: железнодорожную ветку заложили во время строительства Новосибирской ГЭС — она должна была соединиться с железной дорогой в районе Академгородка, но так и осталась тупиковой. Сейчас она обслуживает пивоваренный комбинат «Красный Восток», Центральный автомобильный ремонтный завод и завод компании «Кока-Кола».
Господин Бестужев уверен, что Советское шоссе с запуском эстакады станет полноценным дублером Бердского шоссе и примет дополнительно несколько тысяч человек. Сюда поедут не только жители ОбьГЭС, Академгородка, поселков Краснообск и Элитный. Когда заработает Бугринский мост, сюда хлынет поток горожан с обоих берегов, желающих отдохнуть на берегу Обского моря, полагает собеседник.
Директор «Межрегионального союза защиты автомобилистов Сибири» Владимир Косенко возмущен, что город вкладывает деньги в стройку, которой можно было избежать, ликвидировав железнодорожную ветку.
«Это частная дорога, которая соединяет несколько предприятий, — получается, что мы, налогоплательщики, делаем реверанс в пользу частных компаний — уж не знаю, сколько им лет потребуется, чтобы вернуть эти вложения в форме налогов», — рассуждает автоэксперт. По его мнению, демонтаж путей удешевил бы строительство в разы — достаточно было бы сделать простое транспортное кольцо. С возрастающим ростом автомобилизации вообще не имеет смысла вкладывать миллиарды в строительство объектов, которые принесут облегчение всего на год-полтора. Эта же сумма, вложенная в развитие пассажирского транспорта, принесла бы больше эффекта в борьбе с пробками, заключил собеседник.
Дарья Староверова
Фото thinkstockphotos.com (1), Ольги Бурлаковой (2, 3)
Флеш-схема Михаила Салагаева