Эрик Берн, всемирно известный психолог, в своих книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» описал треугольник Карпмана, неэффективную психологическую модель общения в семье и социуме. Другое название треугольника Карпмана — треугольник судьбы, потому что один раз усвоив ту или иную социальную роль, мы редко можем выйти из нее самостоятельно.
В вершинах треугольника лежат наши повседневные роли — Тирана, Жертвы или Спасателя. Жертва — человек, которому по каким-то своим бессознательным мотивам выгодно играть жертву. Тирану важно преследовать Жертву или давить на нее. Спасатель — человек, который как бы хочет помочь Жертве, но делает это из своих скрытых побуждений, например, насладиться своей властью.
Главная особенность треугольника Карпмана — взаимозаменяемость ролей, то есть переход из одной роли в другую. В качестве примера традиционно приводят общение в созависимых семьях. Вечером папа-алкоголик приходит домой. Он Тиран, так как от его алкоголизма страдают все. Мама — Жертва, ребенок старается успокоить и поддержать ее, и автоматически становится Спасателем. Наутро картина резко меняется. Папа становится Жертвой, так как мучается от абстиненции, ребенок превращается в Тирана, ходит и стыдит отца: «Как ты себя плохо вел накануне, как тебе не стыдно». А жена, поднося рюмочку чего-то горячительного, чтобы муж мог опохмелиться, становится Спасателем. На самом деле муж, возвращаясь домой, может стать Жертвой, когда на пороге его встречает грозная жена со словами: «Опять ты напился!», а ребенок вместо мамы может утешать отца, или если отец агрессивен, то он может преследовать ребенка, как самого слабого члена семейной системы — вариантов масса. Но все они — патологичны и вместе с тем — выгодны каждому из участников. Недаром семьи наркоманов в ремиссии требуют дополнительной работы, потому что их бессознательная выгода от его поведения перестает удовлетворяться.
Каким же способом можно вырваться из бега по замкнутому треугольнику? Первое и, конечно же, самое главное — осознание проблемы и тщательное отслеживание своего поведения. Второе — знание триггеров, «включателей» поведения роли, например, слов: «я — заложник обстоятельств», которые так характерны для Жертвы, или «кроме тебя мне никто не может помочь» — стопроцентная ловушка для Спасателя. Третье, не менее важное условие, — говорить о своих чувствах и осознавать свои потребности, потому что социальное взаимодействие по типу Тиран – Жертва – Спасатель всегда наполнено скрытыми коммуникативными посылами и отличается нарушением личностных границ. Например, хорошим маркером может служить чувство вины: если кто-то старается вызвать его у вас, вами однозначно пытаются манипулировать.
Фото thinkstockphotos.com