Несмотря на то что Новосибирск этой зимой поставил рекорд по очистке улиц от снега, нынешняя весна сулит дорожникам множество сезонных проблем. Дело в том, что весной сильнее, чем в другие времена года, дороги подвержены порче: из-за чередующего перепада температур трещины больше, а недоремонт очевиднее. 14 марта Константин Громенко, начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области (ТУАД НСО), рассказал журналистам о планах по ремонту дорог на 2011 год, а также о том, как его служба защитит весенние дороги от многотонных грузовиков и паводка.
Весенние месяцы, когда столбик на термометре постоянно скачет то выше, то ниже нулевой отметки, — самый трудный период для работников дорожных служб. После таяния снега в поры на асфальте попадает вода, затем замерзает и увеличивается в объеме на 15 %, расширяя границы трещин. В результате — особенно если дорожное полотно уложено некачественно — температурные колебания приводят к появлению глубоких трещин и ямок.
«Нам еще повезло, что осенью 2010 года земля не сильно промерзла, — констатирует начальник ТУАД НСО Константин Громенко. — Позапрошлой осенью земля была промерзшей, и влага с нее скатывалась, как с гуся вода, так что весной она полилась ручейками и реками, разрушая дороги и искусственные сооружения. Этой весной, если хотя бы часть влаги впитается в грунт, соответствующих разрушений будет меньше».
Легко уязвимый весенний асфальт может также деформироваться под тяжестью большегрузов. Поэтому с 18 апреля по 15 мая на дорогах области вводится ограничение на движение для грузовиков с нагрузкой на ось более 5 тонн. Серьезный урон асфальту может принести и паводок, который в этом году прогнозируют сравнимым с рекордным прошлогодним.
Список паводкоопасных мест в области насчитывает более двухсот позиций. В Новосибирском районе такими являются, например, участок Мочищенского шоссе и трассы Инская – Барышево (по пути в Кольцово).
В городе мэрия насчитала 50 подобных мест — среди них низины микрорайона Щ в Академгородке, а также «тещин язык» (участок автодороги в Ленинском районе), который дорожники в марте оборудовали подпорной стенкой. Заместитель начальника ТУАД НСО Валерий Садков также упомянул крайне тяжелое состояние бесхозяйных (утративших владельцев в 1990-е годы) дорог, асфальт у которых положен прямо на грунт — их общая протяженность в области составляет около 1000 км. К ним относится печально известная трасса Новосибирск – Бибиха, размытая паводком в прошлом году.
Специалисты мэрии считают, что оперативный вывоз снега и его рекордные объемы (на данный момент вывезено около 3 млн кубометров снега) этой зимой сохранили качество дорог к весне.
«Это помогло от морозного пучения и разрушений», — уверен начальник главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска Валерий Жарков. Эксперты профильных вузов, впрочем, думают иначе.
«Уборка снега это, конечно, хорошо, но к сохранению качества дороги оно отношения не имеет, — улыбается Александр Исаков, заведующий кафедрой проектирования и постройки железных и автомобильных дорог СГУПС. — Чем меньше снега, тем глубже промерзание. Чем глубже промерзание, тем интенсивнее процесс пучения». Морозное пучение асфальта можно преодолеть единственным способом, считает эксперт: «Под асфальтом нужно делать подушки из щебенисто-гравийного наполнения, не меньше полуметра глубиной. Американцы, например, меньше полуметра не кладут, поэтому у них весной все нормально».
Автовладельцы и перевозчики считают, что говорить о качестве «весеннего асфальта» преждевременно — наиболее интенсивно он будет разрушаться в апреле, — но пользователи дорог не сомневаются, что вывоз снега пошел городу на пользу. Сомнения вызывает у них качество ремонта дорог, который проводился последние несколько лет.
«Хотел бы заметить, что на свежеотремонтированных участках дорог — на Восходе, на Большевистской, на Красном проспекте — вновь появляется колея; очевидно, что она от шипованных колес, и это вопрос о качестве ремонта, который был проведен, —
считает координатор организации автовладельцев «Свобода выбора» Владимир Кириллов. — Нам, кстати, так и не предоставили списки дорог, которые были отремонтированы. Соответственно, мы не можем выявить виновников из числа подрядных организаций, которые косячат»
Власти, тем временем, сообщают о плане ремонта и строительстве дорог на 2011 год. Всего область собирается ввести 12-13 км новых дорог, а 250 км планируется отремонтировать. «Главный объект в городе — это Советское шоссе, — комментирует начальник ТУАД НСО Константин Громенко. — Там мы планируем дойти до улицы Петухова с покрытием и 6 полосами движения».
Владимир Иткин
Фото Сергея Ляшко